- ДИРБИ
Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Между 957 и 967 гг.
Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Между 957 и 967 гг. [груз. დირბი], жен. мон-рь (2002) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен на левом берегу р. Проне, близ Гори (Вост. Грузия). Из строений архитектурного комплекса сохранились ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, колокольня, руины архиерейского дома и марани (винного погреба), фрагменты окружной стены и крепости позднего средневековья.Церковь была построена между 957 и 967 гг., на что указывают строительные надписи вост. фасада, высеченные на асомтаврули и нусхури. В них упоминаются имена абх. (западногрузинского) царя Леона III (957-967), эристава Картли Иоанна (2-я пол. X в.), настоятеля храма Авраама и жертвователей Отинисдзе, Тевдоре, Гурама (X в.). Первые известия о мон-ре относятся к XVI в.
Новаторский для груз. искусства подход к заказу росписей церкви Д. и высокое мастерство исполнения, отражающее связь с культурными центрами Византии, говорят о влиятельном и просвещенном ктиторе Д. в XIV в. Изображения ктиторов не сохранились - возможно, они располагались на зап. стене или на месте поздней арки юж. стены. Согласно грамотам царей Картли Симона I (1556-1569, 1578-1600) (грамота 1583 г.), Ростома (1632-1658) (грамота 1653 г.) и Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) (грамота 1785 г.), «обязательству» (1798) настоятеля Крестового мон-ря в Иерусалиме Афанасия, а также сведениям груз. историка XVIII в. Вахушти Багратиони, церковь Д. в XVI-XVIII вв. одновременно принадлежала Крестовому мон-рю и Гробу Господню в Иерусалиме, которыми в тот период владели грузины. Известно, что храм Д. выплачивал налоги Крестовому мон-рю до нач. XX в., когда мон-рем владели греки (Макалатия. 1963. С. 27-29). Однако характерные особенности иконографической программы росписи храма и некоторые косвенные источники XIV в. (напр., сведения араб. историка Фадлаллаха аль-Умари, использовавшего рассказы груз. монахов Крестового мон-ря - Джапаридзе. 1985. С. 183-185) указывают на то, что уже в этот период Крестовый мон-рь владел имуществом в Грузии, и позволяют предполагать существование связей Д. со Св. землей в XIV в.
В 2001 г. церковь Д. была передана ГПЦ. В 2002 г. при храме был основан мон-рь, освященный митр. Руисско-Урбнисским Иовом (Акиашвили). Настоятельница - мон. Варвара (Иванишвили), подвизаются 4 монахини и послушницы.
В 2003-2005 гг. специалисты Департамента архитектуры, искусства и реставрации при Патриархии ГПЦ, используя финансовую помощь Международного фонда по сохранению исторических памятников «Карту», провели в Д. консервационные работы: церковь была заново перекрыта, ее фасады, колокольня и фортификационные сооружения мон-ря укреплены.
Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы
Архитектура
Церковь, огражденная низкой каменной стеной, расположена в сев. части архитектурного комплекса. Первоначально это было однонефное строение, перекрытое коробовым сводом, с полуциркульной апсидой, скрытой снаружи плоским вост. фасадом. В XV-XVI вв. был пристроен сев. неф, тогда же пробили дверной проем, связывающий алтарь с апсидой сев. нефа, где устроили жертвенник. Этим же периодом датируется каменный алтарный престол. В XVII в. был пристроен юж. неф, в апсиде к-рого был освящен престол во имя св. Иоанна Предтечи. В результате церковь получила вид 3-нефной базилики, перекрытой 2-скатной кровлей (с легким понижением над боковыми нефами); из сев. и юж. нефов в центральный пробито по 2 арочных проема.
Рельефы
Вход в церковь находится в юж. приделе, над ним в арочном люнете представлен рельеф «Процветший крест», характерный для скульптурного декора груз. церквей X в., к-рый, вероятно, первоначально украшал вход однонефной церкви. Центральная часть вост. фасада из камня темно-красного цвета дошла без переделок и содержит украшенные надписями каменные вставки и рельефный декор X в. Особый интерес вызывает композиция, изображающая абх. (западногруз.) царей Леона III и его младшего брата Деметре III (967-975). Грубоватая и неск. примитивная манера разработки рельефных форм придает памятнику характер т. н. народного творчества. На кирпичных фасадах юж. притвора XVII в. были использованы рельефные украшения как первоначальной церкви Д. («Процветший крест»), так и привезенные из Армении (хачкар 1468 г., высечен в желтом камне).
Роспись
Древняя живопись сохранилась только в среднем нефе. Она имеет черты раннего палеологовского стиля: мягкое колористическое моделирование объемов, пространственное соотношение архитектурного фона, появление антикизирующих мотивов в изображении второстепенных персонажей и др. Роспись Д. входит в ряд высокохудожественных памятников палеологовского стиля, распространенного как в Зап. (Лыхны, сер. XIV в.; Цаленджиха, 1384-1396; Хоби, кон. XIV в.; Зарзма, XIV в.; Мартвили, сер. XIV в., и др.), так и в Вост. Грузии (Набахтеви, 1413-1431; Тири, нач. XV в.).
