ГЁРЕМЕ

ГЁРЕМЕ

Гёреме́ [тур. Göreme], долина (и населенный пункт в иле Невшехир) в центральной части М. Азии, в Каппадокии (на территории совр. Турции), где сосредоточено множество пещерных храмов визант. времени; впосл. это название распространилось на близлежащие селения, его получил и музей, основу к-рого составили храмы, находящиеся как в этой долине, так и в соседних более мелких долинах и в отдельно стоящих конусообразных скалах (конусах).

Вид на комплекс Гёреме

Вид на комплекс Гёреме


Вид на комплекс Гёреме

Расположенное у входа в долину Г. поселение Матиана (совр. Мачан) известно с античного времени как место захоронения (найдены 15 античных погребений и некрополь рим. времени). С раннехрист. эпохой связывают имя одного из жителей Матианы, мч. Иерона, пострадавшего при имп. Диоклетиане (см. ст. «Мелитинские мученики, 33»; о мученичестве и чудесах известно из рукописного источника каппадокийского происхождения, относящегося к 515). Рука мч. Иерона стала местночтимой святыней, была положена в апсиде базилики cв. Иоанна Предтечи в Чавушине; происходившие от нее чудеса привлекали большое число паломников. В VII-VIII вв. рядом с базиликой были основаны 2 погребальных храма, возникли монашеские поселения. В средневек. период (X-XI вв.), после запустения, связанного с набегами арабов и длившегося в течение неск. веков, эти места вновь стали заселяться монахами, возобновилось паломничество (Матиана в это время упом. как резиденция епископа).

На территории Г. обнаружено и описано ок. 40 храмов с росписями визант. времени, в основном X-XI вв. Строительство Нов. Токалы-килисе (Гёреме 7; 950-960 гг.), донаторами к-рой была семья имп. Никифора Фоки, стало также одной из причин известности монашеского центра в Г.; увеличилось количество храмов с росписями, заказчиками к-рых были представители местной аристократии.

Пещерные храмы Гёреме

Пещерные храмы Гёреме


Пещерные храмы Гёреме

Церкви Г. вырублены в скальных массивах или в отдельно стоящих конусах. Все без исключения храмы и часовни повторяют в интерьере формы визант. архитектуры, наиболее часто встречаются базиликальные 1-нефные, 2-нефные, 3-нефные, перекрытые цилиндрическими сводами, с 1 или 3 апсидами; храмы типа свободного или вписанного креста в плане (крестово-купольные, 4-столпные или 4-колонные) с главным куполом над средокрестием и малыми куполами над угловыми ячейками; входы в храмы часто оформлены слепыми аркадами.

Территория музея Г. занимает верхнюю часть долины, где скалы образуют амфитеатр. Здесь сконцентрировано множество храмов и мон-рей, большинство к-рых было исследовано и пронумеровано Г. Жерфанионом (значатся под № 16-28). Время их строительства относится к XI в., что совпадает с расцветом монашеских поселений после основания Токалы II. Кроме храмов и монастырских построек сохранились помещения трапезных со столами на 30-40 чел., многочисленные часовни с погребениями. Созданные в этот период росписи представляют образцы, отражающие художественные вкусы визант. провинции своего времени. Это и скромные ансамбли, единственным декором к-рых являются кресты, простые рисунки и орнаменты красной охрой, изображения донаторов, и памятники с полными, законченными иконографическими программами, разработанными в К-поле и распространившимися по всей империи, при сохранении оригинальных черт, свойственных Каппадокии.

Стилистика росписей в немалой степени зависела от техники письма: живопись исполнена по гажевой штукатурке, нанесена тонким слоем (практически «по сухому») на поверхность стены. Памятники Каппадокии, в частности района Г., можно разделить на 2 стилистические группы: 1-я ориентируется на классическое визант. искусство, но упрощает его, применяя сильную линейную стилизацию; 2-я развивается в русле местной традиции, основанной на воспроизведении форм восточно-христ. искусства, известного по памятникам изобразительного искусства VI-VII вв. на территории коптского Египта, М. Азии, а также по нек-рым сир. рукописям.

