- ГОРЧАКОВ Михаил Иванович
Михаил Иванович (20.05 (или 8.11).1838, дер. Палкино Галичского у. Костромской губ.- 5.08.1910, С.-Петербург), прот., историк, канонист, юрист, общественный деятель, член Гос. совета. Род. в семье дьячка. В 1845 г. поступил в Галичское ДУ и завершил курс первым учеником. По окончании Костромской ДС (1857) и СПбДА со степенью кандидата богословия (за работу «Шлейермахер, протестантский реформатор новейшего времени») 3 окт. 1861 г. назначен преподавателем Костромской cеминарии (выделялся знанием языков), 22 (или 28) янв. 1862 г.- псаломщиком рус. церкви в Штутгарте. Будучи за границей, посещал лекции в Тюбингенском, Гейдельбергском, др. герм. и швейцар. ун-тах и Страсбургской академии. Печатался в «Вестнике Юго-Западной и Западной России», заведовал отделом слав. известий газ. «Голос». В дек. 1864 г. Г. вернулся из заграничной командировки и в янв. 1865 г. поступил вольнослушателем на юридический фак-т С.-Петербургского ун-та. 15 февр. 1865 г. назначен законоучителем Женского ин-та имп. Марии Феодоровны (Мариинского).
9 мая 1865 г. Г. был рукоположен во иерея к церкви при Мариинском ин-те, в конце того же года признан заслуживающим степени магистра богословия за обзор раннехрист. церковно-исторической лит-ры «О церковных историках первых восьми веков христианства», удостоен серебряной медали за соч. «О происхождении и системе преторского эдикта». Окончил ун-т в 1866 г., с 10 мая кандидат права.
В 1867 г. Г. был назначен законоучителем 2-й с.-петербургской прогимназии (до 1869), членом Комиссии по разбору Синодального архива, принимал участие в составлении III и VI томов «Полного собрания постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания».
М. И. Горчаков. Фотография. Нач. 1900-х гг.
М. И. Горчаков. Фотография. Нач. 1900-х гг.В 1868 г., после защиты дис. «Монастырский приказ: 1649-1725», Г. получил степень магистра гос. права и был определен доцентом ун-та по кафедре церковного законоведения. В 1870 г. был назначен священником в Карлсбад (совр. Карлови-Вари). В 1871 г., по защите дис. «О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и св. Синода: 988-1738», удостоен степени д-ра гос. права и утвержден экстраординарным профессором ун-та, 15 окт. 1873 г.- ординарным. В 1876 г. Г. награжден золотым наперсным крестом от Святейшего Синода. В 1878 г. им была издана книга об известном священнике-публицисте «Александр Тимофеевич Никольский (1821-1876), приходской священник Входоиерусалимской (Знаменской) церкви в С.-Петербурге». 4 апр. 1881 г. возведен в сан протоиерея. В том же году советом КДА удостоен степени д-ра богословия за соч. «О тайне супружества: Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей книги» (СПб., 1880). В 1882-1883 гг. был и. о. декана юридического фак-та С.-Петербургского ун-та, с 1889 г.- членом испытательной комиссии фак-та. С 13 мая 1893 г. заслуженный ординарный профессор ун-та по кафедре церковного права. Г. выступил в защиту студентов во время волнений в ун-те в 1899 г.
