ДЖЕФФЕРСОН

ДЖЕФФЕРСОН

[англ. Jefferson] Томас (2/13.04.1743, усадьба Шадуэлл, колония Виргиния - 4.07.1826, поместье Монтиселло, близ г. Шарлотсвилл, шт. Виргиния), амер. политический деятель, философ-деист, основной автор Декларации независимости США, 3-й Президент США.

Т. Джефферсон. Портрет. Худож. Ч. У. Пил. 1791 г. (Национальный исторический парк Независимости в Филадельфии)

Т. Джефферсон. Портрет. Худож. Ч. У. Пил. 1791 г. (Национальный исторический парк Независимости в Филадельфии)


Т. Джефферсон. Портрет. Худож. Ч. У. Пил. 1791 г. (Национальный исторический парк Независимости в Филадельфии)

Сын виргинского плантатора. Обучался в колледже Уильяма и Мэри в Уильямсберге (1760-1762), затем практиковал как юрист. В 1769-1775 гг. член легислатуры (нижней палаты законодательного собрания) Виргинии. В 1775 г. избран в Континентальный конгресс брит. колоний в Америке. По поручению конгресса Д., Дж. Адамс, Б. Франклин, Р. Шерман и Р. Ливингстон составили 11-28 июня 1776 г. (здесь и далее даты даются по новому стилю) Декларацию независимости США, в к-рой решение об отделении от Великобритании было мотивировано тем, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, в частности правом на жизнь, на свободу и на стремление к счастью. Для обеспечения этих прав люди создают правительства, власть к-рых основывается на согласии управляемых; если к.-л. гос. строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить. Взамен устанавливается новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, к-рые наилучшим образом обеспечивают безопасность и благоденствие народа. Если «длинный ряд злоупотреблений и насилий» обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа - свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей буд. безопасности.

Декларацию независимости Д. писал как выражение не столько личных, сколько общих для амер. патриотов взглядов. Права людей, составляющих амер. народ, провозглашались в противовес представлениям о «божественном праве» королей требовать безоговорочного подчинения от простого народа. 2 из 3 основных прав (на жизнь и свободу) были сформулированы еще Дж. Локком в «Двух трактатах о правлении» (1690). Третье - «право владеть собственностью, в которую вложен труд индивида» - Д. заменил «стремлением к счастью» или «к благополучию». Это означало фактически то же, что имел в виду Локк, но звучало более революционно. Официально Декларация независимости была принята в Филадельфии 4 июля 1776 г. (в наст. время национальный праздник США - День независимости). В 1776-1779 гг. Д.- член легислатуры (повторно), в 1779-1781 гг. губернатор Виргинии. Не смог организовать сопротивление наступлению с юга брит. войск под командованием ген. Ч. Корнуоллиса, чудом избежал плена и 4 июня 1781 г. ушел в отставку. В 1781-1782 гг. написал единственную кн. «Заметки о штате Виргиния», переведенную на мн. языки (Автобиография. 1990). В 1783-1784 гг. Д.- член Континентального конгресса (повторно). В 1785-1789 гг. посланник США во Франции.

16 янв. 1786 г. легислатура Виргинии приняла составленный им Акт о религ. свободе, к-рый лишил Епископальную церковь Виргинии статуса гос. и отменил обязанность граждан, не принадлежавших к этой церкви, платить налог на ее содержание. В преамбуле Акта говорилось, что «всемогущий Бог создал человеческий ум свободным… все попытки повлиять на него в этой жизни наказаниями, обременениями или ограничениями гражданских прав порождают лишь лицемерие и безразличие». Д. отстаивал свободу совести на том основании, что «сущность религии состоит во внутреннем убеждении ума», поэтому принуждение к внешнему исполнению обряда неспособно привести человека к вере. Он считал, что «никто не должен пытаться изменить символ веры другого», выступал против миссионерства и распространения Библии за пределами США (письма к Р. Рашу от 31 мая 1813, к С. Гринхоу от 31 янв. 1814), предлагал лишить День благодарения статуса гос. праздника ввиду его религ. характера. С т. зр. Д., только если религ. принципы выливаются в открытые действия, нарушающие мир и порядок, гос. власть обязана вмешаться.