Отвержение даров. Роспись Успенской ц. XIV в.
Отвержение даров. Роспись Успенской ц. XIV в.Композиционным стержнем росписи, объединяющим погрудные изображения обращенных к центру апостолов во 2-м регистре и «Службу cв. отцов» в 3-м, является помещенная в конхе фигура Пресв. Богородицы с Младенцем, т. н. Кипрская, фланкированная архангелами. В центре сводчатого потолка изображен Мандилион, на крыльях подпружных арок - фигуры пророков, держащих свитки и атрибуты - прообразовательные символы Богородицы. Все надписи исполнены на асомтаврули.
11 сцен из жития Богородицы основаны на тексте апокрифического «Евангелия от Иакова». На юго-зап. откосе свода изображена композиция «Отвержение даров» (жертва в руках Анны - кролик, крайне редкий вариант). «Благая весть Иоакиму и Анне» разделена на 2 эпизода. Повествование продолжается сценой «Рождество Богородицы» на сев.-зап. откосе. В композиции прослеживаются нек-рые черты жанровой живописи. Сцена «Благословение Марии первосвященниками», как и др., дана в кратком варианте: 3 первосвященника, восседающие за овальным столом, благословляют младенца Марию, покоящуюся на руках прав. Иоакима. Фигурам придает жизненность моделировка объемов и колористическое решение; эмоциональное воздействие усиливают энергичные, широкие мазки белого цвета (наиболее выразительно выполнены фигуры Иоакима и Марии).
Более крупная композиция «Введение Богородицы во храм» расположена в верхнем регистре зап. стены и заканчивается на арке. В сцене также присутствует эпизод питания Марии ангелом. 2 др. композиции, расположенные во 2-м регистре сев. откоса, сильно повреждены (вероятно, молящийся коленопреклоненный свящ. Захария, обручение и брак Девы Марии). Напротив расположено «Благовещение» и «Вразумление Иосифа»: сохранилась только стоящая перед Иосифом фигура Девы Марии с воздетыми руками на фоне архитектурных кулис.
«Рождество Христово» занимает значительное место на зап. стене. Этой композиции противопоставлено «Успение Богородицы», также расположенное в нижнем регистре росписи сев. стены. Над «Успением» - редкая сцена «Вознесение Богоматери» в кратком изводе. Нехарактерным для этой композиции является отсутствие у гроба Пресв. Богородицы фигур апостолов, акцент на изображении пустой гробницы мог служить намеком на иерусалимские святыни - гробницы Спасителя и Богоматери, на которые в XIV в. грузины имели особые права.
Перед входом, на сев. стене расположен выразительный, больших размеров (2-й по величине), образ покровителя Грузии вмч. Георгия, поражающего Диоклетиана. Возможно, что это живописная копия древней чудотворной иконы, помещенная в Д. по распоряжению заказчика росписи.
Поклонение волхвов. Фрагмент композиции «Рождество Христово» росписи Успенской ц. XIV в.
Поклонение волхвов. Фрагмент композиции «Рождество Христово» росписи Успенской ц. XIV в.Несмотря на художественную целостность росписи, достигнутую в основном благодаря доминированию ярких и насыщенных цветов, прослеживаются характерные особенности работы 4 мастеров.
Основному мастеру, обнаруживающему близость к столичной визант. живописи нач. XIV в., принадлежат, вероятно, композиции «Отказ от жертвы», «Благая весть Иоакиму и Анне», «Благословение Марии первосвященниками» и «Рождество Христово». Для него характерна мягкая, многослойная, отчетливая манера письма, цветовая палитра состоит из фиолетового, розового, синего, серебряно-оливкового и светло-охряных оттенков. Архитектурный фон пронизан антикизирующими реминисценциями. Тенденция к передаче внутренней тревоги, беспокойства и драматического напряжения, выраженная резкой и энергичной проработкой одежд, и сине-серый свет глаз святых, как бы наполненных духовным горением и излучающих Фаворский свет, свидетельствуют о знакомстве изографа с богословскими вопросами 40-50-х гг. XIV в.
2-й мастер, автор «Рождества Богородицы», более консервативен. Живопись лишена внутреннего духовного напряжения, она исполнена в стиле художественной школы Византии, предпочитающей классическую уравновешенность античных форм. Мастер «Успения» схож с мастером «Рождества» в трактовке объемов фигур, где подчеркнута их телесность. Однако его живопись более развита: реалистично выписанный кубический объем гробницы он поместил в горный ландшафт согласно законам перспективы, что можно объяснить влиянием на него западноевроп. проторенессанса. Художественные направления обоих авторов не получили развития в груз. живописи. Роспись 4-го мастера характеризуется аскетической суровостью и эмоциональной сдержанностью. В передаче образов видна попытка систематизации условных художественных методов (короткие параллельные белые движки вокруг глаз и др.), особое значение придается линии.
