ДЗЁДО

ДЗЁДО

[япон.- чистая земля], в буддизме Японии один из вариантов учения о «чистой земле»; школа, основанная Хонэном (1133-1212). Офиц. датой основания Д. считается 1175 г., когда Хонэн спустился с горы Хиэй и начал проповедовать свое учение в столице Хэйан (Киото). Главным средством, необходимым для возрождения в «чистой земле», или Западном Рае Будды Амиды (санскр. Амитабхи), Хонэн считал искреннюю веру в спасительную силу Амида и возглашение формулы «Наму Амида буцу» («Я верю в Будду Амиду», или «Восславим Будду Амиду»). По утверждению Хонэна, с помощью повторения этой сакральной формулы любой верующий мог возродиться в земле Амида. От адептов своего учения Хонэн не требовал ни исполнения сложных буддийских ритуалов, ни строгого соблюдения буддийских заповедей. Однако число повторений верующим спасительной формулы могло достигать 70 тыс. раз за сутки.

Как самостоятельное религиозно-философское учение амидаизм сложился в Китае (кит. Цзинту-цзун). Хонэн считал себя последователем танского мон. Шан Дао (613-681). В Японию амидаистские представления проникли в VIII-IX вв., но только в учении Хонэна искренняя вера в Будду Амиду становится единственным средством спасения для человека. Хонэн считал, что в эпоху конца закона (япон. маппо) возможности человека становятся настолько ограниченными, что спасение с опорой только на собственные силы оказывается невозможным. Поэтому необходимо обращение к помощи Другого - к помощи Будды Амиды. Хонэн максимально упростил религ. практику, его учение привлекло широкие слои населения и было ориентировано прежде всего на простых людей. Доступность и легкость учения способствовали быстрому росту его популярности. Однако Хонэн и его учение подверглись гонениям офиц. властей и нападкам др. буддийских школ, в первую очередь Тэндай и Сингон (см. Чжэньянь). В 1206 г. 2 ученика Хонэна были казнены, он отправлен в ссылку на о-в Сикоку в пров. Тоса. После смерти Хонэна школа Д. продолжала набирать силу.

В 1224 г. в результате раскола из Д. выделилась школа Д.-синсю (истинная школа чистой земли). Ее основоположник Синран (1173-1262) еще больше упростил учение, сделав его самым популярным направлением буддизма в Японии. По числу сторонников эта школа значительно превосходила Д.

В настоящее время адептов Д. в Японии более 6 млн чел., приверженцы этой школы есть в Корее, Вьетнаме и странах Запада.

Лит.: Anesaki M. History of Japanese Religion, with Special Reference to the Social and Moral Life of the Nation. L., 1930; Kloetzli R. Buddhist Cosmology: from Single World System to Pure Land: Science and Theology in the Images of Motion and Light. Delhi, 1983, 1997r; Игнатович А. Н., Светлов Г. Е. Лотос и политика: Необуддийские движения в обществ. жизни Японии. М., 1989; Бухаев Ю. Г. Амидаизм в традиционной япон. культуре: (Ист.-этногр. исслед.): АКД. М., 1991; Буддизм в Японии / Ред.: Т. П. Григорьева. М., 1993. С. 201-214; Козловский Ю. Б. Япон. амидаизм в эпоху средневековья // Буддийская философия в средневек. Японии. М., 1998. С. 17-29; Накорчевский А. А. Япон. буддизм: история людей и идей: (От древности к раннему средневековью: магия и эзотерика). СПб., 2004.

Е. Б. Сахарова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»