Ок. 900 г.

Кылычлар-килисе (Гёреме 29) находится в основании скального массива, увенчанного неск. конусами. В плане - вписанный крест, имеет 3 апсиды, центральный купол на барабане, опирающемся на 4 круглых столпа. Рукава планового креста перекрыты полуциркульными сводами, угловые ячейки вост. части храма - 2 малыми куполами (без барабанов), зап. части - плоскими плафонами.

Роспись Кылычлар-килисе. Ок. 900 г.

Роспись Кылычлар-килисе. Ок. 900 г.


Роспись Кылычлар-килисе. Ок. 900 г.

В конхе центральной апсиды - «Христос во славе» (сохр. только фрагмент нимба), окруженный ангельскими силами; в нижнем регистре - святительский чин из 12 фигур (плохой сохранности; узнаются образы святителей Афанасия Великого, Власия Севастийского, Григория Нисского). На склонах арки - сщмч. Ипатий Гангрский, напротив Спиридон, еп. Тримифунтский, под ними, на внутренних сторонах столпов, фланкирующих вход в апсиду,- изображения в рост 2 воинов: вмч. Георгия с копьем и мечом и, возможно, вмч. Феодора Тирона (не сохр.).

В конхе сев. апсиды - Богоматерь с Младенцем на троне с 4 предстоящими: сохранились 2 фигуры - справа прав. Захария и симметрично ему слева св. Иоанн Предтеча (Jolivet-Levy. P. 139) или прор. Исаия (Jerphanion. Р. 263). Под изображением в конхе - одна из самых ранних в монументальной живописи композиций, «Причащение апостолов». На пилястре, между центральной апсидой и жертвенником,- образ Богоматери. Фигура развернута в сторону апсиды, руки подняты в молитвенном жесте. В юж. апсиде росписи не сохранились.

В центральном куполе и барабане изображено «Вознесение», в парусах - евангелисты в медальонах; на триумфальной арке и в 2 малых куполах представлено неск. погрудных образов Христа Пантократора. Изображения архангелов Михаила и Гавриила помещены в плоских плафонах, завершающих ячейки зап. нефа. На склоне вост. подпружной арки - погрудные изображения 17 пророков в медальонах.

Первые 9 сцен евангельского цикла размещены в верхнем ярусе подкупольного пространства, на поверхностях полуциркульных сводов в рукавах креста и в люнетах сев. и юж. стен. Цикл начинается композицией «Благовещение», изображенной на юж. склоне свода, перекрывающего предалтарную ячейку, далее следуют: «Встреча Марии и Елисаветы» и «Испытание водой» (сюжет из Протоевангелия Иакова), «Прав. Иосиф и Богородица» (в люнете), «Рождество» (в юж. рукаве креста). В сев. рукаве креста - «Поклонение волхвов», «Сон прав. Иосифа» (в люнете), «Бегство в Египет». Заканчивается цикл на сев. склоне предалтарного свода «Введением Пресв. Богородицы во храм».

В угловых ячейках юж. части храма, в 2 верхних ярусах стен, помещены сюжеты: «Явление ангела св. Иоанну Предтече», «Встреча св. Иоанна Предтечи и Иисуса Христа», «Крещение», «Прав. Закхей», «Исцеление слепого», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Суд Анны и Каифы». Далее, начиная с нижнего яруса зап. стены сев.-зап. угловой ячейки,- «Отречение и плач ап. Петра», «Омовение ног апостолам», «Суд Пилата», «Шествие на Голгофу», «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Сошествие во ад». В своде средней ячейки зап. поперечного нефа - «Отослание апостолов на проповедь».

На зап. стене, в люнете и на склонах арки над входом,- «Сошествие Св. Духа на апостолов». Не сохранилась, но определяется по фрагментам сцена «Успение Богоматери» в нижней части стены юж. рукава креста (симметричная композиция на сев. стене утрачена). Остальные поверхности заняты изображениями святых мучеников и воинов, а также орнаментальным декором.