Г. подготовил развернутые рецензии для АН на сочинения А. С. Павлова «Номоканон при Большом требнике» (1874), свящ. Константина Никольского «Анафематствование в древней Церкви» (1881) и И. А. Чистовича «Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858-1888 гг.)» (1892); рецензировал также труды по истории Русской Церкви синодального периода Т. В. Барсова, С. Г. Рункевича, А. А. Завьялова. Мн. статьи и рецензии Г. были напечатаны в «Журнале гражданского и уголовного права», «Русской старине», «Санкт-Петербургском Духовном вестнике» («О предбрачных оглашениях», 1899), «Сборнике государственных знаний» под ред. В. П. Безобразова («Научная постановка церковно-судного права», 1876; «Греческие Номоканоны», 1879), «Церковных ведомостях», «Юридической летописи» («Была ли учреждена инквизиция в Восточной Церкви», 1891 - возражение Вл. С. Соловьёву; «Критический анализ главнейших учений об отношении между Церковью и государством», 1878), «Русском энциклопедическом словаре» И. Н. Березина, в журналах и газетах. Г. являлся одним из главных сотрудников газ. «Голос», помещал в ней статьи по богословию, юриспруденции, географии, библиографии и истории. В. О. Ключевский отмечал, что «о. Горчаков больше описывает, чем исследует, большей частью ограничивается сопоставлением простых фактов и реже входит в их внутренний анализ или подвергает их обобщению» (Разбор сочинения о. Горчакова: «О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и св. Синода...». СПб., 1874. С. 3). Однако и он признавал ценность научных трудов Г., отличающихся привлечением большого числа источников и беспристрастностью. За 3 диссертации Г. был трижды удостоен от АН Уваровской премии (1869, 1872, 1883).
7 дек. 1902 г. он был избран членом-корреспондентом АН по отд-нию истории и филологии разряда историко-политических наук.
Конспекты лекций Г. по церковному праву с 1869 г. до 1900-х гг. многократно издавались студентами (литографическим способом). Церковное право Г. считал прежде всего юридической, а не богословской дисциплиной, уделял внимание изучению не только его истории, но и истории визант. гражданского права. При этом, по мнению Г., «религия, как способность и потребность духовной человеческой природы, есть одна из необходимых деятельных и производительных сил права в обществе и государстве», она является «основою и силою деятельного человека в частной, гражданской, общественной и государственной жизни, приводимой правом в определенный порядок». «Вера в Бога есть единственный источник и первооснова совершеннейшей нравственности человеческой, частной и общественной», она «наполняет своим содержанием право» (Об отношении Церкви к праву и государству: Слово в Неделю о расслабленном и в день рождения Имп. Александра II, произнесенное в Исаакиевском соборе) // С.-Петербургские ЕВ. 2000. № 21/22. С. 30-35).
В ходе обсуждения реформы церковного суда Г. придерживался мнения о том, что из его ведения должны быть совершенно исключены уголовные и гражданские дела; он считал необходимым преодолеть бюрократическое и «церковно-иерократическое» понимание канонического права и создать церковно-общественное судное право и власть, независимую во внутреннем ее строе от гос-ва и основанную на правилах Вселенской Церкви. Г. выступал против ограничений в правах снявших сан священнослужителей, возражал против надзора епархиальных властей за преподаванием в ун-те церковного законоведения. Он называл себя «конституционным монархистом» и «либералом 60-х гг.» и считался «западником». Однако Г. не был свойствен радикализм. Во время войны 1877-1878 гг. за освобождение славян он проповедовал: «Вся отечественная история неопровержимо свидетельствует, что православная вера и Церковь русская никогда и ни в каком случае не отступают от русской народности и от судеб русского государства. …Торжество Отечества - всегда и торжество нашей Церкви» (Там же). В ответ на мнение о необходимости создания «общего церковного капитала» на дело народного образования путем секуляризации монастырских средств он высказал предположение, что «употребление» такого фонда «чиновниками государственными отнюдь не лучше хозяйственного управления тех церковных установлений, от которых перешли капиталы» (Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей... // Cб. гос. знаний. СПб., 1879. Т. 7. С. 18).
