ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич

ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич

Лука Арефьевич (1867, дер. Дергачи Уржумского у. Вятской губ.- 2-я пол. 1932, г. Котлас, ныне Архангельской обл.), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель. В 1899 г. организовал в родной деревне тайную старообрядческую типографию, 20 дек. с ее станка сошел первый оттиск. В выходных данных в качестве места издания указан Почаев, в др. изданиях могло быть обозначено, что книга «напечатася в типографии христиан соловецкаго и старопоморскаго потомства», как это делали нек-рые федосеевские издатели. Опознавательным знаком ложности выходных сведений в изданиях Г. (как и в изданиях его друга московского старообрядческого издателя Д. Д. Крупина) нередко был вопросительный знак, к-рый ставился сразу за выходными данными или в левом нижнем углу листа.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Литье. Мастер Л. А. Гребнев. Ок. 1918 г.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Литье. Мастер Л. А. Гребнев. Ок. 1918 г.


Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Литье. Мастер Л. А. Гребнев. Ок. 1918 г.

В 1907 г. Г. был приглашен в Москву Г. К. Горбуновым для создания на Преображенском кладбище старообрядческой типографии. Там Г. изготовил матрицы, по к-рым были отлиты шрифты для Преображенской типографии и позднее для собственной типографии Г. в дер. Ст. Тушка (Малмыжский у. Вятской губ.). Сотрудничество Г. с типографией Горбунова было непродолжительным из-за конфликта с управляющим типографией Р. И. Кистановым.

Вернувшись на Вятку в 1908 г., Г. поселился в дер. Ст. Тушка, перевел туда типографское оборудование из Дергачей и, получив офиц. разрешение на издание книг, быстро наладил их выпуск. Его компаньонами в устройстве новой типографии, как и помощниками в работе дергачевской книгопечатни, были казанские мещане В. Т. и Е. Т. Семёновы. Типография существовала в значительной степени за счет пожертвований от старообрядцев, к-рые собирал В. Т. Семёнов. Его брат помогал Г. в изготовлении орнаментики для изданий, занимаясь травлением на цинке, тогда как сам печатник резал клише на дереве и на меди. Г. использовал не только собственные типографские материалы, но и купленные в «прежде существовавших типографиях» (печатник писал об этом в альбоме орнаментики, составленном им в нач. 20-х гг. для Новотушкинского сельского музея местного края; в альбом вошли оттиски клише, сохранившихся после конфискации типографии в Ст. Тушке).

Основной целью типографии Г. было удовлетворение потребностей в книге старообрядцев своего региона. Кроме того, вятчане предлагали руководству Преображенской типографии на своей базе печатать книги, «что не удобно издавать в вашей типографии и резкое против никонианства». К таким книгам они относили «Поморские ответы», текст к-рых Г. подготовил на основании 3 списков, были также выполнены иллюстрации, сделаны пробные оттиски. Однако Преображенская община заказала это издание П. П. Рябушинскому. Впосл. сотрудничество типографий Преображенской и Старотушкинской продолжилось.

Миниатюра из лицевого сборника. Мастер Л. А. Гребнев. Ок. 1918 г. (ЛАИ УГУ. IX. 375р/5510)

Миниатюра из лицевого сборника. Мастер Л. А. Гребнев. Ок. 1918 г. (ЛАИ УГУ. IX. 375р/5510)


Миниатюра из лицевого сборника. Мастер Л. А. Гребнев. Ок. 1918 г. (ЛАИ УГУ. IX. 375р/5510)

