- ГОСТЕПРИИМСТВО
[странноприимство; греч. φιλοξενία], одна из христ. добродетелей. Букв. значение слова φιλοξενία как «страннолюбие» подчеркивает, что Г. должно не только проявляться в действии, но прежде всего быть духовным качеством человека.
Свящ. Писание о Г.
Закон, данный Богом израильскому народу, содержит немало мест, в к-рых запрещается притеснять и угнетать пришельцев (Исх 22. 21; Втор 24. 17-18; 27. 19: «Проклят, кто превратно судит пришельца...»; Иер 7. 6), предписывается относиться гостеприимно к пришельцу, любить его, как себя, он напоминает израильтянам, что и они были пришельцами в земле Египетской (Лев 19. 34; Втор 10. 19). Нужно подражать Богу, Который «и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Втор 10. 18; ср.: Пс 145. 9). Египтяне оказываются хуже содомлян, «ибо они более сильную питали ненависть к чужеземцам», содомляне «враждебно приняли чужих», а египтяне, радостно приняв израильский народ, потом стали угнетать его «ужасными работами», хотя тех и других Бог наказывает (Прем 19. 13-16). Бог дал Своему народу землю, пищу, Он защитил его во время исхода из Египта, в пустыне Он напоил и накормил его (Пс 77. 12 слл.); Он - странноприимец для Своего народа: «...Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев 25. 23). «...Благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни»,- вторит псалмопевец (Пс 22. 6).
Гостеприимство Лота. Роспись собора Св. Троицы Данилова мон ря в Переславле Залесском. Мастер Гурий Никитин. 1662–1668 гг.
Гостеприимство Лота. Роспись собора Св. Троицы Данилова мон ря в Переславле Залесском. Мастер Гурий Никитин. 1662–1668 гг.ВЗ представляет образцы странноприимства среди людей: прав. Авраам, завидев 3 путников, бросается им навстречу, чтобы пригласить отдохнуть у его шатра и подкрепиться, он проявляет радушное и благочестивое Г.: путникам омывают ноги, готовят пресный хлеб и нежного теленка (Быт 18. 2-8); Лот, чтобы защитить пришедших под его кров, готов пойти на огромные жертвы (Быт 19. 8). В том и др. случае пришельцы оказываются не простыми странниками: это посланцы Бога, ангелы, или даже Сам Бог (Aug. De civ. Dei. XVI 29; Idem. Contr. Maxim. III 27; Idem. De Trinit. II 11. 12; Hieron. In Gal. II 4; Iust. Martyr. Dial.; Iren. Adv. haer. IV 23; et al.; см. подробнее ст. Авраам); странноприимцы получают милость Божию: прав. Авраам становится праотцом множества народа (ср.: Быт 18. 18), Лот с семейством выводится из Содома, поражаемого Богом за грехи (Быт 19. 15-16; ср.: Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 11). Т. о., Г. получает Божественную поддержку как одна из важных добродетелей, более того, является свидетельством веры в Бога. «За веру и гостеприимство,- пишет свт. Климент Римский,- была спасена Раав блудница» (Ibid. 12). Многострадальный Иов, взывая к Богу, говорит о том, что он насыщал голодных и давал кров странствующим (Иов 31. 31-32).
По пришествии в мир Спаситель Иисус Христос не находит Г.: Богоматерь «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк 2. 7). Во время Своей земной жизни Иисус Христос как странник вместе с учениками переходил из одного селения или города в другой, неся людям свет Своего учения. Его принимали у себя в доме и прав. Лазарь с сестрами Марфой и Марией (Лк 10. 38-42), и мытарь Закхей (Лк 19. 5-6).
