АЛИПИЙ СТОЛПНИК

АЛИПИЙ СТОЛПНИК

[греч. ̓Αλύπιος ὁ Κιονίτης] († VII в.), прп. (пам. 26 нояб.). Происходил из пафлагонского г. Адрианополя, прославился в правление имп. Ираклия (610-641). Воспитанный матерью в благочестии, А. С. с юных лет посвятил жизнь церковному служению; местный еп. Феодор рукоположил его во диакона и назначил экономом. Возжелав уединенной жизни, юноша отправился на Восток, но был возвращен земляками. А. С. поселился в пещере в окрестностях родного города, очистив это место от злых духов. Однажды, сопровождая епископа в К-поль, А. С. остановился в Халкидоне, где ему явилась мц. Евфимия, в честь к-рой преподобный по возвращении в свою пустынь основал храм. Когда после этого на него ополчились бесы, он взошел на столп и провел там 53 года. Рядом возникли муж. и жен. обители; в последней подвизались мать и сестра А. С. Преподобный прославился чудесами: над его головой являлся огненный столп - знамение небесной славы; святой исцелял больных, изгонял бесов, предрекал будущее. Последние 14 лет жизни он по причине болезни провел лежа на одном боку. По преставлении А. С. множество людей исцелилось у его мощей. В К-поле память А. С. совершалась в мон-ре его имени рядом с Ипподромом (Cod. Paris. 1594). Сохранились 2 жития А. С.: древнее, написанное одним из его учеников, и обработка Симеона Метафраста. Рим. мартиролог и К-польский синаксарь упоминают 26 нояб. св. Стилиана Адрианопольского, «отшельника из Пафлагонии», к-рого, видимо, следует отождествить с А. С., чья память отмечается в тот же день. Краткое житие А. С. помещено в составе 1-й и 2-й редакций Пролога (древнейший список (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.) - Абрамович Д. И. Софийская библиотека. СПб., 1907. Вып. 2. С. 175). В XVI в. житие А. С., написанное Симеоном Метафрастом, вошло под 26 нояб. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 205-206).

Ист.: BHG, N 64-66d; Delehaye H. Les saints stylites. Brux., 1923. (SH; 14). P. 148-184 [жития]; Halkin F. Inédits byzantins d'Ochrida, Candie et Moscou. Brux., 1963. (SH; 44). P. 170-208 [житие с энкомием Антония, пресвитера К-польского]; SynCP. P. 257, 969; ЖСв. Ноябрь. С. 723-731.

Лит.: Quentin H. Alypius // DHGE. T. 2. Col. 904; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 29; Janin. Églises et monastères. P. 19.

В. А. Бугаевский

Гимнография

А. С. упоминается в Месяцесловах Типикона Великой ц. IX–Х в. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 114-115), Стишного Пролога XI в., сочиненного к-польским поэтом Христофором Митилинским, и во мн. др. греч. и слав. литургических источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 366). В разные времена и в различных богослужебных традициях варьировался состав памятей, приходящихся на этот день, и тип службы. Согласно нек-рым к-польским редакциям Студийского устава - Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (ГИМ. Син. № 330. Л. 100, XII в.) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в.- 26 нояб. отмечалась память 2 святых - сщмч. Меркурия и А. С., совершалась служба с Аллилуия; на утрене по Студийско-Алексиевскому уставу читали житие А. С., а по Евергетидскому (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 326) - обоих святых. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой италийскую редакцию Студийского, обозначена служба с Аллилуия только А. С. и чтение его жития (Arranz. Typicon. P. 62). В ранних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) указана служба с Аллилуия А. С. Русский первопечатный Типикон 1610 г. предписывал в тех случаях, когда 26 нояб. попадало на понедельник, среду или пятницу, петь службу с Аллилуия; в др. случаях - службу 2 святых без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова) - А. С. и вмч. Георгия Победоносца (в память освящения одноименной церкви в Киеве). По принятому в наст. время в РПЦ Типикону А. С. положена служба с Аллилуия или без знака (Типикон. Т. 1. С. 289), по Типиконам греч. Церквей служба без знака 2 святых - А. С. и Никона Метаноита.

Служба А. С., зафиксированная во многих Минеях студийского типа (напр., РНБ. гр. 227-1. Л. 152об.- 151об.; гр. 551. Л. 198-200об., обе XII в.), совершается в совр. богослужебной практике рус. и греч. Церквей. Канон (5-го гласа) А. С. с акростихом «Радуяся похваляю Алипиевы болезни» составлен св. Иосифом Песнописцем († 886); дополнения к нему по рукописям, хранящимся в Венской национальной б-ке, изданы Хр. Ханником. О популярности этого святого в Византии свидетельствует большое число сохранившихся в греч. рукописях христ. Востока, не вошедших в печатную Минею канонов А. С. гимнографов Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 205v - 207v, XI-XII вв.), Иосифа (Paris. gr. 259. Fol. 266v - 269, XI в.; Vat. gr. 2309. Fol. 57-57v, XIV в.), Леонтия (Sinait. gr. 640. Fol. 183-189, 1539 г.), Феофана (Paris. gr. 259. Fol. 264-266v, XI в.) и 3 анонимных (Paris. gr. 259. Fol. 270v - 271, XI в.; Patm. 196. Fol. 200v - 207v, XIV в.; Sinait. gr. 572. Fol. 81-84, XI-XII вв.; Vatic. Reg. gr. 63. Fol. 118v - 121, 1260 г.).

