- ДИППЕЛЬ
[нем. Dippel] Иоганн Конрад (псевд. Кристиан Демокрит; лат. Christianus Democritus) (10.08.1673, замок Франкенштейн, близ Дармштадта - 25.04.1734, замок Витгенштейн, близ Берлебурга), нем. протестант. теолог, сторонник движения пиетизма.
Род. в семье лютеран. пастора. В 16 лет начал изучать богословие и медицину в Гисене. В 1693 г. получил степень магистра богословия, затем был домашним учителем в Оденвальде. После неудачной попытки получить место приват-доцента в Виттенберге хотел продолжить образование в Страсбурге, но пиетисты, преобладавшие в штате ун-та, помешали этому. Д. изучал работы блж. Августина, М. Лютера, основателя пиетизма Ф. Я. Шпенера; читал лекции по хиромантии и астрологии. В нач. 1697 г. пережил внутренний кризис и вернулся в Гисен, где под влиянием Г. Арнольда принял учение пиетизма, придав ему в своих работах радикальную форму. В 1698-1700 гг. Д. увлекся алхимией (впосл. изд. ок. 10 трудов по алхимии, открыл животное масло, которое было названо его именем - Oleum animale foetidum Dippeli). В 1704-1707 гг. Д. работал химиком-фармацевтом в Берлине, где встречался со Шпенером. Изгнанный ортодоксальным теологом И. Ф. Майером Д. бежал в Голландию и недалеко от Амстердама открыл врачебную практику. В 1711 г. в Лейдене защитил докт. диссертацию по медицине. В 1714 г. прибыл в Альтону, откуда после конфликта с дат. правительством в 1719 г. был отправлен в ссылку в замок Хаммерсхус на о-ве Борнхольм. В 1727 г. Д. поселился в Стокгольме и практиковал, однако впосл. был изгнан из города. С дек. 1729 г. жил в Берлебурге.
Для теологии Д. характерна близость к мистике Я. Бёме и к экклезиологии Арнольда. Критикуя ортодоксальное представление о вербальной богодухновенности Свящ. Писания, Д. противопоставлял ему свое учение о внутреннем Слове, через к-рое Бог дает жизнь человеческому сердцу. Д. выступал против традиц. протестант. учения об удовлетворении и воспринимал проповедь Христа только как слово о силе Божественной любви, самоотречении и страдании: Бог действует в человеке как врач Своей воспитывающей любовью. Понятия традиц. христологии (дело спасения - opus satisfactionis и заслуга Христа за грехи людей - meritum Christi pro peccatis hominum) Д. фактически заменяет понятиями «прощение грешников» (remissio peccatorum) и инициированного т. о. возрождения (regeneratio). В сотериологии Д. не содержится традиц. учения о гневе Божием, к-рый необходимо удовлетворить, т. е. о заместительном Страдании Христа на Кресте. Служение Иисуса Христа во время Его земной жизни (assumptio humanitatis) является источником личной веры, образцом «подражания Христу» (imitatio Christi) как искупительного пути к Богу. Воплощение Христа для Д. не историческое событие, а «универсальное вселение любви Божией» через небесную человеческую природу Логоса в сердце человека и одновременно «постоянное Рождение Христа» в верующем. Вера как покорное следование человека Богу перед лицом Страданий и смерти Христа реализуется как ответ на Божественную любовь, затемненную грехом и вновь просвещенную Христом. В Церкви («Вавилоне», по представлениям Д.) царствует разум и самолюбие; «плотски мыслящие» протестант. ортодоксы - настоящие еретики, т. к. не имеют опыта нового рождения, характерного для пиетистов. Истинная Церковь, по мнению Д., исчезла в кон. I в. Д. критиковал механистический образ мира Р. Декарта, в отличие от Б. Спинозы отстаивал возможность свободы воли.
Соч.: Vera demonstratio evangelica. Fr./M.; Lpz., 1729; Beweis des Mitlers-Amts Jesu Christi. S. l., 1747.
Лит.: Ackermann J. C. G. Das Leben J. K. Dippels. Lpz., 1781; Gerber U. Christologische Entwürfe. Zürich, 1970. Bd. 1: Von Reformation bis z. Dialektischen Theologie. S. 86-91; Hirsch E. Geschichte der neuern evangelischen Theologie. Gütersloh, 19755. Bd. 2. S. 277-298; Goldschmidt S. Johann K. Dippel: Seine radikalpietistische Theologie und ihre Entstehung. Gött., 2001.
К. В. Неклюдов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.