- ГУСТЫНСКАЯ (ЯРМАРКОВАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Густынская икона Божией Матери
Густынская икона Божией Матери (празд. 28 июля, в день Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»), прославилась в XVII в. в Густынском во имя Св. Троицы мон-ре близ г. Прилуки (ныне с. Густынь Прилукского р-на Черниговской обл., Украина). Время явления иконы неизвестно. Первое сообщение об иконе местного ряда Троицкого собора Густынского мон-ря, к-рое можно соотнести с Г. и., датировано 1654 г. Посетивший мон-рь архидиак. Павел Алеппский в подробном рассказе об иконостасе собора упомянул стоявшую в местном ряду слева от царских врат («в левом ряду») Г. и.: «…большая, прекрасная икона Владычицы, блещущая красотой» (Павел Алеппский. Путешествие. С. 184). Сведений о почитании этой иконы в мон-ре и о том, что она чудотворная, он не оставил.В Густынской летописи по списку 1-й редакции, происходящему из Густынского мон-ря (РГБ. Ф. 205. № 118. Л. 210-211), приведены «чуда выписаные, которые ся деяли в року 1670-м, месяца априля 10 дня, по недели Светлой, заразъ на понеделок о проводахъ». Названо 10 чудес исцеления «въ полку Прилуцкомъ, недалеко оть места Сребрнаго, близко села Деймановки, вь леску Кириловомъ Макушиномъ, на урочище Тростянце, у крыныци» (источника) и т. д., в т. ч. чудесное появление источника и его освящение. Но только в записи от 1680 г., в чуде избавления от «несносного кашля» игум. Густынского мон-ря Авксентия, источник назван как чудотворный «Пречистой Богородицы», завершается описание этого чуда также воздаянием благодарности Богородице (Л. 211). Существует предположение, что первоначально икона стояла над источником, а после явленных ею чудес была перенесена в мон-рь.
В летнее время Г. и. находилась, как правило, в иконостасе Троицкого собора, по левую сторону от царских врат, а в зимнее время ее переносили в трапезную ц. в честь Воскресения Христова. По субботам перед Г. и. совершался торжественный молебен с акафистом.
Происхождение 2-го названия иконы - Ярмарковая - связано с ежегодной ярмаркой, проводившейся на монастырской площади, вокруг к-рой обносили Г. и. и ставили в специально устроенной часовне, где она пребывала до окончания ярмарочного торга. В «Истории Российской иерархии» сообщается, что при мон-ре проводились 2 ярмарки: в день Сошествия Св. Духа и 15 авг. После закрытия в 1924 г. мон-ря икона была утрачена.
В 2000 г. по благословению настоятельницы мон-ря игум. Веры (Таран) с небольших размеров списка древней Г. и., привезенного из черниговского Елецкого мон-ря, была написана новая икона. В дни празднования юбилея мон-ря летом того же года митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении сонма священнослужителей освятил новописаную икону.
В янв. 2005 г. Г. и., осенявшая прежде своим присутствием монастырские ярмарки, пребывала по благословению еп. Черниговского и Нежинского Амвросия на поклонении в галерее «Лавра», где проходила правосл. международная выставка «Славьте Рождество».
Иконография Г. и. (размеры оригинала составляли 1 аршин 13 и 1/2 вершка (ок. 131 см) × 1 аршин 2 и 1/4 вершка (ок. 82 см)) принадлежит к типу изображения Богоматери Одигитрии с Младенцем на левой руке, наиболее распространенным вариантом к-рой была Смоленская икона. Однако от традиц. списков этого образа Г. и. отличает то, что благословляющая ручка Младенца Христа не отведена в сторону, а находится на уровне груди. В Густынской летописи по списку 1-й редакции в дополнении «Разные заметки о Густынском монастыре» (Л. 64-209 об.) сообщается о том, что в нояб. 1697 г. на средства прилуцкого пана Д. Л. Горленко, полковника войска Запорожского, Г. и. («…икона наместная Пресвятыя Богородицы… во храме Пресвятыя Троицы») была украшена серебряной позолоченной ризой. Гравированное воспроизведение Г. и. в ризе показано в книге Снессоревой (С. 431).
Лит.: Летопись Густынского мон-ря // ЧОИДР / Публ.: О. М. Бодянский. М., 1848. № 8. С. 66; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 18982; Поселянин Е. Богоматерь. С. 491.
Э. В. Ш.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.