- ГЛАГОЛЕВ Александр Александрович
Александр Александрович (14.02.1872, с. Покровское Тульской губ.- 25.11.1937, Киев), прот., проф. КДА, библеист. Род. в семье священника. В 1894 г. окончил Тульскую ДС, в 1898 г.- КДА, оставлен профессорским стипендиатом на кафедрах Свящ. Писания ВЗ и древнеевр. языка и библейской археологии. С 10 июня 1899 г. исполнял обязанности доцента на кафедре древнеевр. языка и библейской археологии, 15 нояб. 1900 г. назначен доцентом. 21 сент. 1900 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Ветхозаветное библейское учение об ангелах». Г. изложил учение ВЗ об Ангеле Господнем, об ангелах, а также о сатане и демонах. Рассмотрел все библейские места, относящиеся к теме, и раскрыл их смысл, критиковал спорные взгляды нек-рых зап. ученых. 2 нояб. 1902 г. на ежегодном годичном акте в КДА произнес речь «Древнееврейская благотворительность» (опубл.: ТКДА. 1903. № 1. С. 1-83), показал религ. значение благотворительности библейского Израиля. 4 мая 1903 г. Г. был рукоположен во иерея, служил в ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Доброго) на Подоле, в мае 1914 г. возведен в сан протоиерея. В 1905 г., во время евр. погромов в Киеве, выступил в защиту евреев, старался успокоить общество. 20 июля 1906 г. Г. был утвержден экстраординарным профессором. Изучил 18 древних и новых языков.
6 сент. 1907 г. Совет КДА избрал Г. ректором (процедура избрания проводилась в академии впервые, согласно «Временным правилам» от 26 дек. 1906), но Святейший Синод не утвердил его кандидатуру, настаивая на выборе кандидата из монашествующих. Определением Святейшего Синода от 12-14 окт. 1910 г. Г. был назначен на 2-ю кафедру Свящ. Писания ВЗ, введенную новым академическим уставом с осени 1910 г. Этим же уставом было отменено обязательное изучение в академии древнеевр. языка. В марте 1912 г. совместно с проф. КДА В. П. Рыбинским Г. подал в Совет КДА записку о необходимости преподавания древнеевр. языка всем студентам на первом курсе, указом Синода от 15 мая 1912 г. это ходатайство было удовлетворено.
Публиковал библиографические заметки, статьи и речи в «Церковных ведомостях», «Страннике», «Трудах Киевской духовной академии», «Руководстве для сельских пастырей», «Киевских епархиальных ведомостях», «Воскресном чтении». Был сотрудником Православной богословской энциклопедии с 1-го тома, написал ряд статей по библеистике. Участвовал в составлении комментариев к Толковой Библии (СПб., 1905-1907. Т. 1-7), издававшейся под редакцией А. П. Лопухина. Г. принадлежат комментарии на книги Левит (Т. 1. С. 408-503), Руфь (Т. 2. С. 207-225), 2-ю кн. Паралипоменон (Т. 2. С. 357-582), 3-ю и 4-ю книги Царств (Т. 3. С. 89-196), кн. Товита (Т. 3. С. 324-361), книги Притчей Соломона (Т. 4. С. 411-502), Песнь Песней (Т. 5. С. 37-75), пророков Наума, Аввакума, Софонии и Аггея (Т. 7. С. 270-382). В 1906 г. Г. вел в «Киевских ЕВ» отдел «Обзор печати по вопросам Церкви и духовенства (Из духовных журналов)». По поручению Учебного комитета при Святейшем Синоде в 1909 г. рецензировал кн. проф. СПбДА И. Г. Троицкого «Еврейская грамматика» (СПб., 1908), представленную на Макариевскую премию. В нояб. 1914 г. Г. было поручено подготовить к переизданию творения блж. Иеронима Стридонского и др. работы из «Библиотеки творений св. отцов и учителей Церкви западных», выходившие в качестве приложения к ТКДА. 18 дек. 1915 г. Г. был избран в состав созданной при СПбДА Комиссии по научному изданию Славянской Библии. В 1904-1915 гг. редактировал отдельные выпуски «Учено-богословских и церковно-проповеднических трудов студентов Киевской духовной академии». Защищая рус. академическую богословскую науку от обвинений в подражательстве и компиляции трудов, в частности представителей тюбингенской школы, Г. полагал, что самобытность рус. науки и независимость от западной «есть, разумеется, идеал», осуществление к-рого может быть делом неск. поколений, развивающих научную работу.