Г. печатал малоформатные издания (в 4-16-ю долю листа), попытки выпуска больших книг были пресечены закрытием типографии. Были изданы широко употребляемые беспоповцами книги: каноны, отдельные и в виде сборников, Псалтирь, Часовник, Устав, Святцы, Азбука, Целебник, Скитское покаяние, Чин 12 псалмов, Панихида и 17-я кафизма; типография также печатала поздравительные открытки. Среди изданий вятской типографии выделяется ряд сочинений на религиозно-дидактические темы - авторских (с авторами Г., видимо, был хорошо знаком): «Беседа о таинстве брака» Т. С. Тулупова (1915), «Путь, ведущий христианина к прощению грехов» Г. Е. Фролова (1915) и анонимных: «Наказание [некоего] отца духовнаго к христианом» (1910), «О степени отеческой…» (1910), «О масле, возжигаемом пред иконостасом…» (1915), «О еже не осуждати кого инаго, но паче своя зрети злая» (1912), «О карточной игре и курении табака» (после 1910). Принято считать Г. автором изданного в Ст. Тушке родословия федосеевского согласия «О степени отеческой московских, новгородских, псковских, поморских и вятских стран» (1910), события в к-ром доведены до кон. 1907 г. В основу этого сочинения положена некая «гектографированная брошюра, излагающая историю Тушкинской старообрядческой иерархии от епископа Павла Коломенского до 1900-х годов». Экземпляры этого гектографа неизвестны, возможно, автором брошюры был также Г. Печатник являлся попечителем моленной в Ст. Тушке, руководителем местного старообрядческого хора.

После закрытия типографии в окт. 1918 г. Г. занялся иконописью и изготовлением литых икон, крестов, колокольчиков и бытовых предметов. В этом ему помогали сын Фома и племянник З. М. Черезов. В наст. время известно неск. икон, владельцы к-рых атрибутируют их Г. (до недавнего времени значительная коллекция его икон имелась в федосеевской моленной в Ст. Тушке, в 1997 она сгорела). Сохранились литые иконы «Распятие Исуса Христа с предстоящими» и «Неопалимая Купина», а также лицевой сборник, составленный и оформленный Г., сборник содержит 76 цветных миниатюр и 3 наброска (ЛАИ УГУ. IX. 375р/5510, не завершен). Устная традиция Юж. Вятки приписывает Г. духовный стих «О прекрасная весна» (ЛАИ УГУ. XVII. 17р/764. Л. 24-25).

Г. пытался сотрудничать с советской властью, стремясь в новых условиях продолжать просветительскую деятельность. Он принимал активное участие в создании и работе Новотушкинского краеведческого музея, организованного в 1921 г. Печатник передал в музей шрифты, клише заставок, инструменты, документы, книги из своей б-ки, принимал экскурсантов у себя дома, знакомил их с историей старообрядчества, в 1924 г. получил благодарность от властей «за содействие местному музею и за пожертвование многих ценных древнерукописных и первопечатных книг». В 1930 г. Г. был раскулачен, летом или осенью 1931 г. арестован, освобожден после месячного содержания в тюрьме. 14 мая следующего года Г. был вновь арестован по обвинению в создании и руководстве «контрреволюционной организацией старообрядцев-поморцев», приговорен к 3 годам ссылки, скончался по пути следования на поселение.

Лит.: Вознесенский А. В., Мангилёв П. И., Починская И. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918): Мат-лы к словарю. Екатеринбург, 1996. С. 27-32; Починская И. В. Книгопечатание старообрядцев-федосеевцев во 2-й пол. XIX - нач. XX в. (до 1906 г.) // Уральский сб.: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1997. Вып. 1. С. 150; она же. Из истории старообрядчества Вятского края. Федосеевцы: (2-я пол. XVIII - нач. XX в.) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 55-84; она же. Об издательском репертуаре типографии Л. А. Гребнева в старой Тушке // Уральский сб.: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 2005. Вып. 6. С. 137-172; Семибратов В. К. Просветитель Л. А. Гребнев и родословие вятского старообрядчества // Науч. вестн. Кировского фил. Моск. гуманит.-экон. ин-та. Киров, 2002. № 12. С. 88-92; он же. С заботой о судьбах мира: Л. А. Гребнев и его филос. наследие // Проблемы рус. философии на фоне информационной глобализации: Мат-лы гор. науч. конф. 5 дек. 2001 г. Киров, 2002. С. 34-36.

И. В. Починская


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич" в других словарях:

  • Гребнев, Лука Арефьевич — (1867 1931)    просветитель, типограф, худ., гравер. Род. в д. Дергачи Уржумского у. Вятской губ. Г. по своему вероисповеданию принадлежал к федосеевскому согласию старообрядчества. В 1880 90 е он жил в Москве и обучался типографскому делу у… …   Уральская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»