ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ

ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ

(2-я пол. XI - нач. XII в.), преподобные, Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), неизвестные по именам участники строительства и росписи соборной Успенской ц. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря.

Строительство Великой печерской церкви. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 35. 5.30. Л. 107 об.)

Строительство Великой печерской церкви. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 35. 5.30. Л. 107 об.)


Строительство Великой печерской церкви. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 35. 5.30. Л. 107 об.)

О 4 церковных мастерах (архитекторах) из К-поля, пришедших в Киево-Печерский мон-рь для строительства собора, рассказывается в Сказании о создании и украшении Великой печерской церкви, входящем в Киево-Печерский патерик и написанном Владимирским еп. св. Симоном в 1222-1226 гг. на основании монастырского предания. В «Повести временных лет», как и в др. раннем источнике - Житии прп. Феодосия Печерского кон. XI - нач. XII в., об участии греч. мастеров в строительстве и украшении Успенского собора не сообщается. Согласно Сказанию о создании и украшении Великой печерской церкви, греч. мастера пришли в Киев по велению Богоматери, явившейся им во Влахернском храме в К-поле. Они принесли с собой врученные им Пресв. Девой золото, «наместную» Богородичную икону и мощи св. мучеников (Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора). По Сказанию, греки были приняты преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Это могло произойти не позже 1073 г., когда скончался прп. Антоний, и не раньше марта-апр. этого года, когда преподобный после 4-летнего отсутствия вернулся в Печерский мон-рь в результате вокняжения в Киеве св. Святослава (Николая) Ярославича.

Успенская ц. была построена, как можно думать, на средства Святослава (по свидетельству свт. Симона, это были 100 гривен золота) и на дарованной князем земле. Храм возводила киевская строительная артель под рук. архитекторов-греков, причем «в ту пору деятельность руководителя строительства еще не полностью отделилась от непосредственного выполнения строительных работ, т. е. зодчий был в то же время и главным каменщиком» (Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.). СПб., 1994. С. 127, 130). Строительство было завершено 11 июля 1075 г., при игум. Стефане (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 198; Т. 2. Стб. 189).

При игум. Никоне (1078-1088) в Печерский мон-рь прибыли греч. мастера-иконописцы, к-рые привезли «мусию», т. е. смальту для мозаик, пошедшую, согласно Сказанию, на украшение алтаря собора (согласно совр. археологическим исследованиям, смальта изготавливалась и на территории мон-ря; см.: Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. М., 1986. С. 37-38). По патериковому рассказу, иконописцы были наняты неизвестными им преподобными Антонием и Феодосием (к тому времени уже почившими). Приплыв по Днепру к Каневу, греки увидели на высоте Печерский храм. Рассердившись на то, что храм больше, чем они предполагали, иконописцы решили вернуться на родину. Однако этому воспрепятствовала разразившаяся на реке буря, после к-рой их ладья оказалась выше по течению, у Треполя. Предприняв еще одну попытку уклониться от работы в Печерском мон-ре, они пытались грести на юг, но ладья чудесным образом двигалась вверх, против течения, и через нек-рое время причалила под обителью. Здесь им явилась «наместная» икона Божией Матери и раздался голос Пресв. Богородицы, предрекшей, что иконописцы не покинут больше мон-рь, примут здесь постриг и скончаются. И действительно, греки стали иноками Печерского мон-ря, «и тако обои живот свой скончаша в Печерском монастыри, мастери же и писци, в мнишеском житии» (Абрамович. С. 11).

Первоначально греч. мастера были погребены в Успенском соборе, освященном в 1089 г. («суть положени в своем притворе, суть же и ныне свиты их на полатах и книгы их греческыя блюдомы в память таковаго чюдеси» - Там же). Свиты (вид верхней одежды) и греч. книги мастеров долгое время сохранялись на хорах Успенского собора, об этих реликвиях упоминает митр. Сильвестр (Коссов) в изданном им в 1635 г. Патерике. Ныне мощи Д. г., лежащие под одним покровом, почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Туда они были перенесены не позднее 1-й трети XVII в., как о том свидетельствует упоминание нетленных останков строителей Печерской ц. в описании Ближних пещер в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (1638). Возможно, перенос мощей состоялся в связи с ремонтом Успенского собора после землетрясения 1230 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 454).

Празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, установлено в 1684-1690 гг., при архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Празднование дня памяти Д. г. установлено во 2-й пол. XIX в., память под 14 февр. выбрана, вероятно, потому, что на этот день приходится празднование прп. Исаакию Затворнику, мощи которого почивают рядом.

В сер. XIX в. были записаны укр. народные легенды о 12 греках - братьях-строителях. Легенды рассказывают о том, что возводимые днем мастерами церковные стены ночью уходили под землю и только после водружения золотого креста на верху церкви вся она вышла наружу. 11 братьев не пожелали никакой награды за свои труды, только быть положенными после кончины в лаврских пещерах. 12-й брат захотел богатства. Пожив в миру и растратив его, он пришел к братьям, чтобы быть похороненным с ними в пещерах. С трудом втиснувшись между ними, он не смог протянуть ногу и почил с согнутой ногой, «как и ныне лежит» (Грушевський М. Iсторiя укр. лiтератури. К., 1994. Т. 4. Кн. 2. С. 216-218). Представление о 12 греках как о братьях впервые зафиксировано в плане монастырских пещер 1744/1769 гг. (Дива печер Лаврських. С. 130).

