ГОРДИЙ

ГОРДИЙ

Прор. Малахия и мч. Гордий. фрагмент минеи на январь. Гравер Г. II. Тепчегорский. 1722 г. (ГЛМ)

Прор. Малахия и мч. Гордий. фрагмент минеи на январь. Гравер Г. II. Тепчегорский. 1722 г. (ГЛМ)


Прор. Малахия и мч. Гордий. фрагмент минеи на январь. Гравер Г. II. Тепчегорский. 1722 г. (ГЛМ)

[греч. Γόρδιος] († нач. IV в.), мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 3 янв.). Г. был сотником в г. Кесария Каппадокийская. Когда начались гонения на христиан, он удалился в горы и поселился в пещере. После неск. лет суровой аскезы Г. решил, что настало время пострадать за Христа. В день праздника бога войны Ареса он явился в Кесарию и, став посреди ипподрома, где собрались все горожане, начал обличать язычество. По приказу градоначальника Г. был осужден на отсечение головы и с радостью принял смерть.

Сведения о Г. содержатся в Похвальном слове свт. Василия Великого (BHG, N 703), к-рый, будучи архиепископом города, где пострадал Г., слышал рассказ о подвиге мученика от еще остававшихся в живых очевидцев этого события. Позднее были составлены пространное (BHG, N 703b) и сокращенное Жития Г. (BHG, N 703g). Исследователи установили, что текст пространного Жития Г. совпадает с текстом Жития Исихия, мч. Антиохийского, имя к-рого заменено именем Г. В кон. Х в. краткие Жития Г. были включены в Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 367) и Минологий имп. Василия II (PG. 117. Col. 240). Сохранилась арм. версия Жития Г., к-рую М. ван Эсбрук считал переводом несохранившегося греч. Жития. Его 3-я ч. представляет собой заимствование из Похвального слова свт. Василия Великого.

Относительно времени мученической кончины Г. существуют различные мнения. Свт. Василий Великий не называет имени императора, при к-ром пострадал святой. Пространное Житие, сведения к-рого не заслуживают доверия, относит смерть Г. к гонениям имп. Максимиана, издатели Acta Sanctorum - к правлению Галерия, краткие Жития - к временам Лициния (этой т. зр. придерживается Ц. Бароний и совр. зап. агиологи).

3 янв. память Г. отмечается в большинстве визант. календарей и в Римском Мартирологе, 4 янв.- в нек-рых греч. синаксарях, 2 марта - в Мартирологе блж. Иеронима и Сирийском бревиарии. В арм. Житии указана дата 2 янв. Житие Г. оказало влияние на Жития сщмч. Петра Капитолийского и вмч. Мины.

Ист.: BHG, N 703-703g; Василий Великий, свт. Творения. М., 1993р. Ч. 4. С. 280-308; PG. 31. Col. 489-507; ActaSS. Ian. T. 1. P. 3, 130-133; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 141-147; Esbroek M., van. La Passion arménienne de S. Gordius de Césarée // AnBoll. 1976. Vol. 94. P. 357-386.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 6; Halkin F. Un second S. Gordius? // AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 5-15; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 621; Lackner W. Eine verkappte Hesychios-Passio // AnBoll. 1970. Vol. 88. P. 5-12; Sanspeur C. L. Hellénismes retrouvés dans la Passion arménienne de S. Gordius // HAms. 1980. T. 94. Col. 23-26; Bertocchi P. Gordio // BiblSS. Vol. 7. Col. 121; Declerck J. H. Gordios (1) // DHGE. T. 21. Col. 742-743; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 98-99.

О. В. Л.

Гимнография

Память Г. отмечается уже в Типиконе Великой ц. IX-X вв., хотя и без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 172). В студийских и иерусалимских Типиконах и памятниках, с ними связанных, 3 янв. соединяются последования предпразднства Богоявления, Г. и прор. Малахии. Последование Г. не имеет признаков торжественности, а элементы торжественности (в частности, пение на утрене «Бог Господь») в службу этого дня вносит последование предпразднства. Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. не описывает подробно последование Г., а отмечает только, что читается Похвальное слово свт. Василия Великого на память Г. (Пентковский. Типикон. С. 314; в поздних памятниках то же Похвальное слово назначается на этот день). Согласно др. редакциям Студийского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 373; Arranz. Typicon. P. 93), а также ранним редакциям Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., л. 32 об.), на утрене поется только тропарь предпразднства. В поздних редакциях Иерусалимского устава также соединяются 3 последования, но в последовании Г. появляется тропарь (общий) (см., напр., печатные греч. Типиконы (Венеция, 1545, 1577), слав. Часослов (Краков, 1497), рукописные слав. Типиконы XVI в. и проч.). Согласно первопечатному греч. Типикону (Венеция, 1545), на литургии можно по желанию совершить службу (прокимен, Апостол и проч.) в честь Г. Слав. Типикон 1610 г. приводит службу полностью: прокимен из Пс 15, Еф 6. 10-17, аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен Пс 111. 6b, евангельского чтения мученику в этом Типиконе нет, чтение предпразднства Богоявления. В Типиконе 1633 г. назначается общее чтение мученику. В Типиконе 1641 г. указывается песнь на блаженнах из канона Г. (такого указания нет в более ранних и в последующих изданиях Типикона), прокимен из Пс 62, 2 Тим 2. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Мф 10. 16-22, причастен Пс 111. 6b. Та же служба на литургии сохраняется и в совр. слав. богослужебных книгах.