После принятия Конституции США и избрания первым президентом Вашингтона Д. был назначен на должность Гос. секретаря США (21 марта 1790 - 31 дек. 1793). Он стал одним из инициаторов принятия Билля о правах - первых 10 поправок к Конституции (вступили в силу 15 дек. 1791). 1-я поправка запрещала конгрессу «издавать законы, устанавливающие какую-либо религию или запрещающие ее свободное исповедание»; это положение Д. назвал «стеной разделения между церковью и государством» (письмо к Ассоциации баптистов г. Данбери, шт. Коннектикут, от 1 янв. 1802), и это толкование утвердилось в амер. юриспруденции. Как Гос. секретарь Д. внес большой вклад в организацию Гос. департамента и дипломатической службы США. Но в правительстве Вашингтона ведущую роль играл А. Гамильтон, министр финансов, лидер партии федералистов, стремившийся создать в США экономическую систему брит. образца, с высокими налогами и приоритетом промышленности и финансов над сельским хозяйством. Д. возглавил оппозиционную республиканскую партию (совр. Республиканская партия США была основана в 1854) и покинул правительство.

В 1796 г. на президентских выборах занял 2-е место по числу голосов и (в соответствии с действовавшей до 1804 конституционной нормой) стал вице-президентом США при президенте Дж. Адамсе (1797-1801). В 1800 г. республиканцы победили на выборах, но голоса разделились между неск. кандидатами в президенты, и лишь голосование в палате представителей 17 февр. 1801 г. принесло победу Д. 4 марта того же года он вступил в должность президента, впервые в истории зап. цивилизации был осуществлен мирный и легитимный переход власти от одной партии к другой. В 1804 г. Д. был избран на 2-й срок; от выдвижения на 3-й срок отказался. За годы президентства он сократил армию и гос. аппарат, свернув ряд амбициозных и дорогостоящих проектов А. Гамильтона, уменьшил гос. долг с 83 до 57 млн долл. Величайшим успехом Д. была покупка у Франции колонии Луизиана, территория к-рой удвоила территорию США. Стремился сохранить на службе наиболее компетентных федералистов. В сознании Д. присутствовало рационалистическое представление о том, какой была бы история, если бы люди жили, руководствуясь «разумом», а не «страстями». Но в отличие от настоящих радикалов якобинского типа Д. считал недопустимыми практические действия, обусловленные революционными идеями. Д. назвал сельское хозяйство, торговлю, мануфактуры и мореплавание «четырьмя столпами» процветания США. Однако почти непрерывные (с 1792) войны в Европе позволяли США, как нейтральной стране, получать сверхприбыли от экспорта продовольствия, и бюджет США все больше зависел от этого вида торговли. В результате, когда Великобритания запретила нейтральным гос-вам торговлю с Францией (май 1805), а Наполеон ввел для них аналогичный запрет на торговлю с Британией (Берлинские декреты о континентальной блокаде 21 нояб. 1806), усилилась опасность втягивания США в глобальный англо-франц. конфликт. Д. попытался избежать этого, добившись от конгресса введения эмбарго на внешнюю торговлю (с 22 дек. 1807 до 1 марта 1809). От эмбарго пострадали не только торговцы и судовладельцы, но и сельскохозяйственные производители, лишившиеся европ. рынка; лишь мануфактуры США пережили краткий расцвет. 2 июля 1807 г. Д. выступил с инициативой установления дипломатических отношений с Россией. Поводом стал т. н. чесапикский инцидент - нападение брит. корабля «Леопард» на амер. «Чесапик» у побережья США для захвата 4 матросов, дезертировавших с брит. военного флота (22 июня 1807), ошибочно воспринятое в США как начало полномасштабной англо-амер. войны. Д., состоявший с 1804 г. в переписке с имп. Александром I, видел в России могущественного союзника, недовольного брит. диктатом на морях, желающего и способного призвать Британию к порядку. Однако к времени прибытия документов с амер. предложениями в Европу рус. армия была разбита Наполеоном I, Александр I подписал с ним Тильзитский мир (7 июля 1807) и Россия включилась в систему континентальной блокады. Получив в сент. 1807 г. от Британии извинения за «чесапикский» инцидент, правительство Д. на время утратило интерес к России. Ситуация изменилась, когда в мае 1808 г. в Испании началось восстание против наполеоновской оккупации. Д. увидел в нем начало конца тильзитской системы. Острота англо-амер. противостояния, которое позже (в 1812-1815) обернулось войной, не помешала Д. правильно оценивать характер и масштаб исходивших от Наполеона угроз. Д. называл Наполеона «бичом, терзающим землю, первым и главным апостолом разорения людей и издевательства над нравственностью» (письмо к С. Родни 10 февр. 1810). В авг. 1808 г. Д. направил в С.-Петербург амер. посланника У. Шорта; однако в силу сложного стечения обстоятельств Шорт задержался в Париже, и фактически обмен первыми посланниками между США и Россией состоялся лишь в 1809-1810 гг., при следующем президенте - Дж. Мэдисоне. С апр. 1809 г. Д. жил в своем виргинском поместье Монтиселло. Он стал инициатором создания (март 1825) и первым ректором ун-та Виргинии в Шарлотсвилле.