Лит. Hannick Chr. Studien zu liturgischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. W., 1972. S. 36; Ταμεῖον. Ν 279-285. Σ. 106-108.

А. Ю. Никифорова

Иконография

Прп. Алипий Столпник. Минейная икона. Нач. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент

Прп. Алипий Столпник. Минейная икона. Нач. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент


Прп. Алипий Столпник. Минейная икона. Нач. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент

В визант. и древнерус. искусстве А. С. обычно изображался седобородым старцем в монашеских одеждах, на столпе-колонне с резной капителью, с поднятыми в молении руками: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 208, 976-1025 гг.); на фреске капеллы 7 в Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), X в.; на миниатюре Минология на ноябрь (Paris. gr. 580. fol. 2v, 1055-1056 гг.); в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 269r); на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае), кон. XI - нач. XII в.; в Минологии XII в. мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. 5. Fol. 228a); в рукописи житий и мучений святых из Великой лавры на Афоне, XII в. (Laur. Δ 71. Fol. 181b),- вместе со свт. Амфилохием Иконийским; в Минологии 1327-1340 гг. (Охоn. Bodleian. F. 1. Fol. 18v); в настенных минологиях нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны ( Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 88, XV в.); в росписи ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.,- со свитком в левой руке; на рус. минейной иконе, нач. XVII в. (ЦАК МДА); на греч. иконе письма К. Контариниса, 1716 г. (собрание С. Амберг-Герцога. Швеция); на рус. гравированной минее работы Г. П. Тепчегорского, 1722 г. (РНБ). Образ А. С. нередко помещался в ряду изображений столпников, напр. в Лондонской Псалтири, 1066 г. (Lond. Add. 19352. Fol. 3, 16, 26), между преподобными Симеоном и Даниилом Столпниками; в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- образы А. С. и прп. Даниила Столпника; на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., об А. С. сказано: «Старец с длинною бородою» (Ч. 3. § 14. № 4). В Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в., помещено изображение святого на столпе, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, причем отмечено: «Сед, ряска санкир з белилом» (Маркелов. С. 286). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., А. С. описан: «Сед, аки Иоанн Богослов, риза преподобническая, испод санкирь с белилом, неции же пишут его на столпе».

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 174; Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб., 1900. Т. 3. C. 373-380; Menol. Bas. Tab. 208; Millet. Athos. Tab. 227,1; Ricci. P. 30; Réau. Vol. 3/1. P. 59; Chatzinikolaou A. // RBK. Bd. 2. S. 1076-1077; Dufrenne S. L'illustration des Psaultiers grecs du Moyen Âge. P., 1966. Fig. 5, 29, 47; Kaster K. G. // LCI. Bd. 5. Sp. 105-106; Миjовић. Менолог. С. 195, 198, 200, 201, 326, 349, 381; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. М., 1987. С. 408, 518; Евсеева Л. М. Афонская книга. С. 254. № 97; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 286. Ил. 3; Большаков. Подлинник иконописный. М., 1903, 1998р. С. 52.

ЭНИ


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "АЛИПИЙ СТОЛПНИК" в других словарях:

  • Алипий Столпник — В Википедии есть статьи о других людях с именем Алипий. Алипий Столпник греч. ̓Αλύπιος ὁ Κιονίτης …   Википедия

  • АЛИПИЙ СТОЛПНИК — Адрианопольский (ск. 640). С детства был наставляем своей матерью в духе христианского благочестия. Мать отдала его на обучение к еп. Адрианопольскому. Св. Алипий всюду сопровождал епископа, и однажды по дороге в Константинополь святому явилась… …   Русская история

  • Алипий — греческое Род: муж. Отчество: Алипиевич Алипиевна Женское парное имя: Алипия Другие формы: Алимпий (неправильный вариант) Производ. формы: Алипийчик Иноязычные аналоги: англ.  …   Википедия

  • Столпник — Преподобный Алипий Столпник Столпник (греч …   Википедия

  • Алипий — (греч. – беспечальный) – преп., столпник …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Алипат — Беспечальный (греч.). 9 июня (27 мая) – мученик Алипий. 30 (17) августа и 11 октября (28 сентября) – преподобный Алипий, иконописец Печерский (Рус.). 9 декабря (26 ноября) – преподобный Алипий столпник. АЛИСИДИЙ. 28 (15) января – преподобный… …   Словарь личных имен

  • Монашество — – начало монашескому образу жизни положено было еще в III в., но в IV в. оно получает полное развитие. Ослабление строгости христианской жизни, со вступлением в церковь таких язычников, которые и в христианстве заботились только о мирских… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Столпники — преподобные, подвизавшиеся на столпах. Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются еще ранее IV в. Св. Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Первый… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Список православных святых — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Православные святые —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанав …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»