- ГУЛЬБИЩЕ
в рус. храмовой и гражданской архитектуре открытая терраса, устроенная вокруг здания или его части обычно на столбах или аркадах на уровне 2-го, иногда 1-го этажа или яруса.
Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в Высокопетровском мон-ре. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г.
Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в Высокопетровском мон-ре. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г.В рус. домонг. зодчестве Г. неизвестны. Вероятно, на рубеже XV-XVI вв. появились 2-ярусные галереи-Г. с аркадами по наружной стене. Московская традиция возведения храмов на подклетах в XVI в. «подразумевала и устройство дополнительных сооружений, обеспечивающих доступ в храмовое помещение и выполняющих часто при этом функциональную роль церковной паперти, а иногда и притвора» - деревянных и каменных крылец и Г. (Баталов. С. 143).
Одним из первых памятников с первоначально открытым Г. является Вознесения Господня ц. в Коломенском (1532): Г., на к-рое ведут 3 лестницы с зап., сев. и юж. сторон, расположено на окружающих подклет аркадах и охватывает здание по всему периметру, в т. ч. с вост. алтарной стороны, повторяя план постройки; парапет, украшенный ширинками, огораживал Г. При исследовании ц. сщмч. Антипы на Колымажном дворе в Москве (1-я пол. XVI в.), бесстолпной постройки на подклете, были также открыты фрагменты Г., окружавшего храм с севера, запада и юга. Затем Г. на неск. десятилетий исчезли из рус. зодчества; условия местного климата требовали сооружения крытых галерей, более функциональных, часто 2-ярусных, окружавших храмы на подклетах.
Вновь Г. появились в XVII в. сначала в светском, затем в храмовом строительстве. Так, Теремной дворец Московского Кремля (1635-1636, зодчие Б. Огурцов, Г. Шарутин, Л. Ушаков, под рук. А. Константинова) - многоэтажная ярусная постройка с верхним этажом-теремом, стоящим на плоской кровле нижнего под ним яруса - Г., имеющего парапет с квадратными ширинками.
Г. стали распространенным решением для храмов в эпоху нарышкинского барокко, особенно в Москве и ее окрестностях. В этот период «гульбища, опоясывающие храм, служили не столько связи с окружением, сколько выделению самоценно-пластических качеств здания, поднимая его ввысь, подобно памятнику на пьедестале» (Бусева-Давыдова. C. 265-281). В кон. XVII - нач. XVIII в. Г. использовались в композиции всех типов храмов: бесстолпных с трапезными; 4-столпных; типа восьмерик на четверике с центрическим или включенным в продольную композицию планом. В большинстве случаев Г. окружали здания, стоящие на подклетах на уровне 2-го яруса, реже - на уровне 1-го этажа; располагались обычно со всех сторон, в т. ч. и с востока, иногда с 3 или с 2 сторон. Г. оформляли парапеты, украшенные с внешней стороны квадратными ширинками, редко - балясинами.
Успенский собор (1693–1699) в Рязани. Архит. Я. Г. Бухвостов
Успенский собор (1693–1699) в Рязани. Архит. Я. Г. БухвостовК памятникам 1-го типа можно отнести 2 трапезные церкви во имя прп. Сергия Радонежского - в ТСЛ (1685-1692) и в Высокопетровском мон-ре в Москве (1690-1694; пятиглавие 1704-1706) - кубические 3-апсидные одноглавые бесстолпные храмы с обширными трапезными с запада, поднятые на подклеты; Г. с лестницей с сев. стороны (в церкви ТСЛ 2-я лестница - у сев.-зап. угла здания) расположены на аркадах и окружают здание по периметру. С запада Г. церкви в Высокопетровском мон-ре помещена расширенная площадка, с проездом под ней, переходящая в террасу братского корпуса. К этим постройкам близка ц. Воскресения Христова в Кадашах в Москве (1687? - 1695): Г. находилось наверху закрытых обходных галерей, окружавших подклет, в зап. части располагалось крыльцо (в 1695 с запада вместо крыльца пристроена колокольня с 2 лестницами, замененными в 1807 крытыми пристройками в готическом стиле; в 1802 ликвидирован вост. отрезок галереи; в 1860 галереи с Г. перестроены и заменены более широкими). Особенность храма заключалась в расположении Г., огибавшего алтари верхнего храма, но проходившего над алтарем нижней церкви, помещавшейся в подклете.
