ГРИГОРЬЕВ

ГРИГОРЬЕВ

А. А. Григорьев. Худож. П. Бруни. 1846 г.

А. А. Григорьев. Худож. П. Бруни. 1846 г.


А. А. Григорьев. Худож. П. Бруни. 1846 г.

Аполлон Александрович (16.07.1822, Москва - 25.09.1864, С.-Петербург), лит. критик, поэт. Род. в семье дворянина, как незаконнорожденный (до оформления брака) был приписан к мещанскому сословию (в 1850 дослужился до чина титулярного советника и стал дворянином). Крещен в ц. Иоанна Богослова на Тверском бульваре. В 1842 г. окончил юридический фак-т Московского ун-та первым кандидатом, в годы учебы увлекался философией, писал стихи, его друзьями были А. А. Фет, Я. П. Полонский. В дек. 1842 г. определен заведующим в университетскую б-ку, в авг. 1843 г.- секретарем Совета ун-та. В 1844 г. втайне от родителей уехал в С.-Петербург, служил в Управе благочиния, затем в Сенате (до 1845), далее стремился жить одними лит. заработками. Сотрудничал в ж. «Репертуар и пантеон» в качестве лит. и театрального критика, в 1846 г. издал первый сборник стихотворений, отмеченный В. Г. Белинским. В 1847 г., пережив духовный перелом, Г. вернулся в Москву. Работал в газ. «Московский городской листок», ж. «Отечественные записки», в 1850-1856 гг. ведущий критик ж. «Москвитянин». Вместе с А. Н. Островским возглавил «молодую редакцию» журнала (лит. кружок). Одновременно с 1848 г. преподавал законоведение в Александровском сиротском ин-те, с 1850 г.- в Московском воспитательном доме, с 1851 г.- в 1-й московской гимназии. В сер. 50-х гг. пережил кризис, связанный с неудачами в личной жизни, уехал за границу, в 1857-1858 гг. жил во Флоренции, в Париже. Вернувшись в Россию, писал критические статьи для журналов «Русский вестник», «Сын Отечества», «Русское слово» и др. В нач. 60-х гг. идейно сблизился с Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым, поддерживал с ними дружеские отношения, сотрудничал в издаваемых М. М. и Ф. М. Достоевскими журналах «Время», «Эпоха».

Похоронен в С.-Петербурге на Митрофаньевском кладбище, в 30-х гг. XX в. прах перезахоронен на Волковом кладбище.

Поэзия Г. не была ровной и имела скромный успех. К шедеврам его творчества относятся цикл стихотворений «Борьба» (1853-1857), поэма «Вверх по Волге» (1862), Г. известен как автор слов ставших народными романсов «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная...» (1857) и «Цыганская венгерка» («Две гитары за стеной жалобно заныли...») (1857). В поэзии Г. отразилась его бурная судьба, в ней присутствуют романтические мотивы, тема неразрывности счастья и страдания, отдачи себя «стихии жизни». Белинский отмечал в его творчестве чрезмерное увлечение описанием рефлексии и страданий. В лирике прослеживаются и религ. мотивы. В сер. 40-х гг. XIX в. в стихотворении «Нет, не рожден я биться лбом...» автор писал о Христе как о представителе простого народа. В кон. 40-х - нач. 50-х гг. Г. создал цикл стихотворений «Дневник любви и молитвы» - историю безответной любви, вызвавшей религ. экзальтацию. В 1858 г. в Италии были написаны 3 романтических стихотворения, посвященные картине Б. Э. Мурильо «Мадонна с Младенцем»: «Глубокий мрак, но из него возник...», «О, помолись хотя единый раз...», «О, сколько раз в каком-то сладком страхе...». Г. принадлежат многочисленные стихотворные переводы У. Шекспира, В. Гюго, И. В. Гёте, Г. Гейне, Дж. Байрона, А. Мицкевича и др. Как поэт Г. отчасти предвосхитил рус. символизм, оказал влияние на творчество А. А. Блока.

