- ДАДИВАНК
План мон-ря Дадиванк
План мон-ря Дадиванк [Хутаванк, Аракелоц, арм. Դադիվաճղ], мон-рь в исторической обл. Арцах Вел. Армении, в ущелье р. Тертер (Трту), на востоке совр. Кельбаджарского (Карвачарского) р-на Азербайджана.Согласно преданию, один из учеников ап. Фаддея, Дади, или Дадо, был предан здесь мученической смерти (отсюда название «Аракелоц» - апостольский). Название «Хутаванк» (букв.- мон-рь на холме) восходит к арм. слову «хут» (холм). Согласно летописным источникам, Д. был основан во 2-й пол. I в., а его название упоминается с IX в.
Д. был одним из древнейших монастырей Армянской Апостольской Церкви, с кон. V в. в подчинении Албанского католикоса (см. ст. Албания Кавказская), в средние века являлся крупнейшим мон-рем арм. Хаченского княжества. Расцвет Д. приходится на XIII в. Д. являлся епископской резиденцией, располагал обширными поместьями, мон-рь обслуживала большая дер. Хут. Д. был неоднократно разорен (напр., после разрушения сельджуками в 1145 был восстановлен в 1170). В XVIII в. Д. пустовал, вслед. походов 90-х гг. XVIII в. персид. Аги Мохаммед-хана Каджара, чумы и голода обезлюдели монастырские села, в поместьях обосновались курды племени коланов и айрумы (армяне-халкидониты, принявшие затем мусульманство). В 1813 г. территория Карабахского ханства и мон-ря отошла России, после чего Д. стал возрождаться, с переменным успехом вел борьбу за законное право владения поместьями. Посетивший мон-рь в сер. XIX в. архиеп. Саркис Джалалянц увидел руины, к-рые «служили укрытием для разбойников, совершавших набеги на Арцах», территория мон-ря использовалась как пастбище «для стад овец и скота». Лишь к 1917 г. управляющему Д. Л. М. Тер-Аветикяну удалось отобрать у курдов и турок обширные пастбища, но с установлением советской власти и после передачи области Азербайджану Д. прекратил существование. В 60-х гг. ХХ в. на территории Д. была основана деревня. С 1993 г. территория района контролируется Нагорным Карабахом, с 1998 г. в монастыре производятся реставрационные работы.
Соборный храм Катогике. 1214 г.
Соборный храм Катогике. 1214 г.На территории Д. сохранилось ок. 30 построек (4 церкви, 2 гавита, галерея, колокольня и сооружения мемориального и гражданского назначения).
Однонефная ц. св. Дади (сохр. стены, частично ушедшие в землю) возведена предположительно в IX или XIII в. 2-я датировка подтверждается 19-строчной надписью настоятеля монастыря Тер-Атанаса (в центральной части юж. фасада, под окном, между пилястрами). По сторонам полукруглой апсиды, вписанной во внешний прямоугольник стен, устроены узкие пастофории. Своды на подпружных арках опирались на 3 пары пилястр. С запада и юга располагаются входы с орнаментированными наличниками. В алтаре сохраняется раннесредневек. стела над могилой св. Дади.
С запада к церкви примыкает 4-колонный жаматун (гавит, 1224), в интерьере к-рого по всей вост. стене установлены или вмурованы в пол хачкары. 2-й сводчатый гавит и зальная церковь с прямоугольным алтарем присоединяются к церкви св. Дади с юга.
Хачкары в зап. стене малой церкви. Не ранее 1211 г.