В 2001 г. настоятель церкви Д. иером. Иоанн (Оханашвили) и прихожане расчистили зап. фасад и часть внутренних стен церкви, в результате чего были выявлены 2 слоя живописи: 40-70-х гг. XIV в. и XVII в. Сильно поврежденная живопись иконостаса также датируется XVII в. В 2003-2005 гг. под поздним слоем штукатурки на юж. фасаде церкви (сев. стена пристроенного в XVII в. юж. нефа) была обнаружена рельефная композиция X в. «Прор. Даниил во рву львином». Живописный слой XVII в. был утрачен, сохранилось лишь неск. мелких фрагментов в отдельных местах стен; почти полностью выявлена высокохудожественная роспись XIV в., богатая живописной палитрой и редкими иконографическими изображениями. Результаты реставрационных работ представлены исследователями монастырского комплекса Г. Гагошидзе (архитектура, надписи, рельефы) и Н. Чихладзе (роспись) в монографической работе (2006).
Иконостас
На каменном архитраве алтарной преграды церкви в 2 ряда написаны 15 изображений почти одинакового размера (правый край архитрава обломлен, и от 16-й иконы в верхнем ряду сохр. фрагменты нимба и правой руки святого). В верхнем ряду расположен Деисус: в центре - образ Спасителя «Царь Царей и Великий Архиерей», фланкированный изображениями Пресв. Богородицы, cв. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила и апостолов. Один из них, держащий в руке кодекс, видимо, евангелист. Изображения 3 др. евангелистов с кодексами в руках помещены в середине 2-го ряда. Центральные образы евангелистов обращены лицом друг к другу. На левой иконе сохранилась надпись на асомтаврули: «Евангелист Лука». Крайний образ с левой стороны во 2-м ряду написан на более узкой поверхности, сохранившийся в виде силуэта апостол изображен в рост. Художественные особенности письма, иконография, характерные для иконописи поствизант. периода, дают возможность датировать эти изображения XVII в.
Графиня П. С. Уварова, посещавшая Д. во 2-й пол. XIX в., оставила описания увиденной ею в доме архимандрита большой поврежденной живописной иконы Богоматери с Младенцем, предположительно греч. письма. На оборотной стороне ее серебряного оклада была надпись на асомтаврули.
Другие постройки
К югу от церкви находится массивная 2-этажная надвратная колокольня, завершенная дополнительным легким открытым ярусом с пирамидальным перекрытием. Лестницы скрыты в толще зап. стены. Основной строительный материал - кирпич, булыжник использован только в нижней части 1-го этажа. Художественное оформление фасадов геометрическими фигурами (кресты между ромбами на вост. и зап. фасадах, т. н. елочка над юж. входом) основано на комбинировании разных плоскостей кладки кирпича. Архитектурные формы, указывающие на определенное влияние иран. культуры (напр., использование стрельчатых арок), характерные особенности убранства фасадов, специфика строительного материала и др. дают основания датировать колокольню 1-й пол. XVII в. Руины архиерейского дома с юж. стороны за оградой церкви, так же как и разрушенные стены крепости фортификационного назначения с запада, датированы более поздним временем - приблизительно XVII-XVIII вв.
Арх.: ЦГИАГ. Ф. 1450-51. Ед. хр. 178, 179, 244.
Ист.: Вахушти Багратиони. Описание царства грузинского // КЦ. 1973. Т. 4. С. 374 (на груз. яз.).
Лит.: Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства // ЗОЛКА. 1875. Кн. 1. С. 65; Уварова П. С. Тцроми // МАК. 1894. Вып. 4. С. 182-185; Макалатия С. И. Ущелье р. Проне. Тбилиси, 1963 (на груз. яз.); Джапаридзе Г. Араб. энциклопедист XIV в. об иерусалимском Крестовом мон-ре // Вестник АН ГССР. Тбилиси, 1985. № 3. С. 179-186 (на груз. яз.); Ломиташвили Д. Из истории с. Дирби // Мат-лы для истории груз. сел. Тбилиси, 1985 (на груз. яз.); Девдариани Ф., Ломсадзе М., Мгалоблишвили М., Нуцубидзе А. Дирби, ц. Богоматери // Свод памятников истории и культуры Грузии. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 367-368 (на груз. яз.); Григорий (Перадзе), архим. Сведения иностранных пилигримов о палестинских груз. мон-рях и монахах. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Чихладзе Н. Недавно обнаруженный памятник палеологовской живописи в ц. Богоматери с. Дирби в Вост. Грузии // Кавказоведение. М., 2002. № 2. С. 74-79; Гагошидзе Г., Чихладзе Н. Мон-рь Успения Божией Матери в Дирби: Архитектура, надписи, рельефы, живопись. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Хуцишвили Н. Землевладения иерусалимского Крестового мон-ря в Грузии. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Гуниа. Груз. мон-ри. С. 122-123.
Н. Чихладзе
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.