- ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ
Прав. Даниил Ачинский. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1891 г. (РГБ)
Прав. Даниил Ачинский. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1891 г. (РГБ) (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 12.12.1784, мест. Нов. Сенжары Кобелякского у. Полтавской губ.- 15.04.1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых). Основными источниками сведений о Д. А. являются «Сказания» о старце насельника афонского Пантелеимонова монастыря инока Парфения (1854) и прот. В. Касьянова (1871).Род. в бедной семье казаков, крещен в местной Успенской ц., с янв. 1807 г. служил солдатом, с 1809 г. в артиллерии. Участвовал в Отечественной войне 1812 г., был ранен, с рус. войсками вступил в Париж. По свидетельству родных, из Франции присылал на Полтавщину на имя приходского прот. Петра Базилевича письма и денежные переводы. После 1817 г. вернулся в Россию. К 1820 г. в звании унтер-офицера Д. А. исполнял обязанности каптенармуса. В батарейной школе обучился грамоте, читал духовную лит-ру, решил принять постриг. В 1820 г. батарея, в к-рой служил Д. А., квартировалась в Лебедине (ныне Сумская обл.). В авг. того же года подвижник посетил родных, рассказал о намерении поступить в мон-рь, раздал деньги и часть своей земли ближним. По преданию, стал подвизаться в пещере в глухом лесу, посещал хутор Диканька, в Никольском храме молился перед чтимой иконой свт. Николая Чудотворца.
В нач. 20-х гг. XIX в. отказался от предложенной командиром полка военной карьеры и офицерского чина, находился под арестом, в карцере читал Свящ. Писание и Жития святых. 9 июня 1823 г. решением военного суда «за принятое намерение удалиться от службы для пустынножительства... по конфирмации главнокомандующего 1-й южной армии, как упорствующий в своем мнении и не хотящий служить» (на суде Д. А. сказал: «Лучше получить смерть, чем оставить оное намерение»), Д. А. был лишен воинского звания и направлен в ссылку в Нерчинск; вместе с др. каторжанами шел в кандалах.
В 1824 г. Тобольской экспедицией Д. А. был определен «на вечные работы» на Боготольском винокуренном заводе (ныне г. Боготол Красноярского края). Со смирением трудился на самых тяжелых работах, ночи проводил в молитве. Д. А. претерпел издевательства от местного пристава Е. П. Афанасьева, к-рый однажды зимой выгнал подвижника обнаженным на мороз и приказал поливать его водой. Через нек-рое время пристав тяжело заболел, но раскаялся в злодеяниях и выздоровел по молитвам преподобного. «Бог тебя простит, ибо я... наказания достоин, потому что я - клятвопреступник»,- сказал Д. А. По ходатайству Афанасьева перед губернатором Д. А. был освобожден от каторжных работ.
Д. А. поселился в Ачинске, несколько лет жил в келье во дворе купца А. Хворостова, затем в тесной келье у крестьянина дер. Зерцалы близ Ачинска, к-рая, по словам инока Парфения, была «совершенный гроб» с окном «в медный гривенник». Жил в совершенном нестяжании, шил одежду для односельчан, помогал соседям по хозяйству, жал и косил на полях. Вкушал ржаной хлеб или картофель с водой, носил железные вериги, обруч и берестовый пояс, к-рый к концу жизни врос в тело.
Прав. Даниил Ачинский. Икона. 2006 г. Иконописец Е. Е. Антонова (ц. Сошествия Св. Духа на апостолов в пос. Курагино близ Абакана)
Прав. Даниил Ачинский. Икона. 2006 г. Иконописец Е. Е. Антонова (ц. Сошествия Св. Духа на апостолов в пос. Курагино близ Абакана)Многие стали приходить к Д. А. как к старцу, стяжавшему дар прозорливости, просили совета и молитв, посетил его и Иркутский архиеп. Михаил (Бурдуков). Когда владыка, уезжая, захотел в благодарность старцу дать ему денег хотя бы на масло для лампады, тот ответил: «Лампадку для чего мне иметь, когда в душе моей тьма? А когда бывает в душе моей свет, то кольми паче мне нужна лампадка, ибо без того светло и радостно». Преподобный сторонился мирской славы, не любил празднословия. В «Сказании» инока Парфения повествуется, как к Д. А. приехала томская мещанка М. И. Иконникова, праздно путешествовавшая по св. местам. Старец встретил ее с гневом: «Что ты, пустая странница, пришла ко мне? Зачем ты бродишь по свету и обманываешь Бога и людей? Тебе дают деньги в Киев на свечку и на молебны, а ты их тратишь на свои прихоти». Несмотря на обличения Д. А., вскоре Иконникова с родственниками вновь отправилась в «паломничество». В Саровской пуст. Серафим также обличил Марию: «Зачем ты пошла в Россию? Ведь тебе брат Даниил не велел больше ходить в Россию! Теперь же ступай назад домой». В др. раз, когда один из односельчан решил заглянуть в окно кельи Д. А., оттуда вырвалось пламя и едва не опалило любопытного. «Впредь не испытывай»,-крикнул Д. А. односельчанину из-за дверей. Предчувствуя скорую кончину, Д. А. снял с себя вериги и обруч, чтобы скрыть свой подвиг от людей.