К постройкам кон. XVII в., в композицию к-рых были включены Г., относятся традиц. кубические многоапсидные 4-столпные 5-главые храмы на невысоких подклетах - Успенский собор в Рязани (1693-1699, зодчий Я. Г. Бухвостов) и возведенный по его образцу Успенский собор в Астрахани (1698-1710, зодчий Д. М. Мякишев). Г. окружают храмы со всех сторон, расположены на галереях (в рязанском соборе - крытой, в астраханском - открытой, с широкими арками, с гирьками в каждом проеме). Лестницы, ведущие на Г., расположены в обоих храмах с запада, однако в астраханском соборе Г. через площадку лестниц соединено с лобным местом.
Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в.
Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в.Башнеобразные и ярусные постройки кон. XVII в. типа восьмерик на четверике с центрическим 4-лепестковым планом имели Г., окружавшие храмы со всех сторон и часто повторявшие сложную форму его плана. В этих постройках Г. в случае возведения храма на подклете (ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях в Москве, 1690-1694) возвышались на аркадах или располагались на уровне 1-го яруса в виде открытого обхода (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в пос. Дубровицы Подольского р-на Московской обл., 1690-1704; ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Уборы под Москвой, 1694-1697, зодчий Бухвостов). Парапеты церквей в Филях и в Уборах украшают ширинки, парапет дубровицкой церкви - резные орнаменты. Лестницы и крыльца располагаются с 3 сторон (кроме вост.); исключение составляет церковь в Дубровицах, имеющая лестничные марши с 4 сторон, в т. ч. с алтарной.
Ярусные храмы типа восьмерик на четверике иногда включались в продольную композицию, образованную четвериком и близкими по размерам и оформлению алтарной частью и притвором (ц. Св. Троицы в Троице-Лыкове, ныне в Москве, 1690-1696, зодчий Бухвостов; ц. Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве, 1697-1705, не сохр.). Церковь в Троице-Лыкове имеет Г., повторяющее форму плана здания, расположенное на уровне нижнего яруса, с лестницами с 3 сторон. Г., входившее в композицию ц. Успения на Покровке, сходно с Г. храма в Кадашах: оно охватывало здание по периметру, располагалось на уровне 2-го яруса на высоких аркадах; с вост. стороны Г. проходило над помещением нижнего, расположенного в подклете храма, 3 алтарные апсиды к-рого были выведены за пределы как подклета, так и галереи с Г. над ним. Парапет Г. украшали балясины в виде античных амфор.
В нек-рых случаях Г. устраивали не по всему периметру храма, а с 3 (ц. Св. Троицы в Фаустове (бывш. собор Краснохолмской Новосоловецкой Марчуговской пуст.), 1696-1698, Г. сохр. вдоль юж. и зап. фасадов, имеет позднейшее покрытие; ц. вмч. Георгия за Верхом в Калуге, 1700-1701, Г. застеклено в 1776) или с 2 сторон (собор апостолов Петра и Павла в Казани, 1723-1726, Г.- с севера и запада). Г. этих церквей сооружены на высоких аркадах, окружающих подклеты. Парапет Г. церкви в Фаустове декорирован ширинками с полихромными изразцами, собора в Казани - аркатурой.
В кон. XVII - нач. XVIII в. распространение получили Г., расположенные на св. вратах мон-рей и, т. о., окружавшие надвратные храмы. Так, св. врата Высокопетровского мон-ря (80-е гг. XVII в.) с 3-арочным проездом имели сверху Г., на к-ром в 1690-1694 гг. была построена ц. Покрова Пресв. Богородицы. Церковь прп. Зосимы и Савватия Соловецких в Фаустове (рубеж XVII и XVIII вв.) сооружена на открытой террасе над юж. вратами мон-ря. К памятникам этого типа следует отнести Сухареву башню в Москве (1692-1701, зодчий М. И. Чоглоков, не сохр.), имевшую Г. на уровне 2-го этажа. В этих постройках Г. ограждали парапеты, декорированные квадратными ширинками.
В постройках более позднего времени Г. не встречаются.
Лит.: История рус. архитектуры // Пилявский В. И., Славина Т. А., Тиц А. А. и др. СПб., 19942; Бусева-Давыдова И. Л. Эволюция внутреннего пространства храмов XVII в. (на примере церквей Троицы в Никитниках и Покрова в Филях) // Архит. наследство. М., 1995. Вып. 38: Проблемы стиля и метода в рус. архитектуре. С. 265-281; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Художественно-эстетическая культура Др. Руси, XI-XVII вв. / Ред.: В. В. Бычков. М., 1996. С. 426-457.
Е. Э. Спрингис
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.