Ист.: Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1931. С. 5-12; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская. М., 1999. С. 12-16.

Лит.: [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18312; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февраль. С. 159-160; Дива печер Лаврських. К., 1997. С. 18, 21, 23, 43, 55, 90, 92, 130; Артамонов Ю. А. К истории строительства Успенского собора Киево-Печерской лавры // Велика Успенська церква Киево-Печерськоï лаври: Слiд у вiках. К., 2002. С. 20-32; Ранчин А. М. Из наблюдений над пространственной структурой в сказаниях Киево-Печерского патерика // ГДРЛ. 2004. Вып. 11. С. 370-375.

Иконография

Самым ранним изображением греч. мастеров-строителей является миниатюра из Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 107 об.), где они представлены в многофигурной композиции, иллюстрирующей статью об основании Великой печерской церкви. В Ближних пещерах Киево-Печерской лавры непосредственно над мощами святых помещена икона 40-х гг. XIX в. (выполнена в мастерской лавры) с ростовыми образами в ряд всех 12 создателей Успенской ц.- и строителей, и иконописцев.

Божия Матерь благославляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ)

Божия Матерь благославляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ)


Божия Матерь благославляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ)

В киево-печерской иконографии XVIII-XIX вв. получил распространение сюжет явления Божией Матери во Влахерне, где, согласно тексту Патерика, изображались только 4 мастера-зодчие, как на живописном образе 1-й пол. XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ). Иконографическим источником этого извода послужила гравюра Леонтия Тарасевича для издания Патерика 1702 г., композиционно, но в зеркальном отражении повторяющая гравюру мастера Илии к 1-му изданию 1661 г. (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). В правой части представлена Божия Матерь в короне и царских одеждах, восседающая на троне под балдахином в окружении ангельского воинства. Она вручает икону Успения Богородицы одному из мастеров, другие предстоят слева (один держит мешочек с золотом, полученным на строительство церкви), рядом с ними - преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. В верхней части на облаке - видение Печерской церкви (в архитектурных формах 1-й пол. XVIII в.). На гравюрах внизу имеется 2 небольших клейма: явление церкви на облаке греч. зодчим и приход мастеров с иконой Успения Богородицы к преподобным Антонию и Феодосию, к-рые встречают их у входа в пещеру. Рядом со св. мощами 12 греч. мастеров, а также в келье прп. Антония в Ближних пещерах и в келье прп. Феодосия в Дальних пещерах находятся икона 40-х гг. XIX в. и росписи ХIХ в. (поновлены в XX в.) с изображением чуда во Влахерне работы лаврских иконописцев - строгая 2-частная композиция, в верхней половине которой в небесах представлена Успенская ц.

Уникальным произведением является Донская икона Божией Матери с сюжетами Патерика (кон. XVII - нач. XVIII в., ГИМ), где присутствует 2 «зеркальных» извода подобной композиции - согласно надписям, чудо во Влахерне и пришествие иконописцев из Царьграда (Киево-Печерский патерик. С. 39. Кат. 39). На палице кон. XVII в., созданной в мастерской киевского Вознесенского мон-ря, вышиты изображения Богоматери, вручающей икону греч. зодчим, и предстоящих преподобных Антония и Феодосия (Києво-Печерський державний iсторико-культурний заповiдник: Фотоальбом. К., 1984. С. 191). Влахернское чудо написано также в нише зап. фасада Успенского собора Киево-Печерской лавры, восстановленного в 2000 г.

Лит.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 107 об.; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 342; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат. / Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006.

Е. В. Лопухина


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ" в других словарях:

  • Двенадцать греческих мастеров — Двенадцать греческих мастеров …   Википедия

  • Двенадцать подвигов Геракла — Геракл (Ἡρακλῆς) Мифология: Древнегреческая В иных культурах: лат. Геркулес, Hercules Отец: Зевс Мать …   Википедия

  • Двенадцать богов —         круг 12 олимпийских божеств во главе с Зевсом. Олимпийские боги были разделены на 6 пар: Зевс Гера, Посейдон Деметра, Аполлон Артемида, Арес Афродита, Гермес Афина, Гефест Гесгия. Во время лектистерния в 217 до н. э. римляне заимствовали… …   Словарь античности

  • Персия — (Persia) Персия это древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном Древнее государство Персия, история Персии, правители Персии, искусство и культура Персии Содержание Содержание Определение… …   Энциклопедия инвестора

  • ТРОЯ 21 ОДИССЕЙ И ДИОМЕД ОТПРАВЛЯЮТСЯ ЛАЗУТЧИКАМИ В СТАН ТРОЯНЦЕВ. КОНИ РЕСА — Весь стан греков погрузился в глубокий сок. Не спал лишь Агамемнон. Тяжко вздыхал он на своем ложе, волнуясь от множества печальных мыслей. Глядя на огни костров, которые пылали вокруг стана троянцев, он удивился тому, что там звучат свирели и… …   Энциклопедия мифологии

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Этруски — Расна (Расенна) конфедерация …   Википедия

  • Польско-украинская война — Польско украинская война …   Википедия

  • Польско-украинская война (1918—1919) — Польско укрaинская война Польские войска в Хырове Дата 1 ноября 1918  17 июля 1919 М …   Википедия

  • Польско-украинская война 1918—1919 — Польско укрaинская война Польские войска в Хырове Дата 1 ноября 1918  17 июля 1919 М …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»