- ДВОРЖАК
М. Дворжак. Фотография. 20-е гг. XX в.
М. Дворжак. Фотография. 20-е гг. XX в.Дво́ржак [чеш. Dvořák] Макс (24.06.1874, Раудниц, ныне Рoуднице-над-Лабем, Чехия - 8.02.1921, Грушовани-над-Евишовкоу (Грусбах), там же), историк искусства, представитель венской школы искусствознания. Сын архивиста и библиотекаря замка Раудниц, богатая художественная коллекция к-рого содержала полотна П. Брейгеля и портретную живопись испан. мастеров, повлиявшие на художественные пристрастия Д. Обучение, начатое в Праге (1895) у проф. истории Й. Голля, Д. продолжил в Венском ун-те и завершил (1901) его защитой диссертации. Приглашен в авcтр. Ин-т исторических исследований. В период становления Д. испытывал влияние А. Ригля и Ф. Викхоффа (Die Illuminatoren d. Johann von Neumarkt. W., 1901 и др.), ассистентом к-рого был с 1902 г., занимая в этот период должность приват-доцента Венского ун-та, а с 1909 г.- профессора.Переломные периоды в истории искусства (поздняя античность, творчество Эль Греко, А. Дюрера, М. Шонгауэра, Брейгеля, Тинторетто) неизменно оказывались в сфере внимания Д. В 1904 г. он опубликовал основополагающую работу по истории нидерланд. искусства - «Загадка искусства братьев ван Эйк» (Das Rätsel d. Kunst d. Brüder van Eyck). Предметом исследования стал не столько вопрос об авторах Гентского алтаря, сколько проблема зарождения стиля, намеченного в картинах треченто и во франц. книжной миниатюре ок. 1400 г. В работе также была введена методологическая проблематика последующих изысканий Д., связанная с философией В. Дильтея и формальным методом Ригля, его представлением о континууме извечных вопросов-ответов. Д. выявлял связь искусства с мировоззрением и духовной атмосферой эпохи и видел залог развития искусства в разнонаправленности и многочисленности его течений, а также в индивидуальности художника; на этих принципах основана работа «Идеализм и натурализм в готической скульптуре и живописи» (Idealismus und Naturalismus in d. gotischen Skulptur und Malerei. 1918), построение к-рой обнаружило концептуальную цельность видения Д. исторического развития западноевроп. искусства.
В 1905 г., после смерти Ригля, при содействии Ю. фон Шлоссера Д. занял гос. пост главы Об-ва охраны памятников Австро-Венгрии (Kunsthisthorische Institut der Zentralkomission), в результате его деятельности после первой мировой войны при репарации удалось сберечь существенное число художественных ценностей. Отношение к проблемам реставрации было высказано Д. в работе «Katechismus der Denkmalspflege» (1916).
15 янв. 1921 г. в периодическом изд. «Wiener Mittag» (Венский полдень) появилась статья Д., посвященная серии работ Дюрера «Апокалипсис» (1497-1498) из собрания Альбертины. Сборник статей Д., составленный К. Свободой и Й. Вильде и известный по выбранному Ф. Хорбом названию - «Kunstgeschichte als Geistgeschichte» (История искусства как история духа. 1924), представляет собой 1-й т. из задуманной учениками Д. 5-томной серии его книг, в к-рую вошло также 2-томное собрание лекций по искусству итал. Возрождения (Geschichte d. italienischen Kunst im Zeitalter der Renaissance. 1927-1929). В Собрание сочинений (Gesammelte Aufsätze zur Kunstgeschichte. 1929) последователями Д. помещена одна из его последних статей, «Variationen über ein Thema» (Вариации на тему. 1921),- вступление к серии графических работ О. Кокошки.
Метод Д., интерпретатора и мастера формального анализа, привлек внимание Э. Панофского, М. Фридлeндера и др. исследователей. Архив его неопубликованных трудов находится в б-ке Венского ун-та (их перечисление см.: Neumann J. Das Werk M. Dvořák und die Gegenwart).
Осн. соч.: Die Illuminatoren d. Johann v. Neumarkt // Jb. d. kunsthist. Inst. W., 1901; Das Rätsel d. Kunst der Brüder van Eyck // JKSAK. 1904. Bd. 24. S. 161-317; Idealismus und Naturalismus in d. gotischen Skulptur und Malerei // Hist. Zschr. 1918. Bd. 119. S. 1-62, 185-246; Katechismus d. Denkmalspflege // Jb. d. kunsthist. Inst. W., 1916; Kunstgeschichte als Geisteschichte. Мünch., 1924 (рус. пер.: История искусства как история духа / Пер.: А. А. Сидоров, В. С. Сидорова, А. К. Лепорк. СПб., 2001); Geschichte d. italienischen Kunst im Zeitalter d. Renaissance. Münch., 1927-1929. 2 Bde (рус. пер.: История итал. искусства в эпоху Возрождения. М., 1978); Gesammelte Aufsätze z. Kunstgeschichte. Münch., 1929 [Библиогр.]; Variationen über ein Thema // Wingler H. M., Welz Fr. O. Kokoschka: Das druckgrafische Werk. Salzburg, 1975. S. 41.
Лит.: Frey D. Max Dvořák Stellung in d. Kunstgeschichte // JbKG. 1921-1922. Bd. 1. S. 1-21; Tietze H. V. Max Dvořák: Kunstchronik und Kunstmarket //Ibid. 1923. Bd. 30. S. 441-444; Benesch O. Max Dvořák: Ein Versuch d. hist. Geisteswissenschaften // Repertorium f. Kunstwissenschaft. B.; Gött., 1924. Bd. 44. S. 159-197; Sedlmayr H. Kunstgeschichte als Geistgeshichte // Wort und Wahrheit. Hamburg, 1958. S. 71-86; Neumann J. Das Werk M. Dvořák und die Gegenwart // Acta historiae Acad. scient. Hungaricae. Bdpst., 1962. Bd. 8. S. 201-213; Friedlaender W. Mannerism and Anti-Mannerism in Italian Painting. N. Y., 1965. P. XII-XIII; Max Dvořák: 1874-1921: FS / Inst. f. österreichische Kunstforschung. W., 1974; Radnуti S. Die Historisierung d. Kunstbegriffs b. Мax Dvořák // Acta historiae atrium Acad. scient. Hungaricae. 1980. Bd. 26. S. 125-142; Schmitz N. Max Dvořák Kunstgeschichte der Moderne // Dvorác M. Idealismus und Realismus in der Kunst der Neuzeit. Alfter, 19942. S. 73 sq.; Bakoš L. J. Die epistemologische Wende eines Kunsthistorikers // L'art et les revolution: Actes du XXVII Congr. Intern. d' histoire de l'art. Strasbourg, 1992. Vol. 5: Revolution et évolution de l'histoire l'art de Warburg á nos jours. P. 53-72; Metzler-Kunsthistoriker Lexikon: zweihundert Porträts deutschsprachiger Autoren aus vier Jahrhunderten. Stuttg., 1999. S. 65-68; Rampley M. M. Dvořák: Art History and the Crisis of Modernity // Art History. 2003. Vol. 2. P. 214-237; Шестаков В. П. Трагедия изгнания: Судьба венской школы истории искусства. М., 2005.
Т. Ю. О.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.