- АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ
(† 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых). О житии А. М. сообщает «История вкратце о преподобном Агапите и о создании обители сея», составленная в нояб. 1712 г. по повелению архиеп. Холмогорского и Важского Варнавы (Волатковского), посетившего в это время Агапитов Маркушевский мон-рь. До 1712 г. в мон-ре имелись лишь отдельные записи о преподобном. О начальной поре жизни святого, как видно из «Истории», достоверных сведений не сохранилось. По мнению одних исследователей (архиеп. Амвросия (Орнатского), архиеп. Филарета (Гумилевского)), А. М. был современником прп. Логгина Коряжемского († 1540; пам. 10 февр.), вместе с к-рым подвизался в сольвычегодском Борисоглебском мон-ре, где и принял постриг. По мнению др., А. М. сначала подвизался в Соловецкой обители и был пострижеником сщмч. Филиппа (в 1546-1566 игумен обители, в 1566-1568 митр. Московский и всея Руси). После 1568 г. А. М. неск. лет жил в Сойгинском сольвычегодском мон-ре. В «Истории» сказано, что, пребывая в пределах р. Вычегды, в 1576 г. А. М. тяжело заболел. На 27-й день болезни, когда святой уже потерял надежду на выздоровление, ему явилась икона свт. Николая. Свт. Николай исцелил А. М. и повелел ему основать иноческую обитель на р. Маркуше, в 100 верстах от г. Тотьма. 3 раза А. М. переходил с места на место, наконец там, где двукратно услышал Божественный голос, поставил часовню, в к-рой поместил явившуюся ему икону свт. Николая. В 1578 г. вместо часовни А. М. построил холодную деревянную ц. во имя свт. Николая, немного позже была построена теплая ц. во имя Благовещения Пресв. Богородицы. Никольский храм был освящен 7 сент. 1579 г., здесь находился чудотворный образ свт. Николая, от к-рого происходило множество исцелений (в XIX в. в приходской Благовещенской ц. хранилась тетрадь с записью 195 чудес от иконы свт. Николая). Видимо, при А. М. была освящена и Благовещенская ц., т. к. известно, что в 1578 г. преподобный был в Москве и получил благословение у митр. Антония на освящение 2 церквей. У царя Иоанна IV Васильевича Грозного преподобный «улучи повеление» на строительство мельницы на р. Лохте.
А. М. был строгим аскетом: прилежал суровому воздержанию, бдению и молитве, носил вериги в виде железных ободов, стягивавших его тело. Однако среди жителей находившейся неподалеку от мон-ря дер. Каликино нашлись люди, опасавшиеся, что со временем их земля перейдет мон-рю. 21 мая 1584 г. они убили преподобного, когда он вместе с монастырскими служителями Феодором и Андреем возвращался в обитель после работы на мельнице. Тело угодника Божия бросили в р. Уфтюгу, где его чудесным образом обрели монахи Маркушевского мон-ря: вериги, к-рые носил преподобный, плавали на поверхности воды, «яко древо легко». Братия погребла А. М. между основанными им храмами, над его могилой была поставлена часовня. Вериги святого положили на его гробницу. В 1758 г. мощи преподобного из деревянной часовни перенесли в новый каменный Никольский собор, построенный на месте древнего, сгоревшего в 1752 г. храма. Мощи были положены в склепе с юж. стороны церкви.
Время местной канонизации А. М. неизвестно. Можно предполагать, что повеление архиеп. Холмогорского Варнавы составить «Историю вкратце о преподобном Агапите» было подтверждением уже существовавшего местного почитания. В 1764 г. мон-рь был закрыт, вскоре, вероятно, празднование отдельной местной памяти А. М. было отменено, т. к. в 1878 г. над его гробом служили панихиды. В то же время А. М. вошел в Собор Вологодских святых, установленный еп. Иннокентием (Борисовым) в 1841 г., и имя его включено в службу Собора Вологодских святых (3-й тропарь 9-й песни канона - Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 464). В 1850 г. на месте деревянной Благовещенской ц. построили новый каменный приходской храм, куда из Никольского храма перенесли мощи А. М. В местном ряду иконостаса поместили чудотворный образ свт. Николая (по описанию кон. XIX в., это был образ свт. Николая Великорецкого с житием под серебряным окладом, 6 вершков в высоту и 4 - в ширину), а на раку А. М. положили вериги, в к-рых были обретены мощи преподобного. В советское время церковь была разрушена, в 2000 г. в пос. Нюксеница (Тотемского р-на Вологодской обл.), ближайшем населенном пункте к бывш. Агапитову Маркушевскому мон-рю, начато строительство храма, к-рый планировалось освятить во имя А. М.
Ист.: История вкратце о преподобном Агапите и о создании обители сея // Вологод. ЕВ. 1878. № 12. Примеч. С. 226-227.
Лит.: Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 539-545; Филарет (Гумилевский). Жития. Май. С. 323-324; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 152; Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. СПб., 1899. 2 ч.; М., 1994р. С. 335-336; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 10-11.
Иеродиак. Герасим (Дьячков)
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.