ДАЛЬ Лев Владимирович

ДАЛЬ Лев Владимирович

Лев Владимирович (11.06.1834, Оренбург - 21.03.1878, Москва), архит., реставратор, историк архитектуры. Род. в семье филолога, этнографа, врача, чл.-корр. АН, автора «Толкового Словаря живого великорусского языка» В. И. Даля - чиновника по особым поручениям при оренбургском военном губернаторе В. А. Перовском, к-рый стал крестным отцом Д. играл важную роль в карьере Д. и его отца. В 1841 г. семья переехала в С.-Петербург, в 1849 г.- в Н. Новгород. В доме Далей бывали церковный историк архим. Макарий (Миролюбов), писатель, этнограф П. И. Мельников-Печерский, краевед Н. И. Храмцовский.

В 1850 г. Д. поступил вольноопределяющимся в С.-Петербургский ун-тет, не окончив к-рый, в 1853 г. перешел в рисовальные классы АХ. В 1854-1855 гг. получил малую и большую серебряные медали. С дек. 1855 до апр. 1856 г. добровольцем, в звании юнкера стрелкового полка, участвовал в Крымской войне, оставил зарисовки событий. В 1857 г., после перенесенного тифа, вышел в отставку в чине поручика и вернулся к академическим занятиям по курсу архитектуры. Среди его учебных проектов - католич. собор с уч-щем и сиротским домом на 50 чел. (1858, малая золотая медаль) и «Роскошные публичные бани» (1859, большая золотая медаль). 31 июля 1859 г. выпущен из АХ со званием классного художника архитектуры 1-й степени и в дек. того же года на казенный счет направлен в пенсионерскую поездку. Посетил Италию, Францию, Великобританию; в марте 1860 г. в Ницце представил коллекцию рисунков вел. кнг. Марии Николаевне (хранятся в НИМРАХ и ГРМ). В 1862 г. в Париже прослушал курс лекций по механике и архитектуре в Школе изящных искусств. В кон. 1864 г., вернувшись в Россию, Д. совершил поездку по Московской, Нижегородской и Новгородской губерниям, где заинтересовался памятниками древнерус. зодчества.

В апр. 1865 г. Д. вновь отправился за границу, изучал памятники Сев. Германии, Дании, Нидерландов и Бельгии, повторно побывал во Франции и Италии. Участвовал в конкурсах на восстановление Флорентийского собора (1865), фасада Миланского собора (1866). По возвращении на родину в 1866 г. получил звание академика архитектуры за осуществленный в 1862 г. проект реставрации публичных бань в Помпеях, был определен сверхштатным техником Строительного отд-ния Нижегородского губ. правления, уделял большее внимание исследовательской работе и экспедициям, а также преподаванию совместно с А. О. Карелиным в Первой нижегородской общедоступной художественной школе.

Вероятно, участие Д. в проектировании собора во имя блгв. кн. Александра Невского с приделами св. равноап. Марии Магдалины и свт. Николая Мирликийского в Н. Новгороде (т. н. Новый Ярмарочный собор), сооружение к-рого было задумано после посещения в 1858 г. нижегородской ярмарки имп. Александром Николаевичем и имп. Марией Александровной и осуществлено на пожертвование кашинского купца 2-й гильдии Н. В. Терликова, избранного председателем Комитета по строительству храма. Составителем проекта стал губ. архит. Р. Я. Килевейн (1825-1895), предполагается, что Д. принадлежит авторство композиции храма (1864), имеющей 2 прототипа: ц. Благовещения Пресв. Богородицы при лейб-гвардии Конном полку в С.-Петербурге (архит. К. А. Тон, 1844-1849) и шатровый Борисоглебский собор в г. Старица (1558-1561, не сохр.). Однако 18 нояб. 1865 г. император утвердил «заменительный» проект неизвестного с.-петербургского архитектора. Д. принадлежит, вероятно, доработка художественной стороны проекта (1866-1867). В 1869-1875 гг. он вел наблюдение за строительством, которым руководил Килевейн. Храм, градообразующая высотная доминанта Н. Новгорода (освящ. 20 июля 1881, закрыт в 1930, в 1992 возобновлены богослужения), типологически близок к возведенным в то же время соборам во имя Успения Пресв. Богородицы в Гельсингфорсе (Хельсинки) (архит. А. М. Горностаев, проект 1859, 1860-1868) и во имя блгв. кн. Александра Невского в Париже (архит. Р. И. Кузьмин, 1859-1862). Собор представляет собой центрическое монументальное сооружение высотой 79 м, крестообразное в плане, с одной 5-гранной апсидой, завершенное пирамидальной композицией из пяти 8-гранных шатров, увенчанных луковичными главками. В сев.-зап. барабане устроена звонница. В декоре фасадов сочетаются элементы русского стиля, преобладающего в постройке (шатры, луковичные главки, кокошники в основании барабанов), с деталями романского и визант. происхождения (аркатурные пояса и ползучие арочки). Д. принимал участие в устройстве иконостасов в 1876 г.