Д. был крещен в англикан. Церкви (с 1776 Епископальная церковь в США), всю жизнь принадлежал к ней, был членом приходского совета, регулярно посещал литургии (но нет свидетельств, что принимал Св. Причастие); отпет и похоронен по англикан. обряду. В его б-ке (6,5 тыс. томов, положила начало Б-ке Конгресса США) 552 книги посвящены богословию. Религиозность Д. отличалась таким своеобразием, что проф. М. Питерсен, исследователь текстов Д., писал, что Д. «принадлежал к секте, состоявшей из него одного». Изучение взглядов Д. затрудняется тем, что его рукописное наследие - гл. обр. письма, по к-рым рассеяны многочисленные богословские размышления,- колоссально по объему, так что в старых собраниях его документов опубликована лишь малая часть. В 1950 г. проф. Дж. Бойд начал комментированную публикацию всех текстов Д. (The Papers of Thomas Jefferson), к-рая рассчитана на 60 томов и по уровню и качеству комментариев считается эталонной для амер. и мировой текстологии; однако 33-й том, опубликованный в янв. 2007 г., охватывает период лишь до кон. апр. 1801 г. Поэтому проф. Ч. Санфорд, реконструируя богословские взгляды Д., широко использовал архивные документы и труднодоступные публикации.