Г. состоял членом киевского духовно-цензурного комитета, киевского отд-ния имп. Палестинского православного общества, Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА, Киевского правосл. религиозно-просветительного об-ва. Летом 1911 г. руководил первой паломнической экскурсией студентов КДА в Св. землю. Друг семьи Булгаковых, 26 апр. 1913 г. венчал М. А. Булгакова и Т. Н. Лаппа, был прототипом о. Александра из романа писателя «Белая гвардия». После закрытия и разрушения ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1934) Г. служил в ц. Николая Набережного.
После ареста в 1923 г. ректора КДА Каневского архиеп. Василия (Богдашевского) неофициально исполнял обязанности ректора. После закрытия КДА в 1924 г. Г. читал лекции на богословско-пастырских курсах. В 1931 г. арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной орг-ции «Истинно-православная Церковь», провел 6 месяцев в заключении в Лукьяновской тюрьме в Киеве. В ночь с 19 на 20 окт. 1937 г. был арестован по обвинению в активном участии в «фашистской организации церковников». Скончался в тюрьме НКВД после продолжительных допросов. Похоронен в Киеве в общей могиле.
Арх.: РНБ ОР. Ф. 194. Оп. 1. № 26, 395; Оп. 2. № 237, 527, 654, 655, 809, 957; Ф. 253. № 406, 407.
Соч.: Ветхозаветное библ. учение об ангелах. К., 1900; К вопр. о совр. положении в рус. библ. науке библ. учения о Слове // ТКДА. 1902. № 2. С. 303-314; Неуместный символизм в изъяснении библ. текста // Там же. 1904. № 11. С. 482-485; Сионистское движение в совр. еврействе и отношение этого движения ко всемирно-ист. задаче библ. Израиля // Там же. 1905. Т. 1. № 4. С. 513-565; Мнимое пророчество ВЗ о Рос. Гос. Думе // Там же. № 12. С. 660-663; К правосл. христианам // Киевские ЕВ. 1905. № 43/45. С. 1081-1085; Пастырское слово по поводу предстоящего Поместного Собора рус. Церкви // Там же. 1906. № 5. С. 153-155; О молитве: (Неск. мыслей по рук. св. отцов Церкви) // Там же. № 15. С. 347-353; № 16. С. 373-377; К 100-летию существования Киево-Подольской Добро-Николаевской ц. // Там же. № 41. С. 966-972; Памяти блаженно-почившего о. Иоанна Кронштадтского // Там же. 1909. № 5. С. 101-106; ВЗ и его непреходящее значение в христ. Церкви // ТКДА. 1909. Т. 3. № 11. С. 353-380; № 12. С. 517-550; Левиты и Левиино колено // Там же. 1912. Т. 1. № 2. С. 171-190; № 3. С. 341-361; Почему нужно постоянно поучаться в Слове Божием? К., 1912; Пьянство перед судом Слова Божия и св. отец Церкви. К., 1914; Купина Неопалимая: (Очерк библ.-экзегет. и церк.-археол.) // ТКДА. 1914. № 2. С. 221-223; То же: К., 2002; Закон ужичества, или левиратный брак у древних евреев: (Библ.-археол. очерк) // Там же. 1914. № 4. С. 519-540; О любви к Богу: Из творений свт. Иоанна Златоуста. М., 1996.
Лит.: Олесницкий А. А., Рыбинский В. П. [Рец. на магист. соч. Г.] // Извлеч. из протоколов Совета КДА за 1899-1900 учеб. г. К., 1900. С. 243-244; Ястребов М. В. К вопр. об Ангеле Иеговы: (Библиогр. заметка) // ТКДА. 1900. № 11. С. 457-465; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 316; Рогозовская Т. А. А. Глаголев: Мат-лы к биографии: Памяти о. Александра // Collegium. К., 1998. № 1/2 (7/8). С. 229-241; Рус. писатели-богословы. М., 1999. Вып. 2: Исследователи и толкователи Свящ. Писания: Библиогр. указ. С. 69-73; Соколовский К. О. Церковь Христова, 1920-1940: Преследование христиан в СССР. К., 1999. С. 44-47; Глаголев А., свящ. Купина Неопалимая. К., 2002 [Библиогр.: С. 294-304].
Т. А. Богданова, А. К. Клементьев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.