ДАЯНАНДА САРАСВАТИ

ДАЯНАНДА САРАСВАТИ

[наст. имя Мулшанкар Тивари] (1824, шт. Гуджарат - 30.10.1883, Аджмер), свами, инд. религ. реформатор, основатель «Арья самадж» (Об-во благородных). Д. С. род. в брахманской семье, исповедующей шиваизм, но в возрасте 21-22 лет, разочаровавшись в традиц. религии, ушел из дома, движимый духовными исканиями. В 1848 г. юноша принял санньясу в одном из орденов ведантийского толка, основанном Шанкарой и посвященном богине Сарасвати, и в течение мн. лет бродил по Индии безымянным нищим странником, встречаясь с различными духовными учителями и совершенствуясь в йоге. С 1860 по 1863 г. Д. С. обучался санскриту у слепого гуру Свами Вираджананды в Матхуре. Именно тогда, после досконального изучения Вед - древнейших религ. текстов Индии, у Д. С. сформировалась идея о необходимости очищения «изначальной и истинной» ведийской религии от искажающих ее «наслоений», привнесенных индуизмом. Он провозгласил девиз «Назад, к Ведам!» и, отринув создававшиеся на протяжении мн. веков тексты «священного предания», предложил собственную, монотеистическую трактовку древнеинд. памятника, согласно которой все многочисленные упоминающиеся в Ведах боги суть разные ипостаси единого Высшего Божества. При этом статус шрути (священного писания) Д. С. распространял только на 4 древнейшие самхиты, остальные же тексты ведического корпуса, включая Упанишады, не представлялись ему авторитетными. Д. С. интерпретировал ведийские гимны, исходя из предпосылки изначального древнеинд. единобожия: весь не укладывающийся в его систему мифологический и поэтический материал отбрасывался.

Покинув учителя, Д. С. вновь отправился в странствие по Индии с проповедью своих идей. Необычайная харизма, глубокая ученость вкупе с ораторским талантом обеспечивали ему известность и уважение. Д. С. нажил и множество врагов среди ученых брахманов, отстаивая свои тезисы в жестких диспутах, из к-рых он довольно часто выходил победителем благодаря блестящему знанию авторитетных санскр. текстов. Эти споры нередко грозили перерасти в потасовки. Известно о 18 покушениях на жизнь реформатора.

Д. С. отрицал все внешние атрибуты традиц. религии (храмы, изображения богов, священные места и т. д.), пышный и сложный ритуал. Бог, согласно его трактовке, является безличным Абсолютом (тождественным брахману в веданте), вездесущим и всемогущим творцом мира; служение ему человека, по мнению Д. С., должно состоять не в отправлении обрядов, а в правильном поведении, в стремлении к нравственному самосовершенствованию. Диалог между человеком и богом должен осуществляться без посредничества жрецов, а с помощью искренней внутренней молитвы. Борясь с монополией брахманов на знание священных Вед, Д. С. совершил святотатственный с т. зр. традиц. индуизма акт - переложил Веды на совр. хинди, сделав их доступными для женщин и представителей низших каст. Д. С. выступал против кастовой иерархии и регламентации поведения, против обычая самосожжения вдов (сати) и детских браков. Он с нетерпимостью относился к иным религиям на территории Индии, не допуская в отличие от др. религ. реформаторов его времени сближений с христианством или исламом на основе идей монотеизма. Более того, впервые за всю историю индуизма Д. С. обосновал и стал проводить в жизнь идею прозелитизма: он пытался возвращать инд. мусульман и христиан в лоно реформированного им индуизма посредством шуддхи - древнего ведийского ритуала очищения отпавших.

10 апр. 1875 г. в Бомбее (ныне Мумбаи) Д. С. учредил «Арья самадж», общество объединило неск. тыс. его сторонников. В период обострения антиколониальной борьбы общество активно поддерживало национально-освободительные движения. В наст. время организация занимается просветительской и социальной работой, известна благотворительностью.