Христос учит о Г., настаивает на том, чтобы радушно и бескорыстно принимали обездоленных: «...когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь... воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк 14. 13-14). Г., о к-ром учит Христос, представляет собой не только акт милосердия, но и свидетельство веры, оно имеет пророческий и эсхатологический характер. На грядущем Суде, когда Господь скажет: Я «был странником, и вы приняли Меня», праведники спросят: «Господи! ...Когда мы видели Тебя странником, и приняли?» Господь ответит: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25. 35, 38, 40). Если это единение Господа и странников незаметно в жизни, то оно ощущается в сознательной вере христианина. Более того, в наставлении двенадцати ученикам Христос говорит: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня (ср.: Мк 9. 37; Лк 9. 48; Ин 13. 20.- Л. Л.); кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф 10. 40-42). Напоить чашей холодной воды - признак Г., не требующего награды, однако благодать Божия «превосходит наши заслуги» (Frence R. T. Евангелие от Матфея // НБК. Ч. 3. С. 40). В Житии прп. Илариона Великого († 371/2; пам. 21 окт.) рассказывается, напр., о том, что, когда преподобный со мн. учениками обходил мон-ри, один странноприимец, видя их утомление, пригласил всех в свой виноградник отдохнуть и утолить жажду. Они ели винограда, сколько хотели. Бог одарил странноприимца: его виноградник дал ему в это лето вина втрое больше (ЖСв. Окт.). Отказывающего же страннику в Г. ожидает суровое наказание (ср.: Мф 10. 14-15 и парал.).
Апостолы в Посланиях к общинам наставляют верных: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр 13. 2); «ревнуйте о странноприимстве» (Рим 12. 13); «будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (1 Петр 4. 9) (о том же - епископам, вдовам и др.- 1 Тим 3. 2; 5. 10; Тит 1. 8; 3. 13).
В ранней Церкви Г. было обычным явлением (ср.: Гал 4. 14; Деян 16. 15; и др.) и высоко ценилось, т. к. христиане вынуждены были странствовать, особенно в эпоху гонений (см.: 1 Петр 4. 9; 1 Тим 3. 2; Тит 1. 8; Евр 13. 2). Свт. Климент Римский в 1-м Послании к Коринфянам (сер. 90-х гг. I в.) упоминает о добродетели Г. сразу после благочестия, затем следует требование соблюдения заповедей Божиих и повиновения старшим (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 1). Христианин должен быть гостеприимным, «потому что в гостеприимстве является доброе дело» (Herma. Pastor. II 8). «Пастырь» Ерма (до сер. II в.) выделяет епископов страннолюбцев, «они почтенны у Бога и имеют место среди ангелов, если пребудут до конца в служении Господу» (Ibid. III 9. 27). Но более того, в сознании членов раннехрист. общины господствовало представление, что они не имеют постоянного пристанища в земной жизни, но живут в определенном месте как пришельцы, странники (ср.: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников...» - 1 Петр 2. 11) (Ульянов. С. 217), отсюда и особое отношение к Г. Добродетели Г. посвящались специальные сочинения: так, Евсевий, еп. Кесарийский, перечисляя произведения Мелитона, еп. Сардского (II в.), упоминает соч. «О гостеприимстве» (Euseb. Hist. eccl. IV 26. 2).
Гостеприимство Авраама. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. (СИХМ)
Гостеприимство Авраама. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. (СИХМ)В жизни Г. иногда сталкивалось со злоупотреблениями, поэтому уже «Дидахе» (I в.), предписывая «всякого приходящего во имя Господне принимать», тут же предупреждает: «...пусть не остается у вас больше, чем на два или три дня, если будет необходимость. Если же он хочет остаться у вас, будучи ремесленником, пусть трудится и ест. Если же не владеет ремеслом, по разумению вашему позаботьтесь, чтобы христианин не жил среди вас праздным. Если же он не хочет так делать, он христопродавец: таких берегитесь» (Didache. 12. 1, 2-5).
Свт. Иоанн Златоуст наставляет: «Чем менее брат, тем более в лице его приходит Христос. Принимающий великого человека часто делает это из тщеславия, а принимающий малого - чисто для Христа» (Ioan. Chrysost. In Act. 45. 3). Говоря о страннолюбии и странноприимстве Авраамовом, святитель поучает, что прав. Авраам оказал странноприимство, будучи сам странником, «а мы, не принимая странников, делаемся сами странниками более, чем этот странник» (Ibidem). Какими качествами надо обладать принимающему странников? Теми, какие имел и проявил прав. Авраам,- усердием, радушием, щедростью. Ведь душа странника совестится и стыдится, поясняет святитель, и, если не оказывают ему радушного приема, он уходит, осознавая себя отверженным,- такой прием хуже прямого отказа.
