- ДВЕРИ ДИАКОНСКИЕ
боковые двери иконостаса, расположенные к северу и югу от центральных, святых, дверей (к-рые в рус. традиции называются царскими вратами). Получили свое наименование, вероятно, потому, что через них во время службы диаконы многократно выходят на солею для произнесения ектений.
Двери диаконские с изображениями «Лоно Авраамово», «Изгнание из рая» из ц. св. Иоанна Предтечи в Рощенье. Вологда. Кон. XVI в. (ВГИАХМЗ)
Двери диаконские с изображениями «Лоно Авраамово», «Изгнание из рая» из ц. св. Иоанна Предтечи в Рощенье. Вологда. Кон. XVI в. (ВГИАХМЗ)В наст. время Д. д. обычно одностворчатые деревянные, на которых написана икона. Церковнослужители входят в алтарь только через эти двери; священнослужители входят и исходят из алтаря также через Д. д., за исключением тех особых случаев, когда богослужебный чин предписывает священнослужителям шествовать через царские врата.
Появление Д. д. тесно связано с эволюцией алтарной преграды. Древнейшие алтарные преграды IV-VI вв. были выдвинуты в неф и имели П-образную форму. Помимо центрального прохода в древних алтарных преградах, представлявших собой, как правило, невысокую металлическую решетку или ряд из каменных плит, имелись и второстепенные - они и дали начало Д. д. Боковые проходы без дверей и завес (в отличие от центрального, имевшего завесу) нередки в визант. храмах (напр., в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция, 1020; вероятно, то же было и в древнерус. домонгольской традиции - см.: Чукова. 2004. С. 15-44). В дальнейшем в связи с развитием иконостаса в этих проходах появились и двери.
Еще одним фактором, приведшим к установлению Д. д. как обязательного элемента устройства иконостаса, стало закрытие преградой не только центральной, но и боковых апсид (т. е. жертвенника и диаконника) в 3-апсидных храмах, широко распространенных в правосл. мире; в частности, на Руси это произошло ок. XIV в. (см.: Там же; Мусин. 2000); одним из первых свидетельств о «дверях жертвенника» является послание свт. Киприана, митр. Московского, псковскому духовенству (после 1395): «Женкамъ давайте Причастье, обѣдни не кончавъ, а причащали бы ся у других дверей, что противу жертвеника» (РИБ. Т. 6. Стб. 242).
Окончательное оформление Д. д. следует относить к завершающему этапу создания традиц. рус. иконостаса (Шалина. 2000. C. 567-568). Первоначальной иконографией Д. д., вероятно, является изображение св. диаконов, как правило, Стефана и Лаврентия или Стефана и Филиппа. Кроме того, на Д. д. нередко помещались изображения архангелов Михаила и Гавриила или первосвящ. Аарона и прор. Моисея; иногда - прор. Даниила во рву львином (сев. врата новгородской ц. Двенадцати апостолов, XVI в.), вмч. Георгия (сев. врата иконостаса тверской ц. во имя Мины, Виктора и Викентия, 1-я пол. XVI в.) и др.; встречаются сложные иконографические программы - «Изгнание из рая» (сев. дверь иконостаса ц. св. Иоанна Предтечи в Рощенье, Вологда, кон. XVI в.), Небесный Иерусалим (сев. врата ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Сольвычегодске, 1573).
Лит.: Мансветов И. Д. Митр. Киприан в его литург. деятельности. М., 1882; Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Серг. П., 1917. СПб., 1995р; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965. P. 212, 213, 361, 363; Taft. Great Entrance; Mathews Th. F. Early Churches of Constaninople: Architecture and Liturgy. Univ. Park (Pen.), 1980; Mango C. Byzantine Architecture. Mil.; N. Y, 1985; idem. The Art of the Byzantine Empire, 312-1453: Sources and Documents. Toronto, 1986; Мусин А. Е. О некоторых особенностях древнерус. богослужения XI-XIII вв. // НИС. СПб., 2000. № 8(18). С. 215-239; Шалина И. А. Боковые врата иконостаса: символический замысел и иконография // Иконостас: Происхождение - развитие - символика: Сб. / ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 559-598; Чукова Т. А. Алтарь древнерус. храма кон. X - 1-й трети XIII в. СПб., 2004.
Н. Е. Гайдуков
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.