Д. иногда называл себя эпикурейцем, толкуя этику Эпикура в соответствии со «Сводом философии Эпикура» П. Гассенди (1649), не ссылаясь на подлинные тексты древнегреч. философа (письма к У. Шорту от 31 окт. 1819). Одновременно он считал себя подлинным христианином, приверженцем «простых учений Иисуса» (письмо к Ч. Томсону от 9 янв. 1816), которые, с его т. зр., «все направлены к счастью человека. Есть только один Бог, Который совершенен во всем; загробная жизнь, а в ней награды и наказания. Главное в религии любить Бога всем сердцем, а соседа, как самого себя» (письмо к Б. Уотерхаузу от 26 июня 1822). Д. видел в Боге Творца мира, или «первопричину творения», верил, что Господь и после Сотворения мира вмешивается в его дела. Не допуская, что от Бога может исходить какое бы то ни было зло, даже обыденные неприятности (ср.: 4 Цар 21. 12), Д. обвинял Кальвина в почитании «демонического» бога. Д. не верил в первородный грех, не воспринимал всерьез историю грехопадения, считал т. н. фактический грех не более чем болезнью морального чувства, к-рая излечивается через воспитание, избавляющее от пагубных страстей. Д. верил, что люди были созданы и остаются по природе добрыми и разумными; его вера в возможности демократического самоуправления в США опиралась именно на эти представления в духе Пелагия и Ж. Ж. Руссо. На демократию в США Д. смотрел как на эксперимент, который должен показать, в какой мере «разум и истина» способны управлять людьми (письмо к судье Дж. Тайлеру от 28 июня 1804). Лишь эксцессы Французской революции 1789-1799 гг. и наполеоновские войны вынудили его признать, что социальное зло - проблема не так легко разрешимая, как полагали просветители (письмо к Дж. Адамсу от 11 янв. 1816). В Иисусе Христе Д. не видел ни Бога, ни Искупителя (письмо к У. Шорту от 31 окт. 1819), а лишь величайшего учителя морали и в какой-то мере социального реформатора: «Его моральное учение насаждает любовь ко всем людям, не только к родственникам и друзьям, но ко всему человечеству, собирая всех в единую семью, связанную узами любви, милосердия, мира, общих нужд и общих целей» (письмо к Б. Уотерхаузу от 26 июня 1822). Основу морального учения Христа Д. видел в Нагорной проповеди, толкуя ее как свод правил, следование к-рым воспитывает в человеке добродетель или доблесть: «Счастье - цель жизни, но добродетель или доблесть - основание счастья» (письмо к У. Шорту от 31 окт. 1819). Д. категорически отвергал догмат Св. Троицы, иронизируя на тему невозможности равенства одного трем (письмо к Дж. Адамсу от 22 авг. 1813). Всех приверженцев Св. Троицы Д. обвинял в «вере в трех богов». Рассматривая борьбу св. Афанасия Александрийского против Ария, Д. в антитринитарном запале доходил до того, что объявлял «более разумной арианскую веру в одного Бога» (письмо к У. Кенби от 18 сент. 1813). Великих каппадокийцев Д., видимо, не знал, т. к. никого из них не цитировал, а авторство догмата о Св. Троице всегда приписывал исключительно св. Афанасию, заявляя, что такое богословие «отличается от язычества только тем, что оно менее доступно пониманию» (письмо к Б. Уотерхаузу от 26 июня 1822). В своем приходе Д. отказывался быть крестным отцом, т. к. при этом требовалось исповедовать Троицу; однако своих детей приносил в церковь крестить. Так Д., по словам Санфорда, «оберегал даже своих собственных детей от разрушительности своих идей». В посмертное воздаяние за земные грехи Д. верил твердо: «В раю нет закона о банкротствах, который мог бы избавить Вас от уплаты долгов» (письмо к Э. Рутледжу от 27 дек. 1796). Изучая Библию, Д. пренебрегал ВЗ, игнорировал преемственность моральных заповедей. Исследуя НЗ, Д. составил своеобразный компендиум (в Америке известный как Библия Джефферсона - Jefferson's Bible), состоящий только из тех текстов Евангелия, в достоверности которых Д. не сомневался. В тексте отсутствуют к.-л. упоминания о Божественности Иисуса Христа, Его воскресении и вознесении, а из чудес описано лишь 4 исцеления.

К Римско-католической Церкви Д. относился особенно настороженно, считая опасными ее претензии на исключительность и контроль над светской властью. Находясь во Франции, Д. отдал дочь в католич. школу, но, узнав о попытках обратить ее в католичество, забрал. Однако о сельских кюре писал с симпатией, а будучи президентом, не мешал распространению католичества в США. В кальвинизме Д. считал особенно разрушительным для морали догмат двойного предопределения (письмо к Дж. Адамсу от 11 апр. 1823), а также осуждал сожжение кальвинистами М. Сервета.

Д. был унитарием и приверженцем моралистического монотеизма. Среди его ближайших друзей, разделявших взгляды Д., были химики и философы-материалисты Джозеф Пристли и Томас Купер, Эзра Стайлс - президент Йельского колледжа, Джаред Спаркс - историк, президент Гарвардского колледжа. В 1947 г. унитарии США официально заявили, что их вероучение происходит от «свободной религиозной веры» Д.

Соч.: The Writings of Thomas Jefferson / Ed. P. L. Ford. N. Y., 1892-1899. 10 vol.; The Writings of Thomas Jefferson / Ed. A. A. Lipscomb and A. E. Bergh. Wash., 1903-1904. 20 vol.; The Papers of Thomas Jefferson / Ed. J. P. Boyd. Princeton, 1950-.; Автобиография. Заметки о штате Виргиния / Cост.: А. А. Фурсенко. Л., 1990; Томас Джефферсон о демократии. СПб., 1992.

