- ГЕВАРТ
Ф. О. Геварт. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.
Ф. О. Геварт. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. [фламанд. Gevaert] Франсуа Огюст (31.07.1828, Хёйсе, близ Ауденарде - 24.12.1908, Брюссель), бельг. музыковед, композитор и педагог. Начал заниматься музыкой под рук. родственника, органиста Ж. Б. Христианса. В 13 лет поступил в консерваторию г. Гента, в класс Де Сомера (фортепиано). Спустя 2 года стал преподавать фортепиано, впосл. служил органистом в иезуитском колледже в Генте. В 1847 г. победил на конкурсе Об-ва изящных искусств г. Гента (кантата «Бельгия») и выиграл бельг. большую Римскую премию (кантата «Король Лир»). В 1849-1852 гг. Г. путешествовал по Франции, Германии, Италии и Испании; впечатления о состоянии музыки в Испании и Италии Г. опубликовал в бюллетене Бельгийской королевской академии наук, лит-ры и изящных искусств. Следующие 15 лет Г. провел в Париже. С 1867 г. до начала франко-прусской войны был муз. руководителем театра «Опера-комик». Затем переехал в Брюссель, где возглавил консерваторию. Под его руководством, продлившимся почти 40 лет, Брюссельская консерватория стала одним из самых значительных муз. учебных заведений Европы. Благодаря его деятельному участию были введены новые учебные курсы, а преподавательский состав пополнился знаменитыми музыкантами, среди к-рых был Э. Изаи.Среди муз. сочинений Г.- оперы, произведения для оркестра, кантаты, вокальная хоровая и церковная музыка. Большим авторитетом пользуются его педагогические труды. Так, «Новый трактат по инструментовке» (Nouveau traité d'instrumentation (P. e. a., 1885) был переведен на нем., англ., португ. и рус. (П. И. Чайковским) языки. Исторические труды Г., также издававшиеся в переводах на европ. языки, посвящены в основном музыке античности и раннего средневековья. Его «История и теория античной музыки» долгое время считалась одной из самых важных работ по этой теме. В трактате «Истоки богослужебного пения латинской церкви» Г. уточнил время реорганизации рим. богослужебного пения: он полагал, что реформа была проведена одним из предшественников папы Григория Великого. Эта теория вызвала у современников, особенно у монахов-бенедиктинцев, множество возражений.
Г. был присвоен ряд почетных званий: придворный композитор короля Бельгии, член Бельгийской королевской академии наук, лит-ры и изящных искусств, Ин-та Франции, Берлинской королевской АН и проч.
Муз. соч.: Jérusalem, ou Le départ des Croisés. [S. d.]; «Super flumina Babylonis». 1847; «Te Deum». 1843; Requiem [для муж. хора и орк.]. Gand, 1853; Litanies du Très-Saint Nom de Jésus. Gand, 1864; Messe de Noël [для 3 дет. (жен.) голосов и органа]. P.; Brux., 1908; 9 motets. 1857-1860.
Соч.: Méthode pour l'enseignement du Plain-chant. Gand, 1856; Histoire et théorie de la musique de l'antiquité: En 2 vol. Gand, 1875-1881. Hildesheim, 1965r; Les origines du chant liturgique de l'Église latine. Gand, 1890. Hildesheim; N. Y., 1971r; Der Ursprung des römischen Kirchengesanges. Lpz., 1891; La mélopée antique dans le chant de l'église latine. Gand, 1895. Osnabrück, 1967r; Gevaert F.-A., Vollgraff J. C. Les problèmes musicaux d'Aristote / Texte grec avec trad. franç., not. philol., comment. mus. Gand, 1903. Osnabrück, 1977, 1988r; Traité d'harmonie théorique et pratique: En 2 vol. P.; Brux., 1905-1907, 1970r.
Лит.: Dufour F. Le baron F.-A. Gevaert. Brux., 1909; Dubois L. Notice sur F.-A. Gevaert // Annuaire de l'Acad. royale des sciences... de Belgique. Brux., 1930. Vol. 96. P. 97-147; Van den Borren C. Geschiedenis van de muziek in de Nederlanden: In 2 vol. Antw., 1951. Vol. 2; Subirá J. Epistolario de F.-A. Gevaert y J. de Monasterio // Annales musicologiques. 1961. Vol. 16. P. 217-246; Hargot J. François-August Gevaert: Diss. / Catholic Univ. Leuven, 1987.
А. Ю. Вовк
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.