- ДЕЦИЙ
Деций. Скульптурный портрет. Рим. III в. по Р. Х. (Капитолийские музеи, Рим)
Деций. Скульптурный портрет. Рим. III в. по Р. Х. (Капитолийские музеи, Рим) [Декий; лат. Decius] Цезарь Гай Мессий Квинт Деций Траян Август (195, Будалия, Н. Паннония - лето 251, Мёзия), рим. имп. (с июня 249). Происходил из сенаторской семьи; в юности получил хорошее образование; сделал карьеру военачальника и администратора. Между 215 и 225 гг. Д. был квестором и получил сан сенатора, до 233 г. был претором и консулом-суффектом, а в 234-238 гг. предположительно был наместником пров. Н. Мёзия. В конце правления имп. Филиппа Араба (244-249) Д. занимал должность префекта Рима. Когда в 248 г. в Паннонии вспыхнул мятеж Марина Пакациана и началось массированное вторжение готов в рим. Подунавье, Филипп Араб направил Д. на Дунай, поручив ему командование дунайскими легионами. К моменту прибытия Д. узурпатор был убит, а мятеж подавлен. Возглавив войска, Д. разбил готов и в июне 249 г. был провозглашен императором. Он предложил Филиппу Арабу поделить власть, однако тот отказался. В сент. 249 г. в битве у Вероны войска Д. разгромили армию Филиппа Араба. Филипп погиб в бою, его сын Филипп Младший был убит в Риме преторианцами. Вступив в столицу, Д. получил от сената почетное имя Траян. В период правления Д. обуздал своеволие легионеров, восстановил авторитет сената, навел относительный порядок в сфере управления и начал решительную борьбу с синкретическими религ. культами, стремясь восстановить авторитет традиц. рим. религии. Если при Филиппе Арабе имперские власти в целом терпимо относились к христианам (Euseb. Hist. eccl. VI 41. 9), а Филиппа Орозий назвал «первым императором-христианином» (Orosius. Hist. adv. pag. VII 20. 2), то с приходом к власти Д. ситуация радикально изменилась.В февр. 250 г. Д. опубликовал эдикт (его текст не сохр.), в к-ром потребовал от всех жителей империи участия в публичном жертвоприношении рим. богам. Сведения о применении эдикта Д. имеются для Рима, Италии, Испании, Сицилии, Асии, Понта, Египта, Африки, Сирии и Палестины. Жертвоприношения должны были совершаться в присутствии комиссии из 5 чел. Скорее всего обряд воспринимался Д. и его правительством как некая присяга на верность, к-рая должна была оградить правящего императора от возможных мятежей и заговоров и тем самым способствовать стабилизации политической обстановки в империи. Тем, кто участвовали в обряде, выдавались удостоверения (libelli). На каждом документе должны были стоять подписи 2 свидетелей (в Египте найдено ок. 40 таких libelli на папирусах, датированных июнем 250). Отказ участвовать в жертвоприношениях изобличал граждан в нелояльности к властям. Поскольку для христиан участие в языческой религ. церемонии было невозможно, начались жестокие преследования христиан с применением пыток и смертной казни. В результате гонений, принявших массовый характер и распространившихся на всю территорию империи, пострадало множество представителей клира, появилось немало мучеников, однако большое число христиан все-таки не смогли отказаться от обряда. Христиане вели себя по-разному. Одни уклонялись от жертвоприношений, скрываясь от властей (среди таковых были святители Дионисий Александрийский, Киприан Карфагенский, Григорий Неокесарийский), другие, опасаясь репрессий и конфискаций, «приходили к жертвенникам с большой готовностью, стараясь доказать своей смелостью, что они и раньше не были христианами» (Euseb. Hist. eccl. VI 41. 12). Кто-то получал libellus, дав взятку членам комиссии. Нек-рые христиане отказывались изменить своей вере, но, подвергнутые аресту и пыткам, сдавались; наконец, были те, кто остались верны своим убеждениям до конца и за упорство лишились жизни. Т. о., в результате гонений среди христиан образовались 3 неравные группы: мученики и исповедники (абсолютное меньшинство); христиане, так или иначе уклонившиеся от подчинения эдикту, но не оставившие своей веры и не пострадавшие; падшие, т. е. принявшие участие в языческом обряде и тем самым отрекшиеся от христианства. Среди пострадавших за веру церковных иерархов оказались Римский папа Фабиан (Фавий; пам. 5 авг.), епископы Александр Иерусалимский (пам. 12 дек.), Вавила Антиохийский (пам. 4 сент.), Васс Никейский (пам. зап. 5 дек.), Никон Тавроменийский (пам. 23 марта). Ориген был заключен в темницу в Кесарии Палестинской и подвергнут пытке, однако впосл. был освобожден (ум. в 253/4). Преследования христиан были кратковременны, прекращены уже в нач. 251 г., однако проводились очень энергично и настойчиво, что привело к большому числу жертв. Гонения Д. считаются одними из наиболее жестоких в истории ранней христ. Церкви, уступая лишь великому гонению эпохи Диоклетиана (нач. IV в.).