Стиль живописи с преобладанием гармоничных сочетаний розовых, голубых, коричневых тонов, естественностью поз, выразительными ликами, богатым орнаментом ориентирован на визант. образцы.

Сер. X в.

Эль-Назар-килисе (Гёреме 1) расположена в отдельно стоящем конусе. Храм типа свободного креста, рукава к-рого перекрыты цилиндрическими сводами, с куполом на барабане над средокрестием и 3 апсидами. Сев.-зап. часть обрушена. После продолжительных реставрационных работ храм открыт для посещения в 1999 г.

Эль-Назар-килисе. Сер. Х в.

Эль-Назар-килисе. Сер. Х в.


Эль-Назар-килисе. Сер. Х в.

Живопись сильно разрушена, в центральной апсиде сохранилась лишь в своде и доходит до уровня ниш. В конхе изображена Богоматерь с Младенцем на троне, по сторонам - фигуры 2 архангелов в лоратных одеждах и 2 неизвестных святых, возможно пророка и диакона (Jolivet-Levy. P. 84). В зените конхи - божественная десница. В юж. апсиде - фрагменты изображения Христа на троне, по сторонам - 2 ангела. Росписи сев. апсиды не сохранились.

Ангел. Фрагмент композиции «Вознесение». Роспись Эль-Назар-килисе. Сер. Х в.

Ангел. Фрагмент композиции «Вознесение». Роспись Эль-Назар-килисе. Сер. Х в.


Ангел. Фрагмент композиции «Вознесение». Роспись Эль-Назар-килисе. Сер. Х в.

В куполе и барабане - сцена «Вознесение». Восседающего на радуге Христа во славе несут 4 ангела. Ниже - Богоматерь «Оранта» в окружении 12 апостолов. В парусах - погрудные изображения евангелистов в медальонах. Склоны подпружных арок, а также центральные части сводов рукавов креста заняты изображениями пророков и мучеников в медальонах.

В рукавах креста представлены композиции евангельского цикла: в южном - от «Благовещения» до «Рождества Христова» (на вост. склоне свода - «Елисавета, скрывающаяся в горе»,- сюжет, основанный на Протоевангелии Иакова); в северном - «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Воскрешение Лазаря» (не сохр.), «Сошествие во ад», под к-рым 3 фигуры в рост (в центре - с посохом и крестом, возможно, св. Иоанн Предтеча); в западном - «Преображение», святые равноапостольные Константин и Елена, «Крещение».

Стиль росписи, характерный для восточнохрист. группы памятников (схож с живописью Токалы-килисе I), отличается следующими чертами: искаженными ракурсами и пропорцией фигур, экспрессивностью поз и движений, акцентированно большими размерами рук и ног, а также широко раскрытых глаз, отвлеченностью персонажей при общей повествовательности сюжетов, включающих бытовые детали, открытые локальные цвета (ярко-красный, ярко-голубой, зеленый).

Кон. X - 1-я четв. XI в.

Росписи храмов Мерьемана (или Кылычлар-Кушлук; Гёреме 33), Цистерны, Карабулут-килисе исполнены одной артелью с небольшим разрывом во времени, назвать последовательность их создания трудно. Стиль росписи отличают черты провинциальности, местного восприятия визант. образцов, особенно в сравнении с живописью того же времени в ц. св. Варвары в Соганлы (между 1006 и 1021). Объем фигур обозначен неск. линиями, схематично повторяющими визант. прототип; сюжеты приобретают жанровость.

Успение Пресв. Богородицы. Роспись церкви Мерьемана. Кон. Х — 1-я четв. XI в.

Успение Пресв. Богородицы. Роспись церкви Мерьемана. Кон. Х — 1-я четв. XI в.


Успение Пресв. Богородицы. Роспись церкви Мерьемана. Кон. Х — 1-я четв. XI в.