Вступающие на путь христ. совершенствования нередко принимали на себя исключительный подвиг странничества, они отвергались мира, не думали о пище, одежде, крове, но всецело вверяли себя Богу, и Бог заботился о них («...Господь много прославляет того, кто сделался странником по примеру Сего Великого», т. е. прав. Авраама - Ioan. Climacus. III 20). Прп. Иоанн Лествичник характеризует эту форму подвижничества как «неведомую премудрость, необъявляемое знание, утаеваемую жизнь, невидимое намерение, необнаруживаемый помысл, хотение уничижения, желание тесноты, путь к Божественному вожделению, обилие любви, молчания глуби́ны» (Ibid. III 1). Соответственно поддержание странника воспринималось христианином как необходимое условие собственного спасения. Вместе с тем считалось, что Г. нужно оказывать любому человеку, и даже праздным людям (Ioan. Cassian. De inst. coenob. X 15). Отцы-подвижники, имея в душе страннолюбие и проявляя Г., готовы были ради ближнего поступиться правилом. Историк Созомен рассказывает о свт. Спиридоне Тримифунтском (IV в.), известном своими добродетелями, как тот принимал странников: некто зашел к преподобному в Четыредесятницу, когда тот по обыкновению держал пост и принимал пищу вместе с домочадцами только в определенный день. Видя, что странник очень устал, свт. Спиридон сказал дочери (в древней Церкви епископы нередко были женаты и имели детей), чтобы она омыла страннику ноги и принесла ему еду; девица отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, т. к. по причине поста запас их был бы излишен; тогда, помолившись и попросив Господа простить ему грех, он приказал дочери пожарить нашедшегося в доме соленого свиного мяса. Когда мясо было готово, свт. Спиридон, посадив с собою странника, начал есть мясо и убеждал странника подражать себе; поскольку же тот, называя себя христианином, отказывался, святитель прибавил, что тем менее нужно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: «Для чистых все чисто» (Тит 1. 15) (Sozom. Hist. eccl. I 11). Так и свт. Игнатий (Брянчанинов) среди повествований о Г. помещает в своем «Отечнике» небольшой, но раскрывающий значение Г. рассказ: некий брат посетил старца, а уходя, просил прощения за то, что помешал старцу совершать его правило. «Старец ответил: мое правило - принять тебя по заповеди странноприимства и отпустить с миром» (С. 472).
С широким развитием мон-рей в IV в. при них стали создаваться гостиницы, или странноприимницы. В Уставе прп. Пахомия говорится, что при каждом мон-ре была гостиница, «в которую были принимаемы и в которой были упокоиваемы все приходившие без различия пола, веры и состояния» (Pachom. Praecepta. 19. 224). Порядок приема странников представлен в Уставе прп. Венедикта Нурсийского (Reg. Ben. 53). В Правилах свт. Василия Великого обсуждается, кто должен отвечать на вопросы приходящих странников (Basil. Magn. Asc. fus. 45) и какую трапезу достойно ему предложить: «...он утомился в дороге? Предложим ему столько, сколько нужно для облегчения усталости. Пришел ли кто другой из жизни мирской? Пусть узнает на деле, в чем не убедило его слово, и получит образец и пример умеренности в пище. Пусть останутся у него воспоминания о христианской трапезе» (Ibid. 20),- это также свидетельствует о том, что странноприимству в мон-рях уделялось большое внимание.
Помогать странникам - предписание божественного права, освященное практикой Церкви (Ап. 41; Антиох. 25): канонические правила предписывают епископу заботиться о «странноприемлемых им братий, дабы они ни в чем не терпели лишения, по слову божественного апостола: имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем (1 Тим 6. 8)».
Лит.: Viard P. Hospitalité // DSAMDH. Fasc. 46/47. Col. 808-831; Древние иноческие уставы. С. 141-143, 443-446, 636-637, 643-644; Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. М., 1996. С. 472-474 и др.; Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: Библ. святыня и догматич. образ // БТ. 1999. Сб. 35. С. 216-232.
Л. В. Литвинова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.