- ГЮТ I
[арм. Գյյռւտ Ա] (ок. 400, с. Арахез, обл. Тайк - 478, с. Вотмус, гавар Вананд, обл. Айрарат), Армянский католикос (с 461). По мнению исследователей, его можно отождествить с еп. Вананда Гадом, принявшим участие в Шахапиванском и Арташатском Соборах. Селение Вотмус являлось резиденцией Ванандского еп-ства, оттуда и произошло одно из прозваний католикоса Г.- Вотмусский (Вотмсеци); др. прозвание, Арахезский (Арахезаци), происходит от места его рождения. Г. был избран католикосом всех армян после смерти Мовсеса I. Избрание произошло без предварительного согласия шаханшаха Пероза (Фейруза), к-рый был в то время занят укреплением своей власти в Персидской державе и не обратил внимания на это. После поражения восстания 450-451 гг. во главе с Варданом Мамиконяном и начала гонений на армян со стороны персов младшие ученики Саака I Партева и Месропа Маштоца, к числу к-рых принадлежал и Г., возобновили духовную борьбу арм. народа. В то время как сасанидский наместник Атрормизд проводил довольно толерантную политику во внутренней и религ. жизни Армении, католикос стал необъявленным вождем патриотического движения. Уже в начале его деятельности вспыхнуло восстание албан. царя Ваче II против персид. владычества. Г. горячо приветствовал это восстание, но оно было жестоко подавлено Сасанидами. Пероз, обеспокоенный этим восстанием, решил привлечь на свою сторону арм. знать и тем самым усилить свою власть в регионе. С этой целью были освобождены находившиеся в ссылке в Ср. Азии арм. нахарары (удельные князья), участвовавшие в войне 450-451 гг.; в 462 г. они вернулись на родину.
Первые 10 лет предстоятельства Г. прошли мирно. Он проводил церковные реформы, упорядочил канонические и богослужебные правила, ввел в святцы Армянской Церкви день памяти Вардана Мамиконяна и др. мучеников Аварайрской битвы (26 мая 451). Малахия (Орманян) по праву называет его «вторым реформатором Армянской Церкви». В память о героическом сопротивлении в 451 г. арцахских и сюникских армян в Вайоц-Дзоре против полка персид. военачальника Аташхуды Г. на 9-й год правления распорядился воздвигнуть церковь на месте сражения, в долине р. Ехегис (не сохр.). В освящении церкви участвовал еп. Сюника Анания. Г. активно боролся против несторианства, к-рое в то время укрепилось в Сирии. По поручению католикоса Давид Нергинский (обычно отождествляемый со знаменитым философом Давидом Анахтом) написал в защиту Православия оду. Благодаря усилиям и деятельности Г. позиции христианства в Армении значительно усилились.
Однако с укреплением власти шаханшаха Пероза политика сасанидского двора в отношении армян ужесточилась, что заставило католикоса и патриотически настроенных князей искать защиты у визант. имп. Льва I. Их беспокоили попытки персид. властей склонить арм. князей к вероотступничеству в обмен на щедрые награды и высокие должности. Тайные обращения к Византии ничего не дали армянам, но возбудили гнев персов. Шаханшах Пероз вызвал Г. в Ктесифон, лишил престола и отправил в ссылку по обвинению в измене. Вину католикоса, однако, доказать не удалось, и персид. двор, обеспокоенный возможными волнениями, был вынужден разрешить ему вернуться в Армению. Встреченный с почестями и удостоенный всенародного уважения, он обосновался в с. Вотмус. После кончины Г. был причислен к лику святых Армянской Церкви.
Лит.: Ананян П. Исследования по арм. церк. истории V-VI вв. Венеция. 1999 (на арм. яз.).
Б. А. Арутюнян
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.