Церковь Мерьемана расположена в 300 м от музея, в скалах, и является частью разрушенного монастырского комплекса. Прямоугольный в плане храм, вытянутый по оси «север-юг», имеет 3 апсиды (юж. апсида обрушена), перекрыт 2 цилиндрическими сводами (северный в 2 раза шире южного) без промежуточных опор. В юж. и сев. стенах, ограничивающих неф, вырублены ниши. Перед апсидами находится поперечный проход, расположенный на неск. ступеней выше основного пространства, перекрытый 3 поперечными цилиндрическими сводами и ограниченный колоннадой. Эта архитектурная особенность скорее всего копирует вост. часть Токалы II.

В центральной апсиде сохранилось изображение Христа на троне - фрагмент деисусной композиции. В сев. апсиде представлен небесный покровитель донатора cщмч. Никандр Мирский, по сторонам к-рого - святители Василий Великий и Модест Иерусалимский. Над 2 арками сводов, ограничивающих поперечный проход перед алтарной частью, перед сев. и центральной апсидами,- Деисус: оплечные образы в медальонах Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи.

В полуразрушенной юж. апсиде сохранились остатки росписи: нимб и крыло арх. Михаила и написание его имени по-гречески, очевидно, здесь было изображение Богоматери между 2 архангелами либо больших размеров образ арх. Михаила (предположение Н. Тьерри), как, напр., в Эльмалы-килисе или Чарыклы-килисе.

Рождество Христово. Роспись церкви Цистерны. Кон. Х — 1-я четв. XI в.

Рождество Христово. Роспись церкви Цистерны. Кон. Х — 1-я четв. XI в.


Рождество Христово. Роспись церкви Цистерны. Кон. Х — 1-я четв. XI в.

На сводах перед апсидами - погрудные изображения преподобных жен с молитвенно воздетыми руками: Евдокии и Марины, Анны и Параскевы, Анастасии и Евпраксии. На стенах в наосе жен. фигуры представлены в рост. Большое количество образов св. жен позволяет предположить, что церковь была частью жен. мон-ря.

На триумфальной арке центральной апсиды - полуфигура прп. Онуфрия Великого, а над аркой сев. апсиды - прп. Зосимы Палестинского (в позе оранта); изображение прп. Марии Египетской помещалось над аркой утраченной юж. апсиды (Jolivet-Levy. Р. 144). В юж. части наоса расположены сцены «Путешествие в Вифлеем» и «Рождество Христово», в северной - «Распятие» и «Успение». Остальное пространство наоса занято образами святых, среди к-рых - свт. Иоанн Златоуст, прор. Даниил во рву львином, св. Иоанн Предтеча, держащий свиток с надписью: «Се агнец Божий…» (в нишах юж. стены), великомученики Георгий, Феодор, Пантелеимон, Евстратий, равноапостольные Константин и Елена (в нишах зап. стены), мч. Христофор в воинских одеждах (справа от входа на сев. стене) и др.

На зап. стене - изображение Богоматери в рост между 2 архангелами. У ног Богоматери - коленопреклоненные фигурки донаторов, супругов Никандра и Эбоннеи.

Церковь Цистерны расположена недалеко от с. Авджылар в долине Эль-Назар. До 1999 г. была замурована до свода и служила для сбора воды. Прямоугольная в плане церковь перекрыта большим цилиндрическим сводом, имеет выступающую апсиду, в сев. и юж. стенах вырублено по 1 высокому неглубокому аркосолию (сдвинуты к востоку); с зап. стороны аркосолиев еще по 1 маленькой нише, в юж. нише - конный образ вмч. Георгия, побивающего змея.

В алтаре - изображение Иисуса Христа (живопись лика имитирует мозаику) на троне с предстоящими Ему Богоматерью и св. Иоанном Предтечей. Обрамляют алтарную нишу на вост. стене образы на тронах Иисуса Христа (справа) и Богоматери с Младенцем (слева), по сторонам от них - погрудные изображения праведных Анны и Иоакима.