В Н. Новгороде Д. реализовал бо́льшую часть своих архитектурных проектов, однако его церковные постройки были уничтожены после 1917 г. (кроме колокольни (1876) ц. св. Иоанна Предтечи (1870-1871)). В 1864 г. Д. составил проект часовни во имя блгв. кн. Александра Невского для подворья Феодоровского Городецкого мон-ря близ Московского вокзала в Н. Новгороде. Впосл. по проекту Д., утвержденному 20 нояб. 1869 г., под его рук. в течение строительного сезона 1870 г. часовня была перестроена в 3-престольную церковь. Крестообразный в плане храм венчало шатровое пятиглавие, фасады завершали щипцы. В том же году по проекту Д. была сооружена шатровая часовня жен. Серафимо-Понетаевского мон-ря с кельями для сестер. В 1873-1890 гг. по проекту Д. на средства прихожанина Д. А. Обрядчикова была построена 3-престольная церковь с главным престолом во имя святых Космы, Дамиана и Димитрия Солунского на Софроновской пл. Величественный 3-частный храм увенчивало луковичное пятиглавие пирамидальной композиции над основным объемом и шатровая колокольня над притвором. Фасады завершались щипцами, декор сочетал элементы рус. и романской архитектуры. С 1870 до 1875 г. продолжалась работа Д. над проектом надгробия Косме Минину в виде шатровой сени в рус. стиле в Спасо-Преображенском соборе (работы завершены в 1886 под рук. Килевейна). Предполагается также участие Д. в сооружении колокольни Никольской ц. (1870) и дома причта Казанской ц. (1867-1872) на Зеленском съезде, при отделке к-рого впервые в Н. Новгороде был применен бетон.

Собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Н. Новгороде. 1869–1875 гг.

Собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Н. Новгороде. 1869–1875 гг.


Собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Н. Новгороде. 1869–1875 гг.

В Н. Новгороде Д. воплотил идеи «археологического направления» в архитектуре, стремясь к достоверному воспроизведению элементов древнерус. зодчества. Здесь, в основном в 1871-1872 гг., Д. осуществлял постройку каменного театра (не сохр.), перестройку зданий Духовной семинарии, удельной и почтовой контор. В Серафимо-Понетаевском мон-ре он работал над устройством церкви (вероятно, ц. Божией Матери «Живоносный источник»). Возможно, по проекту Д. был построен усадебный дом в имении Быковка под г. Васильсурском (Нижегородской губ.) для А. В. Демидова (не сохр.).

Д. был автором проекта устройства иконостаса кафедрального собора свт. Николая в Праге (1871), многоярусного иконостаса для храма в Вене (1873, не осуществлен), куда Д. был командирован на международную выставку (Корреспонденция из Вены // Зодчий. 1873. № 2. С. 27-28). В 1877 г. он составил проект здания рус. отдела на Парижской выставке (не осуществлен).

В качестве действительного члена Нижегородского губ. статистического комитета (с 1868) с окт. 1868 г. на основании трудов архим. Макария (Миролюбова) и указаний Мельникова-Печерского Д. организовывал и участвовал в экспедициях по изучению зодчества Нижегородского края (Балахна, Городец, Семёнов, Дудин, Островоезерский монастырь, Арзамас), осуществлял фиксацию древних зданий (Общее годовое собрание Нижегородского губ. стат. комитета 16 февр. 1869 г. Н. Новг., 1869. С. 12-19). Он стал известен как один из основоположников научной реставрации и научно-практического изучения рус. архитектуры, как исследователь древнерус. деревянного (в т. ч. гражданского) и оборонного зодчества. Д. выполнил проекты реставрации Спасской церкви в с. Пурех с надстройкой колокольни (1871, не осуществлен), обмеры нижегородских храмов: соборов Благовещенского (совм. с Килевейном) и Печерского монастырей, Архангельского собора (1871-1872).

