- ГУМИЛЕВСКИЙ Александр Васильевич
Александр Васильевич (13.08.1830, с. Рождествено Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 20.05.1869, С.-Петербург), свящ., духовный публицист, организатор церковной благотворительности. Род. в семье диакона, после смерти отца воспитывался дядей, пономарем. Обучался в Александро-Невском ДУ, Петропавловском ДУ, в 1851 г. окончил СПбДС, в 1855 г.- СПбДА (со степенью магистра богословия), был однокурсником прав. Иоанна Кронштадтского. С 16 нояб. 1855 по 26 нояб. 1856 г. Г. преподавал словесность и библиологию в СПбДС. 26 мая 1856 г. был рукоположен во иерея, служил 3-м священником в ц. Рождества Христова на Песках в С.-Петербурге. С 25 янв. 1856 г. принимал участие в работе С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, в 1859-1866 гг. был его секретарем. Составил новую программу для сбора сведений о мон-рях и приходах, разбирал в консистории архивные дела 1724-1778 гг., готовил описание церквей Царскосельского у. Трудами Г. было начато издание «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (СПб., 1869-1885). В 1861 г. избран членом имп. Археологического об-ва.
Свящ. А. В. Гумилевский. Литография. 1870 г. (ГПИБ)
Свящ. А. В. Гумилевский. Литография. 1870 г. (ГПИБ)Г. занимался организацией церковной благотворительности. Создал при своем приходе общину «служительниц милосердия» для ухода за немощными, пытался возродить древний институт диаконисс. В 1860-1863 гг. Г. по просьбе вел. кнг. Елены Павловны возглавлял основанную ею во время Крымской войны Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Составил устав общины, в к-ром развил идею о жен. церковном служении путем «деловой молитвы», т. е. помощи страждущим без отречения от мира. Разработал строгую иерархичность общины, во главе к-рой стоял сам в качестве «пресвитера диаконисс» и духовника. 7 апр. 1863 г. при ц. Рождества Христова на Песках открыл Христорождественское братство. В состав братства вошли 2 школы-приюта, 2 детских рукодельных приюта, больница, б-ка, детский и взрослый хоры, воскресная школа для взрослых, богадельни для нищих и увечных и отдельно для женщин. Организовывались бесплатные воскресные и праздничные обеды для неимущих, а также выдача пособий. В нач. 1869 г. учредил при братстве Александро-Иосифовское приходское благотворительное об-во. По его образцу стали создаваться др. подобные учреждения, причем Александро-Иосифовское об-во занималось координацией их деятельности. Г. считал, что благотворительные об-ва должны возникать практически при каждом приходе. Стремясь создать из прихода большую христ. семью, Г. не ограничивался богослужением и исполнением треб, входил во все подробности как духовной, так и бытовой жизни прихожан. Лучшим средством приобщения людей к христ. идеалам считал хоровое пение. Придавал большое значение созданию сети приходских б-к. Активность Г. сталкивалась с сопротивлением светской и церковной администраций, на него посылали доносы, его обвиняли в том, что он преувеличивает значение своего опыта, пропагандирует его как образец для всех приходов.
Г. следил за развитием педагогической мысли, пользовался советами К. Д. Ушинского. Был инициатором создания народных курсов барона М. О. Косинского, программа к-рых была приравнена к 3 классам гимназии. Стал одним из первых организаторов воскресных школ в России. 22 мая 1860 г. в С.-Петербурге основал Владимирскую воскресную школу, содержавшуюся на средства городской ремесленной управы; под руководством Г. в ней преподавали 60 студентов СПбДА во главе с А. И. Предтеченским. В окт. того же года открыл Христорождественскую воскресную школу и содержал ее за свой счет. В 1861 г. по благословению покровительствовавшего ему Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского митр. Исидора (Никольского) Г. составил «Правила для преподавания Закона Божия и для наблюдения за обучением в воскресных школах Санкт-Петербургской епархии», а также стал цензором книг духовного содержания для воскресных школ. Выступал против просвещения народа, если оно не основано на Законе Божием, считал, что в воскресных школах должны преподавать только священники.