С весны 251 г. в христ. общинах начала восстанавливаться нормальная жизнь, однако вскоре возникли острые разногласия внутри Церкви по вопросу отношения к падшим, что привело к расколам (см. в статьях Киприан, еп. Карфагенский, Новациан).
Несмотря на усилия правительства Д., его правление не отличалось внутриполитической стабильностью: в 249 г. поднял мятеж Иотапиан, в следующем году - Юлий Валент Лициниан. Мятежи были подавлены, оба узурпатора погибли. Энергичной политике Д. положило конец очередное вторжение варварских племен в пределы империи: карпы напали на Дакию, а готы - на балканские провинции Мёзия и Фракия (250). Д. удалось разбить готов при Никополе, однако затем он потерпел от них поражение у Берои. Вскоре гот. отряды под предводительством Книвы захватили и разграбили Филиппополь. В июне 251 г. Д. сразился с готами у г. Абритта в Н. Мёзии. В ходе битвы в болотистой местности римляне были разбиты, а Д. погиб в бою вместе с сыном, Децием Младшим, к-рый с 250 г. был соправителем отца (по сообщению Аврелия Виктора, Д. утонул в болоте). Вслед. этой катастрофы рим. власть на нижнем Дунае рухнула. Готы нек-рое время безнаказанно грабили и опустошали дунайские провинции империи. Сенат, узнав о гибели Д., вынес решение о его обожествлении. Младший сын Д., Гостилиан, был провозглашeн императором, однако в 251 г. умер от чумы.
Упомянутые в календаре РПЦ святые, пострадавшие в гонения Деция
Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий Коринфские (31 янв.); Трифон Никейский (1 февр.); Папий, Клавдиан и Диодор Атталийские (3 февр.); Агафия Катанская (5 февр.); еп. Нестор Магиддийский (или Пергский; 28 февр.); Кодрат, Саторин, Руфин и др. (10 марта); пресв. Пионий (Фотин) Смирнский и др. (11 марта); еп. Никон Тавроменийский и его 199 учеников (Сицилия; 23 марта); еп. Акакий Мелитинский (31 марта, 16, 17, 18 апр.); Африканские мученики: Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор и 33 др. (10 апр., 28 окт.); Христофор Ликийский (9 мая); Исидор Хиосский (14 мая); Петр, Дионисий, Андрей, Павел и Христина Лампсакские (18 мая); Эфесские отроки: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Константин и Антонин (4 авг., 22 окт.); еп. Фавий (Фабиан) Римский (5 авг.); пресв. Мирон Кизический (17 авг.); Никомидийские мученики: Фирс, Левкий, Каллиник, Коронат и др. (17 авг., 14 дек.); еп. Вавила Антиохийский, отроки Урван, Прилидиан, Епполоний и их мать Христодула (4 сент.); пресв. Фавст, диак. Авив, Кириак Александрийские (6 сент.); еп. Карп Фиатирский (Пергамский), Агафодор, диак. Папила и мц. Агафоника (13 окт.); Терентий и Неонилла Африканские и их дети Сарвил, Фот, Феодул, Иеракс, Нит, Вил и Евникия (28 окт.); Евтропия Александрийская (30 окт.); Менигн Парийский (Геллеспонтский; 22 нояб.); Меркурий Кесарийский (Каппадокия; 24 нояб.); Парамон Вифинский и 370 др. (29 нояб.); Миропия Хиосская (2 дек.); еп. Александр Иерусалимский (12 дек.); Фемистоклей Мирликийский (21 дек.); Критские мученики: Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид и Еварест (23 дек.).
Ист.: Lact. De mort. persecut. IV; Euseb. Hist. eccl. VI; Aur. Vict. De Caes. 29; idem. De vir. illustr. 29; Orosius. Hist. adv. pag. VII; Zonara. Epit. hist. Vol. 1. P. 311-136.
Лит.: Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church. Oxf., 1965. P. 404-414; Clarke G. W. Some Observations on the Persecution of Decius // Antichthon. Sydney, 1969. Vol. 3. P. 63-76; idem. Two Measures in the Persecution of Decius // Bull. of the Inst. of Classical Stud. of the Univ. of London. 1973. Vol. 20. P. 118-123; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 116-125; Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. М., 1994р. С. 103-121; Крист К. История времен рим. императоров от Августа до Константина. Р.-н/Д., 1997. Т. 2. С. 314-319.
О. В. Никишин, Э. П. Г.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.