Из сочинений Д. С. следует выделить кн. «Сатьяртха Пракаш» (Свет Истины), изданную в 1875 г. в Варанаси. Эта книга представляет собой компендиум его основных идей и является «библией» для его последователей. Поскольку со временем взгляды Д. С. претерпели значительную эволюцию, уже через неск. лет он стал готовить 2-е изд. книги, подвергшееся большим изменениям. С 1877 г. он работал над созданием комментариев к Ригведе (см. ст. Веды), однако этот монументальный труд не был доведен до конца. Перу Д. С. также принадлежат пособия по проведению ритуалов (упрощенных и воспроизводящих, по мнению Д. С., древнюю ведийскую практику), дидактические наставления о праведной жизни, множество памфлетов.

Причины смерти Д. С. остаются неизвестными. Многие полагают, что он был отравлен. Согласно последней воле Д. С., тело его было кремировано в соответствии с ведийскими предписаниями.

Лит.: Sri Aurobindo. Dayananda: the Man and His Work. Delhi, 1935; Sarda H. B. The Life of Dayananda Saraswati. Ajmer, 1946; Jordens J. T. F. Dayananda Sarasvati: His Life and Ideas. Oxf., 1978; Lajpat Rai L. Swami Dayananda Sarasvati: His Biography and Teachings. New Delhi; N. Y., 1991; Мезенцева О. В. Мир ведийских истин: Жизнь и учение Свами Дайянанды. М., 1994.

А. А. Сорокина


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ДАЯНАНДА САРАСВАТИ" в других словарях:

  • Даянанда Сарасвати — У этого термина существуют и другие значения, см. Сарасвати (значения). Свами Даянанда Сарасвати (12 февраля 1824(18240212), Танкара, Гуджарат  31 октября 1883, Аджмер, Раджастхан)  индийский учёный теолог, реформатор индуизма.… …   Википедия

  • Свами Даянанда Сарасвати — (12 февраля 1824(18240212), Танкара, Гуджарат  31 октября 1883, Аджмер, Раджастхан)  индийский учёный теолог, реформатор индуизма. Биография Первоначально носил имя Мал Шанкар. Родился в семье брахмана, по национальности  гуджаратец. В молодости… …   Википедия

  • ДАЯНАНДА Сарасвати, Свами —         (1824 1883) релит, реформатор, основатель об ва Арья самадж . Домонашеское имя, по видимому, Мульшанкар Тивари, место рождения Д. С. также точно не установлено. Несомненно то, что он происходил из Гуджарата. Согласно легенде, первые… …   Словарь индуизма

  • Сарасвати, Даянанда — Свами Даянанда Сарасвати (12 февраля 1824(18240212), Танкара, Гуджарат  31 октября 1883, Аджмер, Раджастхан)  индийский учёный теолог, реформатор индуизма. Биография Первоначально носил имя Мал Шанкар. Родился в семье брахмана, по национальности  …   Википедия

  • Сарасвати (значения) — Сарасвати  санскритский термин. Сарасвати  богиня мудрости и знания в индуизме. Сарасвати  река, описываемая в Ведах и Пуранах. Бхактисиддханта Сарасвати (1874 1937)  кришнаитский религиозный деятель, проповедник гаудия… …   Википедия

  • САРАСВАТИ Даянанда — (1824 83) индийский религиозный реформатор и просветитель. В 1875 основал общество Арья самадж …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сарасвати Даянанда — (1824, Танкара, Гуджарат, ‒ 30.10.1883, Аджмир), индийский религиозный реформатор и просветитель. По национальности гуджаратец. Задачу обновления индийского общества С. видел в проведении религиозных и социально бытовых реформ. С. выступал против …   Большая советская энциклопедия

  • Сарасвати —         Даянанда (1824, Танкара, Гуджарат, 30.10.1883, Аджмир), индийский религиозный реформатор и просветитель. По национальности гуджаратец. Задачу обновления индийского общества С. видел в проведении религиозных и социально бытовых реформ. С.… …   Большая советская энциклопедия

  • САРАСВАТИ — Даянанда (1824 1883) индийский религ. реформатор и просветитель, по национальности гуджаратец. Задачу обновления инд. об ва С. видел в проведении религ. и социально бытовых реформ. С. выступал против кастовых ограничений, детских браков, за… …   Советская историческая энциклопедия

  • Сарасвати Даянанда — (1824 1883), индийский религиозный реформатор и просветитель. В 1875 основал общество Арья самадж. * * * САРАСВАТИ Даянанда САРАСВАТИ Даянанда (1824 83), индийский религиозный реформатор и просветитель. В 1875 основал общество Арья самадж (см.… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»