- ГАТЫ
[авест. J ; пехл. - песнопение, гимн], входящие в Ясну молитвенные песнопения, прославляющие Ахура Мазду; древнейшие тексты Авесты, создание к-рых приписывается Заратуштре.
Язык Г. древнее языка Ясны, долгое время они передавались изустно и были записаны в период, когда авест. язык был уже мертвым. Г. разделяются на 5 неравных по объему групп и насчитывают 896 строк (ок. 6 тыс. слов), собранных в 17 главах Ясны. Первую, Ахунавайти, образуют главы Ясны 28-34 (100 стихов); во вторую, Уштавайти, входят главы 43-46 (66 стихов); третья, Спентамайнью, включает главы 47-50 (41 стих); четвертая, Вохухшатра, содержит гл. 51 (22 стиха), и пятая, Вахиштоишти,- гл. 53 (9 стихов). Деление Г. на 5 групп зависит от их стихотворного метра, а не от содержания стихов. Каждая строфа в любой из 5 Г. имеет определенное число строк, каждая строка имеет особое число слогов, разбиваясь равномерно на 2 или 3 части.
Г. не являются религ. трактатом, к-рый последовательно раскрывает вероучительные вопросы, тем не менее можно выделить неск. основных сюжетов. Ахунавайти описывает страдания людей на земле и просьбу о защите, к-рую Душа земли (символ всего живого) обращает к Ахура Мазде. На божественном совете принимается решение помочь людям. Заратуштра избирается Ахура Маздой в качестве пророка и учителя для людей и получает особую духовную силу и власть (Ясна 29. 6-11). Затем раскрывается учение о добром духе - Спента Майнью - и злом духе, позднее получившем имя Анхро Майнью. В жизни человек постоянно делает свободный выбор между добром и злом. Т. е. те, кто выбирают добро и живут согласно высшей истине (Аше), получают за это в земной жизни здоровье и крепость тела, в вечной жизни - пребывание в обители Ахура Мазды (т. е. в раю); те, кто выбирают зло, будут наказаны, оставшись «на долгое время во тьме, пребывая в скорби и беспокойстве». Посвященные, выбравшие служение Ахура Мазде, должны бороться за «умножение истины и праведности», для чего им даруется «совершенство, вечность, чистота, духовная власть и сила служения человечеству» (Ясна 30-31). Грешники («поклонники дэва») борются против Ахура Мазды и Заратуштры, склоняя людей ко лжи и к вероломству, но они потерпят поражение (Ясна 32). В следующей главе приводится молитва Заратуштры к Ахура Мазде, он вручает божеству свою жизнь и просит божественного вдохновения и помощи для исполнения своей миссии (Ясна 33), а также спрашивает, как понять волю божества и лучше служить ему (Ясна 34).
Уштавайти повествует о том, как Заратуштра через Воху Майнью (Благой Помысел) получил откровение от Ахура Мазды (Ясна 43) и начал проповедовать учение. Люди, слуги Ахура Мазды, получат от него награду, и Заратуштра переведет их через мост Чинват (Мост суда) в рай, где они будут наслаждаться вечной жизнью (Ясна 45. 10, 19). Праведники должны не только вести св. жизнь, но и стараться обратить нечестивых к праведности, а если это невозможно, то избегать всяческих контактов с ними, в противном случае они сами станут нечестивыми (Ясна 46).
Спентамайнью касается вопросов устройства общества. «Правдивый человек, хотя бы и малого достатка или бедный, должен быть любим и уважаем, последователь же лжи, даже великого достатка и могущества, должен быть презираем и принят как нечестивый» (Ясна 47. 4). Тираны не должны управлять людьми, надо отдать власть «добрым и справедливым царям, ведомым мудростью с добрым и ясным разумением» (Ясна 48. 5). Души «правителей-тиранов, нечестивых, изрекающих злое, мыслящих злое, и последователей лжи вернутся в ад, или в обитель лжи, ибо сияние их внутренней сущности померкло и отвратились они от света истины» (Ясна 49. 11).
В Вохухшатре говорится о преданности Ахура Мазде, Аше и Армайти и о воздаянии за добро и зло.
Вахиштоишти напрямую связана с частной жизнью Заратуштры: внешней канвой для религ. проповеди стала свадьба его младшей дочери. Заратуштра призывает дочь быть праведной, благочестивой и достойной женой, пребывающей в вере. В заключение он говорит: «Стремитесь избежать соблазнов плотской жизни... и остановите продвижение лжи и обмана. Освободитесь от привязанности ко лжи и знайте, что счастье, обретаемое через ложь и печальный конец других, не породит ничего, кроме боли и горя».
Произнесение Г. считается делом очень важным, праведники, читавшие Г. на земле, попадают в рай. Согласно Бундахишну, с помощью чтения Г. будут разбиты Анхро Майнью и демон Аз (демон жадности) (Бундахишн 70). С Г. также связаны названия последних 5 дней года, когда зороастрийцы читают специальные молитвы из Г.
Ист.: The Holy Songs of Zarathustra: Transl. of Gathas / Mobed Firouz Azargoshab. [S. l.], 1980; Khordah Avesta / Transl. into Engl. by Mobed Firouz Azargoshab [S. l.], 1985; Авеста в рус. переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред. И. В. Рака. СПб., 1997; Зороастрийские тексты: Суждения Духа Разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение. Основы (Бундахишн) и др. тексты / Подгот. О. М. Чунаковой. М., 1997. (Памятники письменности Востока; 114).
Лит.: Маковельский А. О. Авеста. Баку, 1960; Лелеков Л. А. Авеста в современной науке. М., 1992; Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / Пер. с англ. и примеч. И. М. Стеблин-Каменского. СПб., 20034; Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастр. терминов, мифич. персонажей и мифолог. символов. М., 2004.
И. Р. Л.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.