С 1868 г. Д.- член Московского архитектурного об-ва (с 1875 - его новосозданной исторической комиссии) и Об-ва древнерус. искусства (Д. составил проект диплома для его членов и написал о нем статью: Моск. об-во древнерус. искусства // ВАИ. 1888. Вып. 7. Отд. 3. С. 33-35); с 1869 г.- член-корреспондент МАО (с 1873 действительный член); с 1872 г.- член С.-Петербургского об-ва архитекторов (в ж. «Зодчий», издаваемом об-вом, Д. впосл. заведовал рус. отделом); с 1876 г.- действительный член Имп. Рус. археол. об-ва.

1 июня 1873 г. Д. был определен в АХ сверхштатным адъюнкт-профессором для обследования памятников архитектуры (1873-1877). В 1873 г. Совет академии направил Д. совместно с учениками-архитекторами В. П. Леоновым и Б. К. Веселовским в командировку по России для сбора материалов по рус. искусству, прежде всего архитектуре. Поездка была предпринята в связи с проблемой сохранения памятников архитектуры «от разорения, уничтожения и переделок». В апр. 1874 г. они обследовали Московскую, Ярославскую, Владимирскую, Нижегородскую, Казанскую губернии, посетив, в частности, Троице-Сергиеву лавру, Балахну, Гороховец, Чебоксары, Макарьев, Свияжск, Казань. Перед следующей поездкой (1876) Д. разослал по сев. губерниям вопросники о памятниках древнерус. искусства. Он побывал в Олонецкой, Вологодской, Новгородской губерниях, в частности в Кижах, Белозерске, Кириллове, Вологде, Оштинском погосте, Муромском Успенском мон-ре (Олонецкой губ.). Д. выявил ок. десятка разных типов деревянных церквей; в числе открытых им памятников был и знаменитый Кижский погост. Рисунки деревянных церквей были представлены в 1877 г. на технической выставке в Соляном городке в С.-Петербурге.

В 1874 г. Д. переехал в Москву и поселился в доме отца на Б. Грузинской ул., реконструировал дом, внес в его облик элементы народного зодчества (в 1971-1972 этот дом реставрировался по проекту архит. В. А. Виноградова). Дом Далей являлся одним из культурных центров Москвы, в нем бывали С. Т. Аксаков, А. Ф. Вельтман, Мельников-Печерский, В. Г. Перов, А. Ф. Писемский, М. П. Погодин, П. М. Третьяков и др.

С 1874 г. Д.- сверхштатный младший помощник, с 1878 г.- помощник главного архитектора по постройке храма Христа Спасителя. Он выполнил проекты размещения росписей и орнаментальных композиций на хорах, орнаментов центральной части. Вероятно, Д. (возможно, совм. с А. И. Резановым) принадлежит окончательный проект иконостаса в виде шатрового храма высотой 26,6 м, служащего одновременно надпрестольной сенью. По рисункам Д. выполнены позолоченный, украшенный живописью по эмали и драгоценными камнями оклад Евангелия для главного алтаря, напрестольный золоченый с эмалью крест, украшенный аметистами, дарохранительница для Николаевского придела в виде шатровой, увенчанной луковичной главкой часовни на пьедестале из шокшинского порфира. Д. принадлежат проекты паникадила, выносного фонаря, дикирия, кадил, тарелей, крестов.

С 1875 г. Д.- член Строительного совета при московской городской управе, преподаватель Уч-ща живописи, ваяния и зодчества, архитектор Румянцевского музея. В Москве Д. построил крытый Смоленский рынок (1876, не сохр.), торговые ряды на Ирининской ул. (ул. Ф. Энгельса, 1876, не сохр.), дом художника А. П. Боголюбова (1877). Проекты церкви в визант. стиле во дворе Румянцевского музея (1872), Исторического музея (1874-1875, 2-я премия), естественно-исторического и сельскохозяйственного отделов Политехнического музея (1874) (в рус. стиле) не были реализованы.

Д. участвовал в реставрационных работах в Кремле (с 1874) и Китай-городе (с 1875), входил в состав комиссий по реставрации Потешного дворца, Правильной и Книгохранительной палат (Синодальной типографии, 1876), обследовал крепость в Коломне, указав на необходимость ее консервации (1876).