В зените свода - погрудные образы пророков в медальонах. На юж. стороне свода - «Благовещение», «Путешествие в Вифлеем», «Рождество Христово», «Крещение» (в нише аркосолия на юж. стене), «Преображение» (на триумфальной арке). Страстной цикл - «Тайная вечеря», «Предательство Иуды» и «Взятие Христа под стражу», «Распятие» - на сев. склоне свода; «Сошествие Св. Духа на апостолов» - в зап. части. На стене аркосолия рядом с «Крещением» - арх. Михаил, напротив - «Сошествие во ад» и арх. Гавриил. Выбор изображений святых характерен для Каппадокии и включает св. воинов (вмч. Георгия, неск. Севастийских мучеников, мч. Ореста Каппадокийского, местночтимого св. Иерона) и преподобных (Мину, Ефрема, Олимпия, Арсения, Евфимия, Феклу и др.).

Часовня Карабулут-килисе была погребальной. На плоском перекрытии - «Сошествие Св. Духа на апостолов» и «Вознесение прор. Илии». На стенах - образы воинов великомучеников Георгия и Феодора на конях, побивающих змеев, изображение в рост св. Евстафия.

Сер.- 3-я четв. XI в.

Юсуф-Коч-килисе расположена в с. Авджылар. Вырублена в зап. части отдельно стоящего конуса и была частью небольшого мон-ря (посвящение неизвестно, носит название по имени прежнего владельца). Представляет собой необычный вариант крестово-купольного храма с 2 апсидами и 2 куполами, опирающимися на 6 колонн, 2 из к-рых общие для обоих куполов.

Великомученики Георгий и Феодор. Роспись Юсуф-Коч-килисе. 2-я четв. XI в.

Великомученики Георгий и Феодор. Роспись Юсуф-Коч-килисе. 2-я четв. XI в.


Великомученики Георгий и Феодор. Роспись Юсуф-Коч-килисе. 2-я четв. XI в.

В конхе сев. апсиды - поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках. В нижнем регистре святительский чин в рост (Василий Великий, Григорий Богослов, Николай Мирликийский и Иоанн Златоуст) фланкирован изображениями архидиаконов (Стефана и Лаврентия?). В тимпане над апсидой - погрудный образ Христа Пантократора.

Единственной сюжетной композицией в росписи является «Благовещение», расположенное на прилегающей к алтарю стене; возможно, храм был освящен в честь Благовещения Пресв. Богородицы.

На сводах, примыкающих к вост., зап., сев. стенам,- парные поясные образы мучеников: Флора и Лавра, Сергия и Вакха, Кирика и Трифона.

На плоском перекрытии сев.-зап. угловой ячейки - полуфигура Мисаила - одного из 3 отроков в пещи огненной; изображения Анании и Азарии помещены на перекрытиях угловых ячеек в юж. части храма.

Распятие. Роспись Саклы-килисе. Сер. XI в.

Распятие. Роспись Саклы-килисе. Сер. XI в.


Распятие. Роспись Саклы-килисе. Сер. XI в.

В юж. апсиде - 3-фигурный Деисус, в тимпане над ним - полуфигуры апостолов Петра и Павла. Их изображения составляют центр апостольского чина, распределенного по всему верхнему ярусу (по сводам и тимпанам). На зап. стене - святые равноапостольные Константин и Елена, держащие Крест. Рядом, справа,- прор. Даниил во рву львином. На остальных плоскостях нижнего регистра - образы воинов мучеников: в центре юж. стены - обращенные друг к другу великомученики Георгий и Феодор, на белом и красном конях, пронзающие копьями змеев. Рядом с образами воинов в молитвенных позах представлены изображения донаторов храма: рядом с вмч. Димитрием - мужчина, названный в подписи «служитель Бога Феодор», у ног вмч. Прокопия - женщина.

В 2 куполах - поясные парные изображения 4 архангелов в лоратных одеждах, с жезлами (или лабарумами) и со сферами в руках. Архангелов в сев. куполе окружают изображения на парусах 4 серафимов, в южном - тетраморфов. Подобные изображения в куполах не имеют аналогов в памятниках визант. мира. Стиль и приемы росписи Юсуф-Коч-килисе близки к декору визант. памятников сер. XI в., таким как Осиос Лукас в Фокиде (30-е гг. XI в.), собор Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.), где выявлена ориентация на аскетический идеал, единая типология образов, внутренняя сосредоточенность, монументальность, условность стилистических приемов. Палитра скупая: охра, сажа, белила. Лики архангелов, Христа, Богоматери, апостолов Петра и Павла прописаны более тщательно.