Лит.: Севостьянов Г. Н. Томас Джефферсон. М., 1976; Согрин В. В. Джефферсон: Человек, мыслитель, политик. М., 1980; Sanford C. B. The Religious Life of Th. Jefferson. Charlottesville, 1984; Печатнов В. О. Гамильтон и Джефферсон. М., 1984; Ошеров В. М. «Но вечный выше вас закон»: Борьба за амер. Конституцию. Tenalfy, 1993. С. 39-43; Gaustad T. S. Sworn on the Altar of God: A Religious Biography of Th. Jefferson. Grand Rapids, 1996; Шелдон Г. У. Политическая философия Т. Джефферсона. М., 1996.

С. А. Исаев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "ДЖЕФФЕРСОН" в других словарях:

  • Джефферсон — Джефферсон, значения: Джефферсон (фамилия): Джефферсон, Деррик (1968)  американский боксёр профессионал, выступавший в тяжёлой весовой категории. Джефферсон, Маршал (1959)  один из наиболее известных диджеев и музыкантов направления… …   Википедия

  • ДЖЕФФЕРСОН —         (Jefferson) Томас (13.4.1743, Албемарл, 4.7.1826, Монтиселло), амер. просветитель, философ и гос. деятель. Как социальный мыслитель сформировался в период Амер. бурж. революции 18 в., в ходе которой Д. выступил радикальным идеологом и… …   Философская энциклопедия

  • ДЖЕФФЕРСОН — (Jefferson) Томас (1743 1826), 3 й президент США (1801 09), государственный секретарь (1790 93) в администрации президента Дж. Вашингтона, вице президент (1797 1801) в администрации президента Дж. Адамса. Джефферсон автор проекта Декларации… …   Современная энциклопедия

  • Джефферсон Т. — Джефферсон Т. Третий по счету президент США. [[http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=23]] Тематики защита информации EN Jefferson …   Справочник технического переводчика

  • джефферсон — Свита нижнего ордовика, Среднеконтинентальный район [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN Jefferson …   Справочник технического переводчика

  • Джефферсон Т. — Томас Джефферсон Thomas Jefferson …   Википедия

  • Джефферсон Д. — Деррик Джефферсон Общая информация Полное имя: Деррик Лавон Джефферсон (англ. Derrick Lavon Jefferson) Прозвище: Д поезд (англ. D Train) Гражданство …   Википедия

  • Джефферсон, Эл — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Джефферсон. Эл Джефферсон Al Jefferson …   Википедия

  • Джефферсон, Х. Н. — Олимпийские награды Парусный спорт …   Википедия

  • Джефферсон — I Джефферсон (Jefferson)         Джозеф (20.2.1829, Филадельфия, 23.4.1905, Палм Бич, Флорида), американский актёр. Драматическому искусству учился у своего отца Джозефа Д., вместе с труппой которого разъезжал по стране. Около 1850 организовал… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Томас Джефферсон. Автобиография. Заметки о штате Виргиния, Томас Джефферсон. Издание 1990 года. Сохранность очень хорошая. Книга представляет собой первую публикацию на русском языке трудов выдающегося американского мыслителя, революционного демократа, одного из… Подробнее  Купить за 540 руб
  • Джефферсон, Ефимов Игорь Маркович. Его дарования были настолько велики и разнообразны, что много поколений спустя Джон Кеннеди, обращаясь к группе нобелевских лауреатов, сказал: "Никогда ещё в Белом доме не собиралось столько… Подробнее  Купить за 510 руб
  • Джефферсон, Ефимов И.. Его дарования были настолько велики и разнообразны, что много поколений спустя Джон Кеннеди, обращаясь к группе нобелевских лауреатов, сказал: «Никогда ещё в Беломдоме не собиралось столько… Подробнее  Купить за 478 руб
Другие книги по запросу «ДЖЕФФЕРСОН» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»