Большее признание пришло к Г. как к лит. критику. В статьях он проявил себя как философ, размышляющий о судьбах России, путях развития рус. культуры. Проповедовал «органическое развитие» рус. культуры и общества, безвольного и естественного, чуждого скачков и изломов, проходящее в единстве с саморазвитием жизни. Отвергал все покушения «грубого разума» на управление жизнью, верил, что благие в своих истоках человеческие стремления и чувства не нуждаются в «оковах разума». При этом Г. была чужда идеализация в рус. лит-ре безропотного «маленького человека», за к-рой, по его мнению, скрывалась апология бездействия. Эти идеи Г. развивал в статьях «О правде и искренности в искусстве» (1856), «И. С. Тургенев и его деятельность: По поводу романа «Дворянское гнездо»» (1859), «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» (1859), «После «Грозы» Островского» (1860), «Искусство и нравственность» (1861), «Реализм и идеализм в нашей литературе» (1861) и др. В статьях «Гоголь и его последняя книга» (1847) Г. в целом положительно оценил «Выбранные места из переписки с друзьями», отметил боль и тревогу автора за совр. общество и человека, утратившего свободу нравственного выбора.

А. А. Григорьев. Фотография. Нач. 60-х гг. ХIХ в.

А. А. Григорьев. Фотография. Нач. 60-х гг. ХIХ в.


А. А. Григорьев. Фотография. Нач. 60-х гг. ХIХ в.

В 40-х гг. XIX в. Г. стихийно увлекался различными идеями, в т. ч. масонством, фурьеризмом. В воспоминаниях писал, что чувствовал особую связь с дедом, близким к масонам: «Под влиянием мистических идей я веровал в какую-то таинственную связь моей души с душою деда, в какую-то метепсихозу не метепсихозу, а солидарность душ». Фет вспоминал, что Г. не раз говорил ему «о своем поступлении в масонскую ложу...». В сер. 40-х гг. Г. создал цикл стихотворений «Гимны», представлявший собой ряд переводов из нем. масонского сборника (Полн. собр. песен для масонов. Берлин, 1813). Гимны были предназначены для исполнения в ложах при совершении обрядов. Масонская тематика присутствует и в повестях Г. «Один из многих» (1846) и «Второй из многих» (1847).

В кон. 40-х гг. XIX в. Г. отошел от прежних увлечений. Он был чужд западничеству, проявлял симпатии к славянофильству, но оно казалось ему слишком «барственным», помещичьим по духу, далеким от народа. Для Г. был характерен резкий антиклерикализм, неприятие церковной бюрократии, в письме к М. П. Погодину от 11 мая 1859 г. он упоминал о «Церкви иже о Христе жандармствующих». При этом Г. (особенно с 50-х гг. XIX в.) ощущал себя в рамках правосл. традиции, понимая ее предельно вольно. В письме к Погодину от 25 авг. 1859 г. он заявлял: «Под Православием разумел я сам для себя просто известное, стихийно-историческое начало, которому суждено еще жить и дать новые формы жизни, искусства, в противоположность другому, уже отжившему и давшему свой мир, свой цвет началу - Католицизму. Что это начало на почве Славянства, и преимущественно Великорусского Славянства, с его широтою нравственного захвата, должно обновить мир - вот что стало для меня уже не смутным, а простым верованием». Считал свои взгляды близкими к «народному» восприятию Православия. К духовно значимым правосл. традициям, укрепившимся в народе, Г. относил бессребреничество, «жалостливость» (сострадание чужому горю), предпочтение «правды совести» формальной «правде закона». Г. отмечал, что «народное» правосл. миропонимание чуждо обрядности и созвучно самому «естеству жизни». Г. проявлял уважение к взглядам архим. Феодора (см. ст. Бухарев А. М.). Он противопоставлял «народное» Православие (к к-рому причислял и старообрядчество) не только офиц. правосл. Церкви, но и католицизму. В письме к А. Н. Майкову от 24 окт. 1857 г. признавал величие католицизма в прошлом, а в настоящем видел в нем «язычество, мифологию, а не христианство. Все, что Православие сохранило как символ, как линии - напоминающие и возводящие к иному миру,- католичество развило в мифы, отелесило так, что видимое заменило собою невидимое». Считал папство «низведением Царства Божия на землю, в определенные, прекрасные, но чисто человеческие идеалы».

В нач. 60-х гг. XIX в. наряду с Достоевским и Страховым стал одним из основателей почвенничества в России. Мн. идеи этого общественно-лит. направления оформлялись еще раньше, в статьях Г. в «Москвитянине». Как почвенник Г. отвергал революционную «разинщину», нигилизм, утилитаризм в искусстве и жизни, «религию плоти и практичности», воинствующий атеизм, верил в то, что жизнь должна естественно развиваться из «народной почвы», что для нее губительна насильственная ломка веками сложившихся патриархальных устоев и традиций.

Арх.: РГАЛИ. Ф. 160; РГИА. Ф. 733. Оп. 37. Д. 168; ИРЛИ. ПД. Ф. 93. Оп. 3. Д. 388-392.

