- ГОЛОСЕЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ)
Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) (Голосеевская пуст.) (Киевская митрополия УПЦ), в г. Киеве (Украина). Основан в 1631 г. как скит Киево-Печерской лавры архим. св. Петром (Могилой). В скиту были построены храм во имя вмч. Иоанна Нового Сочавского (покровителя рода молдавских господарей Могил), дом архимандрита, неск. келий, хозяйственные помещения, посажены сад и роща. Свт. Петр (Могила) передал в храм частицу мощей вмч. Иоанна; по предположению митр. Московского Макария (Булгакова) в XVII в. пустынь называлась в честь вмч. Иоанна Нового. По инициативе свт. Варлаама (Ясинского) в Г. м. была построена ц. во имя преподобных Варлаама и Иоасафа. При свт. Тимофее (Щербацком) вместо 2 обветшавших церквей был построен деревянный храм, на верхнем этаже к-рого был освящен престол во имя вмч. Иоанна Нового, на нижнем - преподобных Варлаама и Иоасафа. В 1764 г., при архим. Киево-Печерской лавры Зосиме (Валькевиче), была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Согласно описи 1765 г., в б-ке мон-ря хранилось 68 книг, в т. ч. 2 рукописные.В апр. 1786 г. пустынь была преобразована в 3-классный мон-рь и передана в пожизненное ведение уволенному на покой архим. Зосиме (Валькевичу). Архим. Зосима пристроил к храму в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. После кончины архим. Зосимы в 1793 г. мон-рь был обращен в хозяйственный хутор, братия (ок. 12 чел.) переведена в лавру. В 1831 г. митр. Евгений (Болховитинов) возобновил Г. м. как скит лавры.
Духовный и хозяйственный расцвет Г. м. в XIX в. связан с деятельностью Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова), к-рый в 1846-1850 гг. построил в обители каменный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделами во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, митрополичий корпус с домовой ц. во имя прп. Иоанна Многострадального, братский корпус, хозяйственные помещения, ограду. В Г. м. перешли стремившиеся к уединению и сугубым подвигам насельники Киево-Печерской лавры. В течение 17 лет в Г. м. каждую весну и лето проводил митр. Филарет вместе с духовником прп. Парфением (Краснопевцевым). Последний совершал ежедневные богослужения в домовом храме, вычитывал наизусть Псалтирь с Иисусовой молитвой в скиту обители. Он говорил о Г. м.: «Здесь носится дух Преподобных Печерских». Прп. Парфений был похоронен в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В Г. м. также подвизались преподобные Феофил (Горенковский), Паисий (Яроцкий), в 1895-1917 гг.- духовник лавры прп. Алексий Киево-Печерский (Шепелев), окормлявший как братию, так и мирян. Прп. Алексий был похоронен на кладбище Г. м. В 1900 г. в Г. м. был похоронен Киевский митр. Иоанникий (Руднев).
После 1918 г. Г. м. был обращен в артель «Трудолюбие», насельники жили по монастырскому уставу. В 1926 г. артель была упразднена, в корпусах разместился культхоз, затем агробаза, а также были устроены частные квартиры. До 1929 г. в храмах совершались богослужения, в 30-х гг. была взорвана ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», был разобран Покровский храм, последние насельники были изгнаны. На разрушенном монастырском кладбище сохранилось лишь неск. могил, в т. ч. прп. Алексия. В 1941 г. через Голосеевский лес и мон-рь проходила 2-я линия обороны Киева. В окт. 1941 г., спасая людей от голодной смерти, в мон-ре погибла мон. Елена. С кон. 70-х гг. в полуразрушенном доме на территории Г. м. подвизалась блж. мон. Алипия (Авдеева; † 1988).
Одновременно с обретением в 1993 г. мощей прп. Алексия (Шепелева) началось возрождение обители. 7 марта 1996 г. Г. м. был возобновлен. Восстановлены Покровский собор, митрополичий дом с ц. во имя прп. Иоанна Многострадального (1993), ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1999-2005), построены братский корпус (1994), церковная лавка (2001), хозяйственные службы, посажен сад. Среди святынь Г. м.- мощи прп. Алексия (Шепелева), иконы с частицами мощей вмч. Иоанна Нового и сщмч. Николая Искровского, прп. Кукши (Величко), иконы Божией Матери «Плачущая» (Румынская), «Спорительница хлебов» и образ Спасителя с предстоящими. С 2000 г. Г. м. имеет скит в честь Рождества Пресв. Богородицы в р-не Церковщина, где находятся древние пещеры, в к-рых, по преданию, подвизался прп. Феодосий Печерский. В скиту восстановлена ц. во имя свт. Николая Чудотворца, построены кельи и братская трапеза. К февр. 2006 г. в мон-ре проживало более 30 чел. Наместник - архим. Исаакий (Андроник).
Ист.: АЮЗР. Т. 1. Ч. 7. № 78. С. 528.
Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 736-737; Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, а также планов Лавры и обеих пещер. К., 1826. С. 67; Сб. мат-лов для ист. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. Отд. 2; Сементовский Н. Киев, его святыни, древности и достопамятности. СПб.; К., 18816. C. 241; Географическое описание г. Киева // Описи Киïвського намiсництва 70-80 рокiв XVIII ст. К., 1989. С. 25; Ист. и топогр. описание Киевской губ. 1787 г. генваря 20 дня // Там же. С. 188; Киевские подвижники благочестия. К., 1994. Т. 3; Дятлов В. Мон-ри УПЦ. К., 1997. С. 25-26; Алатарцева И. В. Тихая пристань - Голосеево. К., 1999; Свт. Филарет (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий и его время / Сост.: архим. Сергий (Василевский). М., 2000p; Свт. Петр Могила. К., 2001; Прп. Алексий Голосеевский. К., 2004; Стяжавшая любовь. К., 2004.
И. В. Алатарцева
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.