Саклы-килисе (ц. св. Иоанна, Гёреме 2а, сер. XI в.) расположена в зоне скал, прилегающих к музею. Прямоугольный в плане, вытянутый по оси «север-юг» храм имеет 3 апсиды и нартекс, открытый 2-частной аркадой в наос.

Деисус. Роспись Каранлык-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в.

Деисус. Роспись Каранлык-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в.


Деисус. Роспись Каранлык-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в.

Живопись выполнена по тонкому, просвечивающему белому грунту (штукатурка отсутствует), колорит 3-цветный. Геометрический орнамент скуп, нередко его заменяет красная линия, отделяющая архитектурные плоскости. Роспись апсид не сохранилась, за исключением южной, где остались фрагменты изображения Христа на троне. На стене, отделяющей нартекс от наоса, прорезанной 2-частной аркадой, со стороны входа в наос,- фигуры Богоматери и арх. Гавриила из сцены «Благовещение» и фигура прор. Исаии. В замке сев. арки, в медальоне,- изображение Христа Еммануила, в замке южной - Нерукотворный образ Спасителя на убрусе, окруженный 7 печатями. Такой же образ, но без печатей находится в предалтарной части наоса, на сев. стене. Рядом, под большой композицией с изображением вмч. Георгия на коне, побивающего змея,- погрудный образ архангела.

Верхние части стен занимают неск. композиций из евангельского цикла («Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Распятие»). На юж. стене при входе - «Видение св. Евстафия», сюжет, нередко повторяющийся в каппадокийских храмах. Фигуры святых занимают нижний ярус стен, поверхности опор и арок, разделяющих пространство храма: Иеремии, Космы и Дамиана, Игнатия, Никиты, Георгия и Феодора (изображены на конях, друг напротив друга, побивающими копьями змеев), Константина и Елены, Димитрия, Нестора, Феодора Тирона, Ермолая, Пантелеимона; на сев. стене - изображение местночтимого св. воина Иерона.

Роспись Эльмалы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в.

Роспись Эльмалы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в.


Роспись Эльмалы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в.

Роспись в Саклы-килисе более схематична, чем в Юсуф-Коч-килисе. Статичность образов отдельно стоящих святых сочетается здесь с активной жестикуляцией персонажей из евангельских сцен. В фигурах соблюдены классические пропорции, вместе с тем в них сильна экспрессия, характерная для каппадокийской живописи, что особенно ощутимо в ликах, имеющих в качестве основного тона белый цвет основы - грунта или стены. Резкие, контрастные по отношению к основному тону оливковые тени заменяют собой контур, обрамляющий лик. В изображении одежд теплые тона красных и желтых охр сочетаются с холодными темно-лиловым и белым. Диссонанс в стиле такого искусства вызван провинциальностью восприятия визант. идеала этого времени.

Расположенные рядом храмы Эльмалы-килисе (Гёреме 19), Чарыклы-килисе (Гёреме 22) и Каранлык-килисе (Гёреме 23), очевидно, составляли центр небольшого мон-ря, кафоликоном к-рого была Каранлык-килисе. Типологически они относятся к одной группе т. н. 4-колонных храмов, имеют разные варианты плана визант. крестово-купольного храма на 4 колоннах, с 3 апсидами, большим центральным куполом на барабане, окруженным неск. малыми, к-рых в Эльмалы-килисе - 8, в Чарыклы-килисе - 3, в Каранлык-килисе - 5. В Эльмалы-килисе купола перекрывают боковые пространственные ячейки и не имеют барабанов; все сюжетные композиции размещены в люнетах стен. Чарыклы-килисе вырублена над помещением трапезной, это храм смешанного типа: в вост. части имеет план вписанного креста на 4 колоннах, в западной - свободного креста, образованного 3 рукавами, сходящимися под пространством центрального купола. Вост. пара парусов центрального купола опирается на 2 колонны, а западная - на углы стен. Особенность структуры Каранлык-килисе состоит в том, что 4 малыми куполами перекрыты угловые ячейки и еще одним - пространство перед центральной апсидой; имеет перед входом прямоугольный нартекс, перекрытый цилиндрическим сводом.