Г. писал стихи и песни, в 1860 г. сотрудничал в ж. «Странник», в котором публиковал поучения, рассказы, цикл статей «Заметки приходского священника». В 1861-1865 гг. совместно со священниками Иоанном Флёровым, Д. И. Флоринским и И. Г. Заркевичем (впосл. еп. Новомиргородский Николай) издавал ж. «Дух христианина», посвященный вопросам благотворительности, народного образования. Г. вел в журнале летопись Христорождественского братства, критиковал состояние дел в СПбДС и консистории, публиковал анонимные или подписанные псевдонимами корреспонденции о негативных явлениях в жизни столичного духовенства, поднял вопрос о введении выборного начала в среде духовенства. Г. обладал проповедническим талантом, мн. его проповеди были изданы. После проповеди, произнесенной 4 апр. 1866 г., по окончании благодарственного молебна по случаю спасения имп. Александра II Николаевича от покушения Д. В. Каракозова, распространились слухи о том, что Г. призывал крестьян защитить царя от дворян. 18 мая того же года Г. был переведен в Преображенский собор г. Нарвы, остро переживал свое удаление из С.-Петербурга. Продолжал заниматься благотворительностью, основал при соборе благотворительное об-во, построил новый храм в дачном пригороде Меррекюле (ныне Мерикюла, Эстония).
22 марта 1867 г. Александр II по просьбе имп. Марии Александровны перевел Г. в С.-Петербург. 6 окт. того же года Г. был назначен 2-м священником ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Обуховской больнице. Настоятель прихода свящ. А. П. Булгаков создал при нем первое в Европе благотворительное церковное об-во для помощи неимущим больным и их семьям, содержавшее 2 приюта для сирот. Г. духовно окормлял жен. отделение больницы, заботился о похоронах неимущих, об учреждении особой погребальной кассы. Отличался бескорыстием: все получаемые им средства расходовал на помощь нуждающимся.
Г. умер, заразившись тифом во время совершения треб. Отпевание совершил Выборгский еп. Тихон (Покровский), в погребальной процессии приняло участие неск. тыс. чел. Г. был похоронен на Смоленском кладбище С.-Петербурга, над могилой был установлен мраморный памятник, инициатором сбора средств на к-рый стал свящ. М. Горчаков (к 2006 могила и памятник утрачены). Незадолго до кончины Г. передал своему буд. биографу Н. А. Скроботову свой обширный архив (не сохр.).
Соч.: Речь при открытии воскресной Владимирской школы для ремесленников // Сев. пчела. 1860. № 120; Анастасья: Рассказ приходского свящ. СПб., 1862; Жизнь прп. отца нашего Сергия Радонежского чудотворца. СПб., 1862; Путь от Москвы до Троице-Сергиевой лавры: Рассказы для детей. СПб., 1862; На память правосл. жителям г. Нарвы: Неск. слов и речей. СПб., 1868; Житие прп. Алексия, человека Божия. СПб., 1869.
Лит.: Заркевич И., прот. Речь, сказанная при опускании в могилу гроба священника С.-Петербургской Обуховской гор. больницы, А. В. Гумилевского. СПб., 1869; Маслов В., свящ. Памяти учредителя Христорождественского Александро-Иосифовского братства свящ. А. В. Гумилевского и эконома сего братства Ф. В. Кудрявцева. [СПб., 1870]; [Скроботов Н. А.] Жизнь и деятельность основателя церк. братств на Руси в новейшее время свящ. А. В. Гумилевского. СПб., 1870; он же. Приходской свящ. А. В. Гумилевский. СПб., 1871; Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1876. Т. 5. С. 340-350; То же. СПб., 1878. Т. 6. С. 379-400; То же. СПб., 1885. Т. 10. С. 179-185; Корольков А. И. Христорождественская ц. в С.-Петербурге на Песках. СПб., 1893; Рункевич С. Г. Приходская благотворительность в Петербурге. СПб., 1900; Знаменский Ф., прот. Свящ. А. В. Гумилевский, основатель приходской благотворительности в С.-Петербурге // ПрибЦВед. 1905. № 50. С. 2193-2198; № 51. С. 2247-2251; № 52. С. 2303-2308; Рябов Д. С. Рождественские храмы. СПб., 1998; Раздорский А. И. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии»: Из истории издания // Невский архив: Ист.-краевед. сб. СПб., 2003. Вып. 6. С. 600-609.
М. П. Лепёхин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.