14 марта 1892 г. по болезненному состоянию Г. был уволен со службы в Мариинском ин-те с оставлением за штатом, правом служения и преподавания в профессорской должности. В эти годы он проживал при ин-те. 23 сент. 1905 г. назначен настоятелем Почтамтской ц. во имя св. Двенадцати апостолов в С.-Петербурге, к-рая стала пользоваться известностью среди столичной интеллигенции. Тогда же определен в комиссию для предварительных работ по вопросам, подлежащим рассмотрению предстоящим Поместным Собором. Г. стал активным участником деятельности группы петербургских священников, т. н. «группы 32-х», ратовавшей за церковные реформы; они представили митр. Антонию (Вадковскому) записку, составленную в духе церковного либерализма; в отзывах архиереи отвергли представленные предложения (см. т. РПЦ. С. 131). В 1906 г. Г. был введен в Предсоборное Присутствие РПЦ, избран Синодом в члены Гос. совета от белого духовенства. В Гос. совете ходатайствовал об установлении для петербургских почтальонов и телеграфистов дня отдыха в каждые 2 недели, заботился об увеличении содержания нижних служителей. Г. высказывался против контроля Гос. думы за внутрицерковной жизнью. 9 февр. 1907 г. удостоен митры.
Г. был награжден орденами св. Анны 3-й (1883) и 1-й (1900) степени и св. Владимира 4-й (1890) и 2-й (1904) степени. В числе знаков внимания высочайших особ получил бриллиантовый перстень от имп. Александра III (1884), золотые кресты с украшениями от вел. кнг. Екатерины Михайловны (за 25-летнее преподавание Закона Божия в Мариинском ин-те) и от имп. Марии Феодоровны (за 32-летнюю службу в том же ин-те). Избран почетным членом Юрьевского ун-та, СПбДА (1899) и КДА, Русского астрономического об-ва и Владимирской ученой архивной комиссии, членом-сотрудником Вольного экономического об-ва.
Занимался благотворительностью, будучи председателем, почетным и пожизненным членом основанного им Общества вспомоществования бывшим воспитанницам Мариинского ин-та и почетным членом Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской ДС. В 1868-1903 гг. являлся директором С.-Петербургского тюремного комитета, в 1884-1887 гг.- председателем эмеритальной (пенсионной) кассы духовенства С.-Петербургской епархии. Г. отпевал в 1877 г. Н. А. Некрасова. Он был знаком с писателями и публицистами Ф. М. Достоевским, Н. С. Лесковым, А. А. Краевским, Ю. Ф. Самариным, свящ. А. В. Гумилевским. В числе его учеников - канонисты В. Н. Бенешевич, П. П. Соколов, Н. С. Суворов.
В 1879 г. Г. овдовел, воспитывал пятерых детей. В последние годы проживал в служебной квартире на Новоисаакиевской ул. (совр. ул. Якубовича), где и скончался от «паралича сердца». Завещал не возлагать на его могилу венков и не говорить речей, передать в б-ку С.-Петербургского ун-та издания по юриспруденции, истории, богословию (2448 томов). Отпевание и заупокойную литургию совершал 9 авг. 1910 г. в ц. во имя св. апостолов Петра и Павла при ун-те еп. сщмч. Вениамин (Казанский) в присутствии еп. Нарвского Никандра (Феноменова) и в сослужении настоятелей Петропавловского, Адмиралтейского и Исаакиевского соборов. Гроб с телом Г. сопровождала процессия во главе со сщмч. Вениамином. Похоронен на Волковском правосл. кладбище (могила сохр.).
Арх.: РГИА СПб. Ф. 19. Оп. 115. Д. 470.
Ист.: Горчаков М. И. // Всемирная иллюстрация. СПб., 1893. Т. 50. № 1298. С. 412-413; Горчаков М. И., прот. // Биогр. словарь профессоров и преподавателей имп. С.-Петербург. ун-та: 1869-1894 гг. СПб., 1896. Т. 1. С. 204-205; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 114-116; Прот. М. И. Горчаков: [Некролог] // ПрибЦВед. 1910. № 32. С. 1397-1399; Бенешевич В. Н. М. И. Горчаков [Некролог] // ЖМНП. 1911. Ч. 32. Март. Совр. летопись. С. 1-17 (отд. отт.: СПб., 1911); Сенько П. Н. Русские церковные деятели - члены Академии наук. СПб., 1995. С. 166-168; Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. С. 104, 260.
Свящ. Александр Берташ
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.