Последование Г., помещенное в совр. греч. и слав. Минеях, включает в себя: тропарь 4-го гласа: ῾Ο Μάρτυς σου Κύριε (   ); кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»:        (в греч. Минеях его нет); канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом Μάρτυρα Γόρδιον ὕμνοισιν μελιηδέσιν ᾄδω (     ), с ирмосом ῞Αισομεν τῷ Κυρίῳ (  ), нач.: Μάρτυς τῆς ἀληθείας, Γόρδιε παμμάκαρ (    ); цикл из 3 стихир 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «О преславнаго чудесе». В рукописях в честь Г. содержатся общий канон предпразднства и Г. плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, с ирмосом ῾Η κεκομμένη τὴν ἄτομον (   ), нач.: Τὸ τῶν χειρῶν σου πλαστούργημα (Деяние рук твоих); канон Г. 4-го гласа, с ирмосом Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος (   ), нач.: Γορδίου τὴν φωτοφόρου σήμερον (   ) (Ταμεῖον. Σ. 143). В дониконовских Типиконах и Минеях помещается др. кондак Г., 4-го гласа, на подобен «Явился еси днесь»:     .

А. А. Лукашевич


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ГОРДИЙ" в других словарях:

  • Гордий — (Gordius, Γόρδιος). Царь Фригии и отец Мидаса. К его повозке было прикреплено ярмо при помощи искусного узла, который никто не мог развязать. Оракул предсказал, что тот, кто развяжет этот узел, будет властителем Азии. Приехав в Гордиум, Александр …   Энциклопедия мифологии

  • Гордий — я, муж. Стар. форма имени (см. Гордей).Отч.: Гордиевич, Гордиевна. Словарь личных имён. Гордий См. Гордей. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 …   Словарь личных имен

  • Гордий — (др. греч. Γορδιάς, Γόρδιος, лат. Gordias, Gordius)  имя многих фригийских царей. В древнегреческой мифологии[1]царь Фригии. Приемный отец Мидаса. Был землепашцем. Царскую власть ему предвещали птицы, а затем отправился в храм Зевса и… …   Википедия

  • ГОРДИЙ — отец Мидаса, традиционно считающийся первым царем Фригии (Малая Азия) и основателем города Гордий, столицы Фригии. У Арриана в Походе Александра говорится, что Гордий был бедным крестьянином. Однажды на ярмо, в которое была запряжена пара его… …   Энциклопедия Кольера

  • Гордий — легендарный основатель фригийского государства. Сначала Гордий был простым земледельцем, однажды во время пахоты орёл сел на ярмо его быков, что было истолковано как знамение, предвещающее Гордию царскую власть. Вскоре фригийцы лишились царя.… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Гордий — (греч. Gordias)    легендарный основатель Фригийского государства в Малой Азии. Согласно преданию, когда Г. пахал поле, на ярмо волов сел орел. Это послужило поводом для предсказания о том, что Гордий станет царем. Фригийцы, которым оракул… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Гордий — (греч. Górdios)         легендарный основатель Фригийского царства. Согласно легенде, Г., землепашец, был избран царём по указанию оракула как первый встречный, которого фригийцы увидели ехавшим на телеге. Став царём, Г. построил г. Гордион;… …   Большая советская энциклопедия

  • Гордий — имя, часто встречающееся среди царей Фригии из династии, вымершей в VI в. до Р. Хр. Первый царь этого имени, по преданию, был простым поселянином. Г. основал город Гордион при впадении Скопаса в Сангарий и пожертвовал в храм Зевса свою колесницу …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГОРДИЙ — (греч. Gordios) легендарный основатель фригийского гос ва (см. Фригия). Согласно легенде, Г., землепашец, был избран первым фригийским царем по указанию оракула, как первый встречный, к рого фригийцы увидели ехавшим на телеге в храм Зевса. Став… …   Советская историческая энциклопедия

  • Гордий —          в греч. миф. царь Фригии, отец Мидаса. Когда Г. был простым земледельцем, однажды во время пахоты орел сел на ярмо его быков. Это было истолковано как знамение, предвещающее Г. царскую власть. Вскоре фригийцы лишились царя. Оракул, к к… …   Древний мир. Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»