ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ

ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ

Св. Димитрий II Самопожертвователь. Роспись церкви мон-ря Удабно в Гареджи. Ок. 1280 г.

Св. Димитрий II Самопожертвователь. Роспись церкви мон-ря Удабно в Гареджи. Ок. 1280 г.


Св. Димитрий II Самопожертвователь. Роспись церкви мон-ря Удабно в Гареджи. Ок. 1280 г.

[Самоотверженный; Деметре Тавдадебули; груз. დემეთრე თავდადებული] (1259 - 12.03.1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта). Сведения о нем содержатся в летописи историка XIV в. Жамтаагмцерели.

Сын груз. царя Давида VII (1247-1269/70) и дочери Рачинского эристава Кахаберисдзе Гванцы, убитой монголами, когда Д. С. был еще младенцем (Жамтаагмцерели. 1959. С. 237). В этот период в Вост. Грузии господствовало монг. ханство ильханов, в зап. части страны правил Давид VI Нарин (1247-1293), княжество Самцхе подчинялось непосредственно монг. хану. В 1269/70 г., после кончины Давида VII, монголы утвердили на престоле Вост. Грузии 10-летнего Д. С., спустя 2 года он получил в Орде от Абага-хана ярлык на царство. Ставленник монг. хана, подданный князей Мхаргрдзели Садун Манкабердели был назначен атабагом - везиром, к-рый фактически правил страной и вскоре занял должность амирспасалара (военного министра). Смерть Садуна в 1281 г. позволила юному Д. С. укрепить свою власть: сын везира, Хутлу-Буга, наследовал лишь амирспасаларство, атабагом Д. С. назначил его соперника - Тарсаича Орбели. Молодой царь заново заселил опустошенные монг. набегами земли, делал пожертвования в мон-ри и храмы, раздавал милостыню больным и сиротам. Восстановил в Тбилиси ц. Метехи во имя Пресв. Богородицы.

Католикос-патриарх всей Грузии Николай III (1250-1282) не раз обличал Д. С. в многоженстве. Царь, согласно принятому в то время при дворе монг. обычаю, имел 3 жен. От дочери трапезундского императора у него было 5 детей (Давид, Вахтанг, Лаша, Мануил, Русудан), от дочери монг. воина - трое детей (Баадур, Ядгар, Джигда) и от дочери самцхийского кн. Беки Джакели - сын (впосл. царь Георгий V Блистательный (1314-1346), объединивший Грузию) (Там же. С. 285-286).

Большую часть жизни Д. С. провел на военной службе у монголов: груз. войско под его началом выступало на стороне ильханов против Золотой Орды (сражение 1289 у Дарубандской (Дербентской) крепости) и егип. султаната (сражения 1277, 1280, 1281). Особенно тяжелой была битва в 1281 г., в которой монголы потерпели поражение, груз. войско было практически полностью уничтожено, Д. С. чудом уцелел.

В 1289 г. 1-й везир Аргун-хана Буга, женатый на дочери Д. С. Русудан, был обвинен в заговоре против хана и казнен, а Д. С. как его родственник и возможный соучастник был вызван в Орду. Зная, что его также могут казнить, Д. С. перед отъездом собрал дарбази (придворный совет), к-рый предложил ему укрыться в горах Мтиулети или Зап. Грузии. Однако царь не принял совета и ответил: «Коли уберегу себя... пред ним [монг. ханом.- Т. К.] возлежит все царство мое, смотрите, сколько душ христианских смерти предаст и в плен возьмет и церкви осквернит и разрушит, кресты и иконы уничтожит... Я сложу душу мою для народа моего и не откажусь пойти в Орду» ( Там же. С. 287-288).

На пути в Орду Д. С. сопровождали католикос-патриарх Авраам I (1282/3-1310), старший сын Д. С. Давид, свящ. Моисей и неск. вельмож. За пределами Грузии Д. С. был арестован и конвоирован в Орду, однако Аргун-хан, не видя др. кандидата на груз. царский престол, отложил разбор дела. Сын Садуна Манкабердели, Хутлу-Буга, предложил хану возвести на трон воцарившегося в Зап. Грузии сына Давида VI - Вахтанга, дабы объединить под властью хана оба царства - Вост. и Зап. Грузию. Аргун одобрил план, что решило участь Д. С. По свидетельству летописца, Д. С. перед смертью причастился и вознес молитву Господу. 12 марта 1289 г. ему отрубили голову (Там же. С. 289).

Католикос-патриарх Авраам I и свящ. Моисей тайно выкупили тело царя, а купцы, торговавшие рыбой, помогли доставить его в Грузию. Д. С. был похоронен в кафедральном соборе Светицховели в Мцхете (могильная плита утеряна, точное место захоронения неизвестно). Груз. Церковь еще в средние века причислила Д. С. к лику святых как царя-мученика, пострадавшего за свой народ.

Именем Д. С. названа одна из улиц Тбилиси в р-не Диди-Дигоми.

Ист.: Жамтаагмцерели. Столетняя летопись // КЦ. 1959. Т. 2. С. 237, 287-292 (на груз. яз.); То же / Под ред. Р. Кикнадзе. Тбилиси, 1987. С. 105.

Лит.: Джавахишвили И. А. История груз. народа. Тбилиси, 1966. Т. 3. С. 365-378 (на груз. яз.); История Грузии / Сост.: Н. А. Бердзенишвили и др. Тбилиси, 1962. Т. 1. С. 245-247; Ломинадзе Б. Господство монголов в Грузии и борьба против них (40-е гг. XIII в. и 10-е гг. XIV в.) // ОИГ. Т. 3. С. 604-608 (на груз. яз.); Нинидзе Д. С. Груз. дипломатия в XIII в. // Очерки по дипломатии Грузии. Тбилиси, 1998. Т. 1. С. 224-228 (на груз. яз.); Коридзе Т. Деметре II Тавдадебули // Цари Грузии. Тбилиси, 2000. С. 153-155 (на груз. яз.).

Т. В. Коридзе

Иконография

Изображение Д. С. сохранилось на сев. стене малой церкви в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Удабно в Гареджи. Царь представлен в 3/4-ном повороте, обращенным к алтарю, руки воздеты в молении на уровне груди, его крупная фигура (230 см) отличается монументальностью. Изображение Д. С. помещено в 3-частную декоративную арку на колонках. Парадное царское облачение следует визант. традиции и состоит из дивитисия и лора, на голове высокая корона с перпендулиями, состоящая из вертикальных пластин.

Несмотря на плохую сохранность живописного слоя, можно различить общий тип молодого безбородого лица, короткие пышные вьющиеся волосы светло-каштанового цвета зачесаны, уши открыты. Считается, что роспись выполнена при жизни Д. С., ок. 1280 г.

Лит.: Чубинашвили Г. Н. Пещерные монастыри Давид-Гареджи. Тбилиси, 1948. С. 74-75. Рис. 14. Таб. 91; Алибегашвили Г. В. Светский портрет в груз. средневек. монументальной живописи. Тбилиси, 1979. С. 53-54. Ил. 33.

Н. Чичинадзе


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ" в других словарях:

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I — [Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. საჟართველოს მართლმადიდებელი ეკლესია], Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и… …   Православная энциклопедия

  • ГАРЕДЖИ — [Давидгареджи; груз. დავით გარეჯი], комплекс пещерных мон рей, протянувшийся на 25 км на склонах хребта Гареджи, в 60 км к юго востоку от Тбилиси; до XX в. один из крупнейших на Кавказе религиозно культурных центров. Пустынь была основана в сер.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»