«ДАВИД САСУНСКИЙ»

«ДАВИД САСУНСКИЙ»

[«Сасунские богатыри»; арм. Սասռւճցի Դավիթ], арм. народный эпос, посвященный борьбе с арабами, в VII-VIII вв. захватившими Армению. Возник в IX-XIII вв. в Сасуне (область Зап. Армении). В эпосе армяне-сасунцы сталкиваются с арабами-египтянами (мсрци), предводитель к-рых - Мсра Мелик, властитель Мсыра (Египта).

Эпос состоит из 4 частей («ветвей»). 1-я часть является как бы прологом на библейский сюжет о 2 братьях: сыновья ассир. царя убили отца и скрылись в Армении. 2-4-я части представляют собой историю одного поколения сасунских богатырей, а весь эпос в целом - историю Сасунского дома, от возникновения до упадка. Родоначальники сасунцев, братья Санасар и Багдасар, создают город (гос-во) Сасун. Сын Санасара, Мгер Старший, благоустраивает Сасун. Его сын Давид, главный герой эпоса, освобождает свою землю от арабов и убивает Мсра Мелика - безобразного великана. Сын Давида, Мгер Младший, терпит поражение за поражением, хотя по силе превосходит своих предков. Он проклят отцом за то, что, не узнав его, сразился с ним. Земля ослабела и не держит его, и поэтому по совету умерших родителей он закрылся в Агравакаре (Вороновой скале) и должен выйти оттуда, когда пшеничное зерно станет размером с плод шиповника, а ячменное зерно - размером с грецкий орех (символ всеобщего благополучия и справедливости). В основном следы древних мифических сюжетов сохранились именно в этой «ветви» эпоса, что придает ей мрачный, архаический оттенок. В последовательности поколений и их деяний можно проследить путь развития всей Армении: возникновение, укрепление, расцвет и падение гос-ва. Т. о., исторический опыт арм. народа предстает в эпически преображенном виде.

В языческие времена в Армении были созданы обширные циклы эпических песен, отражавшие жизнь и сражения богов и героев, рождение арм. народа. «Д. С.» формируется в совершенно иную эпоху, когда возникла арм. письменность и была создана богатая лит-ра, повлиявшая на повествование. К этому времени армяне уже давно были христианами (с нач. IV в.) и в эпосе присутствует представление о христ. морали, хотя служители Церкви часто являются объектом шуток и иронии. Сострадание - один из главных мотивов действий героев «Д. С.», незнакомый персонажам древних эпосов. Давид и др. сасунские герои никогда не используют силу для порабощения слабых. Наоборот, они помогают слабым: строят для них дома, наделяют их имуществом и т. д.

Мораль героев эпоса связана с рыцарским кодексом, действовавшим в средневек. Европе и отраженным в сочинениях того времени. Но этот кодекс в «Д. С.» как бы очеловечен. Благодаря тому что герои сострадают униженным и обездоленным, их не покидает чувство долга перед соотечественниками. Главный герой, Давид, является воплощением всех рыцарских и эпических добродетелей, хотя иногда поступает не совсем по-рыцарски (обручается с Чмшкик-Султан, но влюбляется в Хандут-Хатун и женится на ней. Его убивает собственная дочь от Чмшкик-Султан).

Средневек. эпоха изменяет соотношение мифических и «реалистических» элементов эпоса. В «Д. С.» роль мифа ослаблена в сравнении с архаичными эпосами, быт народа занимает в повествовании значительное место и даже герои, к-рые по силе превосходят всех людей и имеют мифологическое происхождение (Санасар и Багдасар, зачаты водой, водная стихия имеет большое значение в судьбе героев), в будни ведут себя как простые крестьяне и вспоминают о своей силе и власти, только когда Сасуну и сасунцам грозит опасность. Отсутствие дворянского этикета придает эпосу простонародный колорит. Эта особенность «Д. С.» могла возникнуть в связи с тем, что после падения Багратидов и Киликийского царства арм. знать была почти полностью вырезана и эпическая традиция сохранялась в устной народной среде; это не могло не отразиться на содержании и стиле эпического произведения. «Д. С.» был впервые записан в 1873/74 г. еп. Гарегином Срвандзтяном в Зап. Армении, ранее он был незнаком арм. книжной лит-ре, хотя упоминания об эпосе сохранились в сочинениях португ. путешественников XVI в. Арм. офиц. книжность «не замечала» простонародное произведение, признавая за эпос лишь то, что было «освящено письменной традицией» еще в древности (у Мовсеса Хоренаци и др. авторов).