Роспись Чарыклы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в.

Роспись Чарыклы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в.


Роспись Чарыклы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в.

Росписи всех 3 храмов были выполнены хорошо обученными мастерами, однако, несмотря на сходство (цветовая гамма, выраженное повествовательное начало, обилие растительного орнамента, большое число изображений донаторов и др.), их нельзя отнести к работам одной мастерской. Схема размещения композиций соответствует визант. системе росписи и имеет следующие общие черты: в центральной апсиде в конхе - Деисус, ниже - святительский чин, в сев. апсиде - Богоматерь с Младенцем в Чарыклы-килисе (тип «Умиление»), в южной - полуфигура арх. Михаила (в Каранлык-килисе - прав. Авраам, ниже - Мандилион). Центральный купол занимает изображение Пантократора, в парусах - 4 евангелиста (в Каранлык-килисе в парусах: в медальонах - Фома, Фаддей, Филипп и Прохор, а изображения евангелистов перенесены в люнеты, примыкающие к сев. апсиде); в малых куполах - погрудные изображения архангелов, названных по именам (в Эльмалы-килисе в 2 куполах юж. рукава - сонм летящих ангелов; изображение в куполе зап. рукава Христа на троне в мандорле в окружении ангелов - часть композиции «Вознесение», размещенной в люнете зап. стены). На внутренних поверхностях подпружных арок Каранлык-килисе и Эльмалы-килисе находятся изображения пророков. Евангельские сюжеты размещены в верхних зонах - в люнетах и на сводах, изображения святых - в нижних зонах стен; наиболее подробная иконографическая программа - в Каранлык-килисе.

Инициатива создания росписей Чарыклы-килисе, по мнению Тьерри, принадлежит представителям самой старой из владетельных анатолийских семей - Мелисенов. Церковь была построена как реликварий, возможно, для частицы Креста Господня, т. к. в иконографическую программу росписи помещены 3 композиции, связанные с темой поклонения Кресту: на зап. стене изображены 3 донатора, поклоняющиеся Кресту в руках седовласого старца, в надписи Крест назван драгоценным; на юж. стене - Крест несет тот же персонаж, идущий к донаторам Феогносту, Леону и Михаилу; на юго-вост. стене, примыкающей к юж. апсиде, под композицией «Сошествие во ад», расположенной в люнете,- фигура того же седовласого старца с Крестом, на коне. Рядом с изображениями Креста - фрагменты молитв донаторов на греч. языке.

Самая многочисленная группа донаторов - 7 портретов - сохранилась в Каранлык-килисе: в апсиде, в композиции Деисус, у ног Христа - свящ. Никифор и Вассиан; на юж. стене наоса, по сторонам от арх. Михаила представлены 2 донатора, каждый со свечой в руке; напротив, на сев. стене, рядом с арх. Гавриилом - фрагменты изображения головы молодого человека; в нартексе образы энталматика Иоанна и Генетлия включены в композицию «Отослание апостолов на проповедь».

Во фресках 4-колонных храмов получило отражение стилистическое направление в визант. живописи, последовавшее за искусством 2-й четв. XI в.: исчезла монументальность образов, прежде суровый облик святых приобрел более мягкие черты и был наделен повышенной эмоциональностью. Перемены в образной структуре изменили художественный язык: пропорции стали более естественными, конечности - соразмерными, лики - комниновского типа, с характерно изогнутыми носами, разнообразится палитра,- все это отличает росписи 4-колонных храмов от памятников предшествующего периода и ставит их в ряд произведений раннекомниновского искусства.