Хачкары в зап. стене малой церкви. Не ранее 1211 г.Галерея на колоннах, расположенная вдоль этих 2 зданий, связывает их с соборным храмом Катогике, или Арзу-хатун (1214), основанным Арзу-хатун, супругой вел. кн. Вахтанга. Об этом сообщает строительная надпись в 19 строк: «…я, покорная слуга Христоса Арзу-хатун, дочь князя князей великого Курда и супруга владыки Атерка и всего Верхнего Хачена… построила собор на месте могилы мужа моего и детей моих Хасана, первенца моего, и Григора, ушедших к богу во младенчестве…» Это крестообразный внутри и прямоугольный снаружи купольный храм (12,3×10,6 м, высота 18,5 м) с 2-этажными часовнями по углам. Над подкупольными арками, со ступенчатым профилем, возвышается высокий барабан, прорезанный 8 окнами. Снаружи стены храма опоясывает аркатура. Центральная из 5 разновеликих арок каждого фасада повышена. Под ней на зап. и сев. стенах помещены порталы, на юж. и вост.- рельефные композиции. На юж. фасаде, по сторонам окна, находится традиц. рельефная ктиторская композиция, изображающая князей Асана и Григориса с моделью храма. На вост. фасаде, над окном и непосредственно под центральной аркой, представлены погрудные образы св. Дади и кн. Вахтанга с нимбами, также с моделью церкви. Поверхность обоих фасадов заполнена строительными и дарственными надписями. С сев. стороны главного портала церкви был орнаментированный камень с надписью: «Скульптора Погоса помяните», исчезнувший в 80-х гг. ХХ в. Сев. стену украшает глухой декоративный портал, обращенный к обрыву. 16-гранный снаружи барабан оформлен аркатурой на высоких сдвоенных колонках, в полях к-рой чередуются узкие окна и треугольные ниши, а тимпаны украшены орнаментальными вставками. В кладке собора использованы камни разных цветов: плиты кровель темно-серого оттенка, на розовом фоне основной кладки барабана контрастно выделяется белокаменная аркатура. Стены изнутри были покрыты штукатуркой и расписаны. Фресковая роспись, созданная при реставрации храма в 1312 г., сохранилась частично. На юж. стене - сцена вручения свт. Николаю Чудотворцу Христом митры и Богоматерью омофора, сюжет очень редкий для Армении, т. к. почитание свт. Николая Чудотворца здесь не было распространено. На правой стороне сев. стены - сцена побиения камнями св. Стефана.
Отдельно стоящая юж. малая церковь (не ранее 1211) имеет традиц. для Армении структуру купольного храма. В живописно выполненную кладку вмурованы хачкары, барабан фигурно выложен кирпичом и камнем, кровли и шатер черепичные.
Неск. южнее малой церкви находится почти квадратное в плане здание (1211), названное в строительной надписи «тачаром» (букв.- храм). 4 круглые колонны поддерживают систему сводов с верхним световым отверстием. К этому зданию пристроены трапезная и кухня (XIII в.). 2-й этаж кухни представляет собой анфиладу сводчатых монашеских келий с множеством ниш и камином, открывающихся на сев. сторону.
В юж. части мон-ря расположены неск. служебных и гражданских построек. С востока к «храму» примыкает 2-этажное здание, состоящее из 3 помещений (датируется надписями Тер-Атанаса между 1263 и 1291), к-рые считают б-кой и скрипторием.
Здание колокольни (1283 датированы установленные в интерьере хачкары) венчает ротонда с остроконечным шатром. Интерьер нижнего яруса декорирован парными хачкарами.
На юго-востоке комплекса сохранились неск. примыкающих друг к другу построек различного назначения: княжеские покои, часовня, гостиница, маслобойня, погреб (все XII-XIII вв.).
Ист.: Джалалянц С. Путешествие в Армению. Тифлис, 1858 (на арм. яз.); Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / Крит. текст и примеч.: В. Аракелян. Ереван, 1983 (на арм. яз.).
Лит.: Месроп Магистрос. Церкви и сооружения 3 крупных арм. мон-рей: Татева, Агарцина и Дади. Иерусалим, 1938 (на арм. яз.); Улубабян Б., Асратян М. Дадиванк // Айказян Айагитакан Андес. 1973. Т. 8. С. 7-54 (на арм. яз.); Thierry J. M., Hasratyan M. Dadivank en Arcax // REArm. 1982. Vol. 16. С. 259-287; Асратян М. М. Арцахская школа арм. архитектуры: Факты и вымыслы // К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и вост. провинций Армении. Ереван, 1991. Т. 1. С. 448-469; он же. Арцахская школа арм. архитектуры. Ереван, 1992 (на арм. яз.); Карапетян С. Памятники арм. культуры в зоне Нагорного Карабаха. Ереван, 2000.
Г. В. Казарян
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.