В 1939 г. народ Армении вместе с др. народами СССР торжественно отметил 1000-летие «Д. С.». Эпос был переведен на мн. языки. С 2004 г. в Ереване периодически проводятся международные научные конференции, посвященные эпосу «Д. С.».

Изд.: Абегян М., Мелик-Оганджанян К. Сасна црер. Ереван, 1936, 1944, 1951. Т. 1-3 (на арм. яз.); Орбели И. А. Арм. героический эпос «Давид Сасунский». Ереван, 1956; Shalian A. K. David of Sassoun: The Armenian Folk Epic in Four Cycles. Athens (Ohio), 1964; Feydit F. David de Sassoun: Épopée en vers. P., 1964.

Лит.: Агаян Г. З. Эпос «Давид Сасунский» и арм. классическая лит-ра в оценке А. Фадеева // ВОН. 1978. № 5. С. 71-82; Акопян Н. Портретная характеристика персонажей арм. эпоса // Вестн. Ереванского ун-та. Обществ. науки. 1967. № 3. С. 224-235 (на арм. яз.); Абегян М. Библиография арм. нар. эпоса Сасунци Давид. Ереван, 1977 (на арм. яз.); Нерсисян Х. Нек-рые вопросы перевода слов-реалий в эпосе «Давид Сасунский» на англ. язык // ВОН. 1986. № 10. С. 43-52; Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 A. D. Turnhout, 1995. P. 193-196 [библиогр.].

А. Егиазарян


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "«ДАВИД САСУНСКИЙ»" в других словарях:

  • Давид сасунский — «Давид Сасунский» (арм. Սասունցի Դավիթ) легендарный средневековый армянский эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в средневековой Армении, ныне в Турции) против арабских захватчиков. Сложился в VII X веках. Эпос состоит из… …   Википедия

  • ДАВИД САСУНСКИЙ — «ДАВИД САСУНСКИЙ», см. «Сасунци Давид» (см. САСУНЦИ ДАВИД) …   Энциклопедический словарь

  • ДАВИД САСУНСКИЙ — смотри Сасунци Давид …   Современная энциклопедия

  • ДАВИД САСУНСКИЙ — см. Сасунци Давид …   Большой Энциклопедический словарь

  • “Давид Сасунский” — “ДАВИД САСУНСКИЙ”, смотри “Сасунци Давид”.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Давид Сасунский — У этого термина существуют и другие значения, см. Давид Сасунский (значения). Памятник Давиду Сасунскому в Фресно (США) …   Википедия

  • "ДАВИД САСУНСКИЙ" — Сасунци Давид , арм. нар. героич. эпос. Состоит из 4 осн. ветвей, посвященных подвигам четырех поколений богатырей Санасара и Багдасара, Мгера Старшего, Давида Сасунского и Мгера Младшего. Осн. содержание эпоса сложилось под влиянием борьбы арм.… …   Советская историческая энциклопедия

  • «ДАВИД САСУНСКИЙ» — («Сасунци Давид»), героический эпос армянского народа. Состоит из четырех ветвей: «Санасар и Багдасар», «Мгер Старший», «Давид Сасунский» (основной) и «Мгер Младший». Исторический источник сюжета — восстание в 851 крестьян против сборщиков… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Давид Сасунский (значения) — Давид Сасунский (арм. Սասունցի Դավիթ, Сасунци Давид) Давид Сасунский средневековый армянский эпос. Давид Сасунский станция Ереванского метрополитена. Давид Сасунский танковая колонна. Давид Сасунский памятник в Ереване. См. также Давид мужское… …   Википедия

  • Давид Сасунский (полк) — Танковая колонна «Давид Сасунский» (арм. Սասունցի Դավիթ Տանկային Շարասյուն)  танковая колонна, созданная во время Великой Отечественной войны на средства, собранные армянской диаспорой и переданная 119 му отдельному танковому полку,… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»