Соч.: Соч. М., 1990. 2 т.; А. А. Григорьев: Мат-лы для биографии [Восп., письма]. Пг., 1917; Избр. произведения. Л., 1959; Лит. критика. М., 1967; Стихотворения и поэмы. М., 1978; Эстетика и критика. М., 1980; Восп. Л., 1980; Театральная критика. Л., 1985; Искусство и нравственность. М., 1986; Одиссея последнего романтика: [Сб.: Поэмы. Стихотворения. Драма. Проза. Письма. Восп. об А. Григорьеве.] М., 1988; Письма. М., 1999.

Лит.: Михайлов Д. Н. А. Григорьев. СПб., 1900; Гроссман Л. П. Три современника: Тютчев - Достоевский - А. Григорьев. М., 1922; Блок А. А. Судьба А. Григорьева // Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 5. С. 287-518; Бухштаб Б. Я. «Гимны» А. Григорьева // Он же. Библиогр. разыскания по рус. лит-ре XIX в. М., 1966. С. 27-49; Раков В. П. А. Григорьев - лит. критик. Иваново, 1980; Егоров Б. Ф. А. Григорьев - театральный критик // Он же. Борьба эстетических идей в России сер. XIX в. Л., 1982. С. 167-183; он же. А. Григорьев. М., 2000; Фет А. А. Восп. М., 1983; Носов С. Н. А. Григорьев: Судьба и творчество. М., 1990; Глебов В. Д. А. Григорьев. М., 1996.

С. Н. Носов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ГРИГОРЬЕВ" в других словарях:

  • Григорьев А. А. — Григорьев А. А. ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович (1822 1864) русский критик и поэт. Р. в Москве, в семье чиновника. По окончании юридического факультета служил чиновником в Петербурге. В 1846 выпустил книжку стихотворений. Печатает статьи и… …   Литературная энциклопедия

  • Григорьев Б. — Григорьев, Борис Дмитриевич Дата рождения: 11 июля (23 июля) 1886(18860723) Место рождения: Москва Дата смерти: 7 февраля 1939 …   Википедия

  • Григорьев Б. Д. — Григорьев, Борис Дмитриевич Дата рождения: 11 июля (23 июля) 1886(18860723) Место рождения: Москва Дата смерти: 7 февраля 1939 …   Википедия

  • Григорьев С. Т. — Григорьев С. Т. ГРИГОРЬЕВ Сергей Тимофеевич (1875 ) современный детский писатель. По своей тематике произведения Г. делятся на три цикла. Первый посвящен эпохе военного коммунизма, героическим эпизодам гражданской войны («Тонькин танк», «Белый… …   Литературная энциклопедия

  • Григорьев — Григорьев, Р. с. д. литератор. Во время войны был сотрудником умеренно интернационалистского журнала Летопись , издававшегося Горьким. В последнем он помещал главным образом корреспонденции из Италии. В дни керенщины Григорьев был сотрудником… …   1000 биографий

  • Григорьев М. С. — Григорьев М. С. ГРИГОРЬЕВ Михаил Степанович (1890 ) современный литературовед. Ранние работы Григорьева посвящены разработке проблем психологической поэтики (в духе учения Потебни и Гершензона). В настоящее время Г. приближается к марксистской… …   Литературная энциклопедия

  • Григорьев Р. — Григорьев Р. ГРИГОРЬЕВ Рафаил. Этот лит ый псевдоним принадлежит двум современным писателям: 1. марксисту, автору критико биографических очерков о Горьком и Короленко (М., 1925), старому сотруднику соц. дем. изданий и 2. беллетристке Раисе… …   Литературная энциклопедия

  • ГРИГОРЬЕВ — Аполлон Александрович (1822 64), русский литературный и театральный критик, поэт. Создатель так называемой органической критики: статьи о Н.В. Гоголе, А.Н. Островском, А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, И.С. Тургеневе, Н.А. Некрасове, А.А. Фете и др …   Современная энциклопедия

  • Григорьев — (Аполлон Александрович) один из выдающихся русскихкритиков. Род. в 1822 г. в Москве, где отец его был секретаремгородского магистрата. Получив хорошее домашнее воспитание, он окончилмосковский университет первым кандидатом юридического факультета …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Григорьев — Содержание 1 Известные носители 1.1 А 1.2 Б 1.3 …   Википедия

  • Григорьев А. А. — Аполлон Александрович Григорьев Дата рождения: 28 июля (16 июля) 1822 Место рождения: Москва Дата смерти: 7 октября (25 сентября) 1864 Место смерти: Санкт Петербург Гражданство …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»