- ДЖУРИЧ
В. Джурич. Фотография. 90-е гг. XX в.
В. Джурич. Фотография. 90-е гг. XX в.Джу́рич [серб. Ђурић] Воислав (26.02.1925, с. Велика-Писаница, Хорватия - 12.05.1996, Белград), серб. историк визант. искусства. После второй мировой войны, участвуя в к-рой он боролся против нацистов в рядах серб. партизан, Д. окончил философский фак-т Белградского ун-та (1949). Его соученики по семинару проф. С. Радойчича - Г. Бабич, В. Корач, А. Стоякович, М. Шакота - впосл. составили плеяду серб. византинистов. Д. работал в музеях и в сфере охраны памятников, с 1954 г.- в Белградском университете, позднее также в Сербской АН и искусства (с 1976 чл.-кор., с 1978 действительный член). Вел научно-организационную работу, в т. ч. в Международном комитете византинистов, в комиссии по изучению памятников мон-ря Хиландар; в 1974-1996 гг. был редактором ж. «Зограф».Первые публикации Д. были посвящены искусству Адриатического приморья (как средневек., так и совр. живописцам), в т. ч. Дубровнику. Позднее он сосредоточился на изучении искусства правосл. средневековья, преимущественно в Сербии, Македонии, Далмации, на Афоне, включая стенописи, иконы, книжную иллюстрацию, а также архитектуру. Работы Д. имеют широкий хронологический диапазон - от памятников XI в. (росписи Охрида, Водочи, Велюсы, Мир Ликийских и др.) до правосл. культуры поствизант. периода (XVI-XVIII вв.).
Византинистика Югославии 2-й трети ХХ в. складывалась на основе местной традиции, под влиянием австр. искусствоведения (Венский ун-т) и в большей мере - школы российского византиноведения через посредство оказавшихся в Белграде российских эмигрантов (особенно Н. Л. Окунева, Г. Острогорского). Д. прошел стажировку в Париже в семинаре А. Грабара и придавал большое значение общению с В. Н. Лазаревым. Развивая традицию европ. византинистики в соответствии с уровнем научной методики 2-й пол.- посл. трети ХХ в., Д. трактовал визант. искусство по-новому, как целостное культурное явление, со своими принципами иконографии и стиля, адекватное по емкости таким явлениям, как романское или готическое искусство (см. монографию «Византиjске фреске у Jугославиjи», 1974). Исследователь уделял пристальное внимание культуре отдельных регионов правосл. мира, с учетом местных вкусов и традиций, требований заказчиков, своеобразия социальной среды. Поэтому визант. искусство и, в частности, искусство Балканского п-ова отображено в работах Д. во всем многообразии.
Осн. соч.: Солунско порекло ресавског живописа // ЗРВИ. 1960. Т. 6. С. 111-128; Über den «Cin» von Chilandar // BZ. 1960. Bd. 53. S. 333-351; Иконе из Jугославиjи. Београд, 1961 (на франц. яз.: Icônes de Yougoslavie. Belgrade, 1961); Дубровачка сликарска школа. Београд, 1963; Cопоћани. Београд, 1963, 1991 (на нем. яз.: Sopoćani. Lpz., 1967); Портреты в изображениях рождественских стихир // Византия: Сб. в честь В. Н. Лазарева. 1973. С. 244-255; Византиjске фреске у Jугослaвиjи. Београд, 1974 (на нем. яз.: Byzantinische Fresken in Jugoslawien. Münch., 1976. Herrsching, 1997; рус. пер.: Визант. фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000); La peinture murale Byzantine: XIIe et XIIIe siècles // XVe Congrès intern. d'études Byzantines: Rapports et co-rapports. Athènes, 1976. Vol. 3: Art et Archéologie. Byzance de 1071 a 1261. P. 3-96; Idem // Actes du XVe Congrès intern. d'études byzantines. Athènes, 1979. Vol. 1. P. 159-252; Хиландар. Београд, 1978 (в соавт. с Д. Богдановић, Д. Медаковић); Слика и историjа у средњовек. Србиjи // Гласник САНУ. Од. ист. наука. Вып. 3. Београд, 1983. Бр. 338. С. 117-144; Икона св. краља Стефана Дечанског. Београд, 1985; Есфигменска повеља деспота Ђурђа. Београд, 1989 (в соавт. с П. Ивић, С. Ћирковић); Печка патриаршиjа. Београд, 1990 (в соавт. с С. Ћирковић, В. Кораћ).
Лит.: У част В. J. Ђурића. Нови Сад, 1996; Бакалова Е. In memoriam: В. Джурич (1925-1996) // Проблеми на изкуството. София, 1996. № 4. С. 61-62.
Э. С. Смирнова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.