ГЕРИБАЛЬД

ГЕРИБАЛЬД

[лат. Heribaldus, Heriboldus; франц. Héribald, Herbaud] († 857), св. (пам. зап. 25 апр.), еп. Осерский (Франция). Житие Г., содержащееся в компилятивном памятнике «Деяния Осерских епископов», было составлено Рейногалой и Алагом, монахами аббатства св. Германа в Осере, при участии схоластика и мон. той же обители св. Эйриха Осерского. Имя святого упомянуто в «Истории Реймсской Церкви» каноника Флодоарда Реймсского (Ɨ 966) и в Осерском Мартирологе (XI в.) в связи с поставлением Г. на епископскую кафедру, пожертвованиями, сделанными им Церкви, и кончиной, а также в актах Соборов, королевских дипломах и сочинениях современников - Лупа из Ферьера, Гинкмара, архиеп. Реймсского, Рабана Мавра и др.

Согласно источникам, Г. с юности воспитывался при дворе и, вероятно, нек-рое время входил в состав придворного клира. После смерти дяди св. Ангелельма, еп. Осерского, Г. был избран его преемником, что было одобрено имп. Людовиком Благочестивым и Альдриком, архиеп. Санским. Г. участвовал в Соборах в Париже (829), в Компьене (833), в Туре (849), в Сансе (852), в Вербери (853), в Боннёе (855).

В конфликте имп. Людовика Благочестивого и его старшего сына Лотаря выступил на стороне последнего. После возвращения Людовика в авг. 834 г. к власти и удаления Лотаря в Италию Г. в числе др. его сторонников, как пишет Флодоард, «вопреки правилам веры» оставил кафедру и последовал за ним в Италию, посетил Рим, где ему были подарены частицы мощей св. мучеников Хрисанфа и Александра, впосл. помещенные им в ц. Иоанна Крестителя в Осере.

В одной из эпиграмм Валафрида Страбона, написанной от лица его воспитанника младшего сына Людовика Благочестивого Карла и адресованной Г., Карл радуется примирению с Г. и говорит, что предательство не принесло бы ему никакой славы. Исследователь Ж. Марилье относит время написания этой эпиграммы к времени после Собора в Париже и интерпретирует ее в смысле примирения Г. с имп. Людовиком. Однако эпиграмма, написанная от лица Карла, а не Людовика, скорее указывает на примирение Г. с первым, что могло иметь место после 833 г., когда Людовик изменил завещание: согласно новому документу о разделе земель, Осер отходил владениям Карла. Т. о., еще до смерти Людовика Благочестивого Г. перешел на сторону Карла, примирился с правящим императором и вернулся на Осерскую кафедру (не позднее 839). После смерти Людовика Благочестивого (840), когда Лотарь вернулся из Италии, Г. не поддержал его. Автор «Деяний Осерских епископов» сообщает, что открытие мощей св. Германа, еп. Осерского, произведенное Г. в 841 г., в период междоусобицы сыновей Людовика Благочестивого, было совершено по повелению Карла Лысого, выступавшего против Лотаря. Впосл. Г. - один из доверенных лиц Карла Лысого, к-рый после раздела империи в Вердене (843) стал королем зап. франков. В послании к Пруденцию, еп. Труа, написанном ок. 844 г., Луп из Ферьера упоминает, что Г. передавал ему королевские распоряжения (Ep. 63).

В 50-х гг. IX в. Г. отошел от участия в политических событиях и, посвятив себя служению Церкви, вел аскетический образ жизни. Основал в Осере школу при кафедральном соборе, к-рая впосл. стала широко известной, пригласил туда выдающихся учителей, таких как Гаймон и Эйрих Осерский. Эйрих посвятил Г. составленный им сборник поэтических изречений (Collectanea, или Excerpta) из произведений Валерия Максима, рим. поэта I в. до Р. Х.

При Г. была заново отстроена ц. Иоанна Крестителя, обновлены перекрытия церквей св. Девы Марии и св. первомч. Стефана, в них появились росписи и витражи. Была украшена крипта св. Стефана в аббатстве свт. Германа в Осере и рака, в к-рой хранились одеяния свт. Германа. В 841 г. Г. совершил торжественное открытие мощей св. Германа, к-рые были обнаружены нетленными. Пользуясь покровительством кор. Карла Лысого, Г. добился возвращения Осерскому еп-ству ряда владений, прежде конфискованных и выведенных из церковной юрисдикции.

Г. погребен в мон-ре св. Германа, в крипте св. Стефана. Флодоард, ссылаясь на послания Гинкмара Реймсского брату Г. Аббону, ставшему его преемником на епископской кафедре, пишет, что после смерти святой явился в видении некоему монаху и просил молиться за него, раздавать милостыню и совершать Евхаристию. Почитание Г. возникло не ранее XVI в. В XVII в. имя Г. было внесено в ряд мартирологов, в т. ч. в Галльский Мартиролог, и литанию аббатства Сен-Жермен в Осере, составленную, по мнению Ж. Лебёфа, мон. Людовиком Ноэлем (Ɨ после 1662).

Ист.: ActaSS. Apr. T. 4. P. 375; Hincmarus Remensis. De Praedestinatione. Praefаtio // PL. 125. Col. 90-91; Hrabanus Maurus. Poenitentiale. Praefatio // PL. 110. Col. 467-470; Lupus Ferrariensis. Ep. 19, 37, 63, 84, 95, 99 // PL. 119. Col. 466, 503-505, 527-528, 550, 569-570, 574; Walahfridus Strabo. Versus in Aquisgrani palatio editi // PL. 114. Col. 1097-1098; Hericus Autissiodorensis. Collectanea // PL. 124. Col. 1131; Historia ecclesiae Remensis. 2, 20; 3, 21 // PL. 135. Col. 135-136, 207; Gesta pontificum Autissioderensium. 36 // PL. 138. Col. 250-251; Martyrologium insignis ecclesiae Autissioderensis // PL. 138. Col. 1221, 1224.

Лит.: Lebeuf J. Mémoires concernant l'histoire ecclésiastique et civile d'Auxerre. P., 1743. T. 1. P. 176-182; Louis R. Autessiodurum christianum. P., 1952. P. 20; Marilier J. Eribaldo di Auxerre // BiblSS. Vol. 4. Col. 1315-1317.

Д. В. Зайцев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»