Лит.: Jerphanion G., de. Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelle province de l'art byzantine. P., 1925-1942. P. 177-253, 393-430, 455-473; Restle M. Byzantine Wall Painting in Asia Minor. Recklinghausen, 1967. Vol. 1. P. 18-22, 28-30, 50-52, 57-60, 63-64, 103-105, 127-128, 131-135; Thierry N. Peintures d'Asie Mineure et de Transcaucasie au Xe et XIe s. L., 1977; idem. Haut Moyen-Âge en Cappadoce: Les églises de la région de Çavusin. P., 1983; idem. De la datation des églises de Cappadoce // BZ. 1995. Bd. 88. P. 419-455; idem. La Cappadoce de l'antiquité au moyen âge. Turnhout, 2002. P. 88, 90-91, 149, 150, 181, 190-193, 195-196; Epstein A. W. Rock-cut Chapels in Goreme Valley, Cappadocia: the Yilanli Group and the Column Churches // Cah. Arch. 1975. Vol. 24. P. 115-126; idem. The Fresco Decoration of the Column Churches, Goreme Valley, Cappadocia: A Consideration of Their Chronology and Their Models // Cah. Arch. 1980/1981. Vol. 29. P. 27-45; Walter Ch. Studies in Byzantine Iconography. L., 1977. P. 225-232; Cave J. The Byzantine Wall Paintings of Kiliçlar Kilise: Aspects of Monumental Decoration in Cappadocia. Ann Arbor, 1984, 1985; Rodley L. Cave Monasteries of Byzantine Cappadocia. Camb., 1985. Р. 151-157, 162-167, 176-177; Jolivet-Levy С. Les églises Byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l'abside et de ses abords. P., 1991. P. 67-143; idem. La Cappadoce médiévale: Images et spiritualité. [Saint-Léger-Vauban, 2001]; Teteriatnikov N. The Liturgical Planning of Byzantine Churches in Cappadocia. R., 1996. (OCA; 252); Гончарова Т. В. Храм Юсуф Коч (Yusuf Koc Kilisesi) в Гёреме (Каппадокия) и его место в визант. искусстве 2-й четв. XI в. // ВВ. Т. 65 (в печати).

Т. В. Гончарова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ГЁРЕМЕ" в других словарях:

  • реме́диум — ремедиум …   Русское словесное ударение

  • реме́йк — [мэ] и римейк [мэ] …   Русское словесное ударение

  • реме́нь — ремень, ремня; мн. ремни, ей [не ремень, ремня] …   Русское словесное ударение

  • реме́нь-ры́ба — ремень рыба, ы …   Русское словесное ударение

  • реме́рия — ремерия, и …   Русское словесное ударение

  • реме́сленный — ремесленный …   Русское словесное ударение

  • РЕМЕ — РЕМ... Первая часть сложных слов со знач. относящийся к ремонту, напр. ремзавод, рембригада, ремконтора. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • реме́сленный — ая, ое. 1. Относящийся к ремеслу (в 1 и 2 знач.). Ремесленный труд. Ремесленное производство. Ремесленные навыки. □ Семен Григорьевич с горечью отметил, что теперь Витюк говорит с ним лишь на бытовые и ремесленные темы. Б. Бедный, Старший возраст …   Малый академический словарь

  • реме́нчатый — ая, ое. То же, что ременный (во 2 знач.). У поверженного наземь шатра Биргера на складном ременчатом стуле сидит Александр. Рахманов, Кто с мечом войдет… …   Малый академический словарь

  • реме́нь — мня, м. 1. Полоса кожи. Прижмись ко мне покрепче! говорил парубок, обнимая ее, отбросив бандуру, висевшую на длинном ремне у него на шее. Гоголь, Майская ночь. Ремень шлеи врезался в гладкую ляжку мерина. Ливеровский, Без жены. || Пояс из кожи.… …   Малый академический словарь

  • реме́сленник — а, м. 1. Лицо, знающее какое л. ремесло (в 1 знач.) и занимающееся по заказу потребителя изготовлением изделий кустарным способом собственными орудиями производства. Охотники захолустного Усть Каменогорска были ремесленники: кузнецы, слесари,… …   Малый академический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»