В историко-теоретических работах «Историческое исследование памятников рус. зодчества» (Зодчий. 1872. № 2. С. 9-11; № 5. С. 68-70; № 7. С. 101-105; 1873. № 1. С. 4-7; № 5. С. 56-59; 1875. № 11/12. С. 132-134) и «Мат-лы для истории рус. гражданского зодчества» (Там же. 1874. № 3. С. 30-32; № 7. С. 93-94; № 12. С. 153-154) Д. утверждал, что развитие самосознания и «более серьезное изучение глубины духовной жизни русского народа» привели к доминированию рус. стиля в искусстве; прежнее постоянное и всецельное подражание продуктам духовной деятельности Запада уступает мало-помалу самостоятельной разработке обильных материалов, накопленных целыми веками русской жизни» (Историческое исследование памятников рус. зодчества // Там же. 1872. № 2. С. 9). Рост национального самосознания, возрождение самобытности Д. считал неотделимыми от научного прогресса. Ему был близок научный интерес к средневековью франц. теоретика и историка архитектуры Э. Виолле-ле-Дюка, на труд к-рого Д. отозвался сочувственной рецензией (L'art russe: Соч. г. Е. Виолле-ле-Дюка. М., 1877). По признанию Д., его, как оренбургского уроженца, особенно интересовало «восточное влияние» на рус. искусство. В 1871 г. планировалась его поездка в Индию по заданию АХ с целью выяснения истоков рус. зодчества. Разработанную им программу поддержало С.-Петербургское об-во архитекторов, одобрительную рецензию подготовил архит. И. И. Горностаев (экспедиция не состоялась).

Д. как ведущего представителя «археологического» и «научно-прагматического» направлений рус. стиля привлекало «отсутствие фальшивых частей здания», взаимосвязь архитектурной формы и конструкции. В деревянном зодчестве он видел столь близкое ему сочетание рациональности и красоты, соответствие внешних форм здания внутренней планировке, «правду материала» (Старинная деревянная изба из альбома Чернецова // Зодчий. 1872. № 3. С. 32; Древние деревянные церкви в России // Там же. 1875. № 6. С. 78-79; Старинные деревянные церкви Олонецкой губ. // Там же. 1877. № 11/12. С. 97-98). Для преемников Д. оказались важными зафиксированные им разнообразные декоративные мотивы деревянных зданий, которые стали воспроизводиться и в каменных сооружениях.

В трудах последних лет он анализировал вопросы охраны памятников и строительного законодательства (К вопросу о Cтроительном Уставе // Зодчий. 1874. № 1/2. С. 4-5; Сохранение древнерус. памятников // Там же. 1874. № 12. С. 156-157; К проекту МАО по сохранению памятников // Тр. 1-го Археол. съезда в Москве. М., 1871. Т. 2. С. 60), градостроительные последствия «строительной горячки» в Москве и деятельность архитекторов-современников (Строительная деятельность Москвы // Зодчий. 1876. № 4. С. 39-41); описывал памятники древней столицы и Подмосковья (Московские древности: Звенигородский Успенский собор // ВОДИ. 1874. Вып. 1/3. Смесь. С. 14-16; Ц. Грузинской Божией Матери в Москве // Зодчий. 1877. № 9/10. С. 87-88).

Семьи Д. не имел; скончался скоропостижно; погребен рядом с отцом на Ваганьковском кладбище, надгробие к-рому в рус. стиле было выполнено по проекту Д.

Соч.: Заметка о медных гривнах XII в. // Древности: Тр. МАО. 1874. Т. 4. Вып. 1. С. 74-76; По вопросу архитектуры XII в. в Суздальском княжестве // Тр. 1-го Археол. съезда. М., 1871. Т. 1. С. 277; Кадила // Зодчий. 1874. № 1/2. С. 9; Трехглавые церкви // Там же. № 11. С. 139; Назначение голосников // Там же. 1875. № 7/8. С. 88-89; Ростовские изразцы // ВОДИ. 1875. Вып. 6/10. Смесь. С. 49-50; Обзор рус. орнамента // Зодчий. 1876. № 7. С. 77-78; № 10/12. С. 107-108; 1877. № 9/10. С. 77-78; Борисоглебский собор в г. Старице // Там же. 1878. № 3. С. 27; Колокольни // Там же. 1879. № 1. С. 33-34.

Арх.: РГИА. Ф. 789. Оп. 14 «Д». Д. 2; РНБ ОР. Ф. 708 (Собко). Д. 863. Л. 1-4.

