ДВАЙТА-АДВАЙТА

ДВАЙТА-АДВАЙТА

[санскр.   - двойственность-в-недвойственности], школа философии вишнуитской веданты, соответствующая одной из 4 признанных традиций инд. средневек. религ. движения бхакти - санакади-сампрадая. Сформировавшаяся под значительным влиянием вишишта-адвайты, и подготовившая в свою очередь в определенном смысле становление двайта-веданты Д.-А. предложила достаточно «симметричное» решение основной проблемы философии веданты - проблемы онтологического соотношения Божества (Брахмана, или Ишвары), душ (чит) и материи (ачит),- к-рое одновременно заложило мировоззренческие измерения кришнаитского культа.

Эти 3 «параметра бытия» не могут быть ни вполне идентичными, ибо это противоречило бы, согласно Д.-А., свидетельству ведийских текстов (в первую очередь упанишад), ни вполне различными, ибо это, во-первых, ограничивало бы божественную вездесущесть и, во-вторых, исключало бы возможность их реального взаимодействия. Брахман (Ишвара) не безличное мировое сознание, но персонифицированное божество, тождественное Кришне и наделенное всезнанием, всемогуществом, вездесущестью и способностью быть конечной причиной сущего, к-рое преображается и в духовные и в материальные начала, не растворяясь ни в одном из них, и помимо этого наделено всеми добродетелями и свободно от пороков. Брахман-Кришна является не только инструментальной, но и материальной причиной мира, создавая его одной своей волей (здесь нельзя не предположить влияние теистических религий, действовавших в средневек. Индии). Души (дживы) имеют основание в нем, зависимы от него, бесчисленны и активны. Материальный мир определяется 3 началами - «неприродное» (апракрита), «природное» (пракрита) и время. Д.-А. как бы дифференцирует 2 «режима» существования Божества - статический, или самотождественный, и динамический, или саморазделительный, к-рый выявляется в его энергии, действии. Как и вишишта-адвайта, Д.-А. настаивает на том, что «путь познания» неосуществим без «пути богопочитания», его кульминация - в полной самоотдаче (прапатти) адепта. И снова, как вишишта-адвайта, Д.-А. придает большое значение аналогиям, приводимым для обоснования доктрины тождества-различия 3 начал. Брахман-Кришна находится в таком же отношении к началам мира, как жизненная сила прана, реализующаяся в многообразных функциях чувственных способностей и ума-манаса, но сохраняющая при этом идентичность и индивидуальность. По др. примеру, популярному в Д.-А. и отчасти заимствованному из образности «Шветашватара-упанишады» (VI 10), Брахмана, создающего духовные и материальные начала, но остающегося «чистым» и «полным» в славе и силе, можно уподобить пауку, к-рый ткет паутину из собственного тела. В среде бхактов было популярно и истолкование Д.-А. миросозидания как спонтанной игры (лилы) вечносовершенного и всеблаженного Вишну-Хари.

Основателем Д.-А. был Нимбарка (XII-XIII вв.), брахман-вишнуит из Нимбапуры в тамильском гос-ве Майсур или из Матхуры - знаменитого североинд. центра кришнаизма. Ему приписывается ок. 7 сочинений, среди к-рых наиболее значителен комментарий к «Брахма-сутрам» - «Ведантапариджатасаурабха» (Аромат небесного дерева веданты). Учение Нимбарки систематизировано его учеником Шринивасой, откомментировавшим и его комментарий к «Брахма-сутрам». Последователи же Шринивасы - Мадхава Мукунда (XV в.), предложивший серьезную разработку теории познания, прежде всего учения об источниках знания, Кешава Кашмири Бхатта (XVI в.), Пурушоттама Прасада (XVII в.), Ванамали Мишра (XVIII в.) и др.- сохранили идентичность Д.-А., отстаивая ее учения и одновременно энергично полемизируя с оппонентами, притом не только с адвайтистами, но и с приверженцами вишишта-адвайты и бхеда-абхеды.

Лит.: Dasgupta S. N. A History of Indian Philosophy. Camb., 1940. Vol. 3. P. 399-444; Sinha J. The Philosophy of Nimbа rka. Calcutta, 1973; Agrawal M. M. The Philosophy of Nimbа rka. Agra, 1977.

В. К. Шохин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ДВАЙТА-АДВАЙТА" в других словарях:

  • ДВАЙТА-АДВАЙТА —     ДВАЙТА АДВАЙТА (санскр. dvaitadvaita двойственность и недвойственность) религиозно философская школа в рамках веданты, вариант поздней бхеда абхеды. Основателем двайта адвайты считается Нимбарка (11 в.), сформулировавший ее основные идеи в… …   Философская энциклопедия

  • Двайта-веданта — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия

  • Двайта — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Пурва мимамса · Веданта (Адвайта · Виш …   Википедия

  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА —         (санскр. адвайта недвойственность), др. инд. религ. филос. направление, разновидность веданты, характеризующаяся последоват. монизмом. Важнейший представитель Шанкара (кон. 8 9 вв.). Брахман, бог, выступает в А. в. в качестве единой и… …   Философская энциклопедия

  • Адвайта-веданта — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · …   Википедия

  • Адвайта —     (Санскр.) Секта Веданты. Не дуалистическая  (А двайта) школа Ведантийской философии, основанная Шанкарачарьей, величайшим из исторических браминских мудрецов. Двумя другими школами являются Двайта (дуалистическая) и Вишнитадвайта; все три… …   Религиозные термины

  • АДВАЙТА — (Санскр.) Секта Веданты. Не дуалистическая (А двайта) школа Ведантийской философии, основанная Шанкарачарьей, величайшим из исторических браминских мудрецов. Двумя другими школами являются Двайта (дуалистическая) и Вишнитадвайта; все три называют …   Теософский словарь

  • Адвайта — (Adwaita) Буквально: недвойственное, недвусмысленное то, для чего не существует противоположности. Понятие используется в веданте по отношению к Брахману, который есть монистическая Реальность, обладающая характером Единства. См. также Двайта …   Словарь йоги

  • Двайта — (Dwaita) Дуализм, дуальность; первый результат неверного знания (авидья), или власти иллюзии (майя). См. также Адвайта …   Словарь йоги

  • ДВАЙТА-ВЕДАНТА — [санскр. дуалистическая веданта], 3 е по значимости направление веданты, оппонирующее как адвайта веданте, так и вишишта адвайте, но выросшее, как и последнее, из стремления адаптировать ведантийское философское наследие к потребностям религ.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»