В янв. 1843 г. по просьбе духовной дочери, настоятельницы Рождественского мон-ря г. Енисейска (в 1873 переименован, см.: енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери жен. мон-рь) игум. Евгении (Стариковой), старец переехал в обитель, где вскоре скончался. За 3 дня до смерти Д. А. дал наставление игумении и сестрам. В день кончины Д. А. исповедовал свящ. Василий Касьянов, служивший в Рождественском храме мон-ря, автор жизнеописания преподобного. Предшественница Евгении, бывш. игумения мон-ря Девора, будучи совершенно слепой, увидела вдруг свет, когда почившего старца несли мимо ее кельи. Д. А. был похоронен в мон-ре, в 1860 г. над его могилой в 5 саженях от Рождественского храма была поставлена часовня во имя прп. Даниила Столпника (в 1869 сгорела, в 1870 отстроена заново), в которой служились регулярные панихиды, совершались исцеления. Популярный вариант жизнеописания Д. А. собирался составить и издать Л. Н. Толстой.
В мае 1920 г. (по др. сведениям, в апр. 1921) постановлением президиума Енисейского губ. комитета РКП захоронение Д. А. было вскрыто, часовня уничтожена, останки преподобного, вероятно, тогда же были перезахоронены, к 2007 г. их местонахождение неизвестно.
Рождественский храм уничтожен, на его фундаменте построено здание школы. В 2000 г. была найдена чугунная плита с могилы Д. А., ныне хранящаяся в кафедральном Успенском соборе Енисейска. В том же храме находится икона преподобного, написанная в 1989 г. по благословению настоятеля. 14 нояб. 1999 г. во время Божественной литургии, которую совершил в кафедральном Покровском соборе Красноярска архиеп. Красноярский Антоний (Черемисов), состоялся чин канонизации Д. А. в лике местночтимых святых (пам. 16 дек.). Во имя Д. А. освящена церковь (20 янв. 2001) на кладбище Бадалык в Красноярске, ведется строительство храма в Привокзальном р-не Ачинска.
Арх.: ЦХИДНИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 113. Л. 48.
Ист.: Касьянов В., прот. Сказание о жизни и подвигах в Бозе почившего старца Даниила. СПб., 1871; Сказание о старце Данииле, собранное иноком Парфением, со Св. горы Афонской из мон-ря вмч. и целителя Пантелеимона // Фаст Г., прот. Енисейск правосл. Красноярск, 1994. С. 143-172; Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. М., 1996р. Гл. 17.
Лит.: Рус. паломник. 1911. № 19. С. 303-304; Фаст Г., прот. Сведения о мощах прав. старца Даниила // Он же. Енисейск правосл. С. 83-85; Жития сибирских святых: Сибир. патерик. Новосиб., 1998. С. 199-204; Антоний (Черемисов), архиеп. О канонизации исп. и подвижника Енисейской земли старца Даниила Ачинского (Даниила Корнеевича Делиенко, 1784-1843) в лике местночтимых сибирских святых. О канонизации архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961) в лике местночтимых сибирских святых, в красноярской земле просиявшего. Красноярск, 1999; Дмитрук А., прот. Патерик Сибир. святых и подвижников благочестия. Единец, 2006. С. 463-466.
Д. Б. Кочетов
Иконография
В Енисейском краеведческом музее хранится большой посмертный живописный портрет Д. А. сер.- 2-й пол. XIX в. (возможно, исполнен с более раннего оригинала), находившийся в часовне прп. Даниила Столпника, над местом погребения старца в енисейском Иверском жен. мон-ре. Святой представлен в рост, вполоборота вправо, в длинной светлой холщовой рубахе, препоясанной веревкой, руки с крупными ладонями, правая прижата к груди, левая опущена и отведена в сторону, ноги босые. Черты лица старца сохраняют индивидуальность, седые волосы зачесаны назад, борода длинная и окладистая.
Этот тип изображения воспроизведен на литографии 1879 г., вышедшей из мастерской И. П. Малышева в Сергиевом Посаде (цензорское разрешение прот. Филарета Сергиевского), и на аналогичной тоновой литографии 1891 г. из мастерской Е. И. Фесенко в Одессе (обе в РГБ) - Д. А. стоит на фоне невысоких гор, в подписи указаны дата и место кончины подвижника (Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 273). По-видимому, портреты-иконы святого получили распространение еще в кон. XIX - нач. XX в. (образ из частного собрания в Енисейске).
Одно из первых изображений Д. А. в иконописи было помещено в композиции Собора Сибирских святых, созданной в 1984 г., когда этот праздник был установлен (Покровский собор Тобольска). Единоличная икона святого написана в 1989 г. по благословению прот. Геннадия Фаста его учеником свящ. Александром Васильевым (Успенский собор Енисейска, под ней - надгробная плита святого). На основе портретов праведного старца иконописцы разработали совр. иконографию Д. А. (в длинной рубашке, иногда с посохом в левой руке или с веригами у ног) - напр., иконы кон. XX - нач. XXI в. работы енисейского худож. А. И. Лебедева (Успенский собор в Енисейске), Н. Храмковой (ц. вмч. Георгия Победоносца в Мотыгине), образ 2006 г. тверского иконописца Е. Е. Антоновой (ц. Сошествия Св. Духа на апостолов пос. Курагино близ г. Абакан) - с цветами на поземе, а также изображения святого из храма-часовни во имя Д. А. на кладбище Бадалык в Красноярске, из ц. Казанской иконы Божией Матери в Ачинске.
Я. Э. З.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.