Лит.: Даль Л. В. // Зодчий: Воскр. приб. 1878. Вып. 13. С. 67; Заседание С.-Петербургского об-ва архитекторов // Там же. Вып. 17/18. С. 88-89; Петров П. Н. Л. В. Даль (1834-1878) // ИИАО. 1880. Т. 9. Вып. 4. Стб. 411-415; [Ялозо А. А.]. Памяти Л. В. Даля // Зодчий. 1881. № 11. С. 83-85; № 12. С. 93-95; Султанов Н. В. Успехи рус. худож. археологии в царствование имп. Александра II // Вестн. изящных искусств. СПб., 1885. Т. 3. Вып. 3. С. 225-239; Снежицкий И., диак. Нижегородский ярмарочный Александро-Невский собор. М., 1899, 1997р; Красовский М. В. Памяти Л. В. Даля // Зодчий. 1908. № 17. С. 147-151; Даль Л. В. (1834-1878) // Имп. МАО в первое 50-летие его существования: 1864-1914. М., 1915. Т. 2: Биогр. слов. членов об-ва. С. 101-102; Кондаков С. Н. Юбил. справ. Имп. АХ. Пг., 1915. Ч. 2. С. 322; Славина Т. А. Акад. Л. В. Даль и его роль в развитии истории и теории рус. архитектуры // Архитектура: [Сб. ст.]. Л., 1976. (Сб. науч. тр. ЛИСИ; 109); Филатов Н. Ф. Нижегородское зодчество XVII - нач. XX в. Горький, 1980. С. 177-190; Нижний Новгород: Архитектура XIV - нач. ХХ в. Н. Новг., 1994. С. 108, 171, 240-241; он же. Л. В. Даль: Художник, архитектор, исследователь мировой и рус. национальной культуры. Н. Новг., 1999; Кириченко Е. И. Рус. архитектура 1830-1910-х гг. М., 1982. С. 142-153; она же. Архит. теории XIX в. в России. М., 1986. С. 244-249; Агафонова И. С., Давыдов А. И. Собор Александра Невского в Горьком - памятник архитектуры 2-й пол. XIX в. // Памятники археологии и этнографии Верх. Поволжья: Межвуз. сб. Горький, 1989. С. 53-65; Крашенинников А. Ф. Даль Л. В. // ЗМВЭМН. С. 88-89; Гущина В. А. К истории изучения культового деревянного зодчества в России и Олонецкой губ. // Кижский вестн. Петрозаводск, 1999. № 5. С. 166-179; Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000.

Свящ. Александр Берташ


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ДАЛЬ Лев Владимирович" в других словарях:

  • Даль, Лев Владимирович — Лев Владимирович Даль Род деятельности: архитектор Дата рождения: 11 июня 1834 …   Википедия

  • Даль Лев Владимирович — Даль, Лев Владимирович архитектор (1834 1878), сын Владимира Ивановича Даля . Архитектурное образование получил в Академии Художеств. Служил губернским архитектором в Нижнем Новгороде, состоял при постройке московского Храма Спасителя, был… …   Биографический словарь

  • Даль, Лев Владимирович — академик архитектуры, сын известного Владимира Ивановича Даля лингвиста, родился 11 июня 1834 г. в Оренбурге, умер 21 марта 1878 г. в Москве. Получив хорошее домашнее воспитание под руководством родителя, Даль некоторое время слушал лекции в… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Даль Лев Владимирович — (1834 78) архитектор, сын известного Владимира Ивановича Д.; артистическое образование получил в Имп. академии художеств, от которой в бытность свою ее учеником получил две серебряные медали, малую и большую, в 1854 и 1855 гг., и малую золотую… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Даль — Даль: Даль удалённое место или видимое глазами далёкое пространство Фамилия Даль (Dahl) еврейского, нижнесаксонского или скандинавского (норвежского, шведского) происхождения: Даль, Аслёуг (род. 1949) норвежская лыжница Даль, Владимир Иванович… …   Википедия

  • Путин, Владимир Владимирович — Владимир Владимирович Путин …   Википедия

  • Дмитриев-Кавказский, Лев Евграфович — гравер на меди, присоединивший к своей фамилии, для отличия от других художников Дмитриевых, прозвище: Кавказский. Род. в 1849 г., получил общее образование в Ставропольской гимназии, и в 1869 г. поступил в ученики Императорской академии… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Список известных людей, похороненных на Ваганьковском кладбище — Содержание 1 Декабристы 2 Революционеры 3 Военные и Герои Советского Союза …   Википедия

  • Архитекторы Москвы — …   Википедия

  • Знаменитые нижегородцы — в порядке рождения. Содержание 1 Родившиеся в Нижнем Новгороде 1.1 А 1.2 Б 1.3 В …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»