ДМАНИССКИЙ СИОНИ

ДМАНИССКИЙ СИОНИ

Дманисский Сиони. VI–VII в.

Дманисский Сиони. VI–VII в.


Дманисский Сиони. VI–VII в.

[груз. დმანისის სიონი], собор в честь Успения Пресв. Богородицы (IX в.), кафедра Дманисской (не позднее IX - сер. XVIII в., авг. 2003 - 6 февр. 2006) и Дманисско-Агарак-Таширской (с 6 февр. 2006) епархий Грузинской Православной Церкви. Д. С. расположен на территории древнего городища Дманиси близ с. Патара-Дманиси в Квемо-Картли. Городище возвышалось на мысе над устьями рек Пинезаури и Машавера и являлось важной политическо-экономической единицей Грузии XI-XIII вв.

По сведению свода груз. летописей «Картлис Цховреба», в Д. С. похоронен груз. царь Вахтанг III (1298/1302-1308) (КЦ. 1959. Т. 2. С. 322). Известно, что в XVI в. 1/2 храма и портик принадлежали кн. Иотаму Бараташвили и служили родовой усыпальницей его семьи (Мусхелишвили. 1938. С. 333). В XVII в. в портике Д. С. был погребен Дманисский еп. Павел, в храме и за его пределами находятся могилы XVIII в. князей Орбелиани (Там же. С. 334; Такаишвили. 1991. С. 43-51).

Архитектура

Рельеф портала Дманисского Сиони. VI–VII вв.

Рельеф портала Дманисского Сиони. VI–VII вв.


Рельеф портала Дманисского Сиони. VI–VII вв.

В ранней научной лит-ре Д. С. считали 3-церковной базиликой, датой его создания - VII в. (Чубинашвили. 1936. С. 192; Беридзе. 1974. С. 26, 95). Однако в результате новейших исследований (Э. М. Арджеванидзе) храм отнесен к зданию зального типа под 2-скатной кровлей и датируется IX в. Это довольно большое (без пристроек и портика - 23×11,5 м) строение, выложенное из булыжника и перекрытое цилиндрическим сводом, с вост. стороны имеет сильно выступающую полуциркульную апсиду, отделенную каменной преградой. Фасады отличаются простотой: они гладкие, без украшений. С сев. и юж. сторон к храму примыкают невысокие боковые пристройки кон. IX - нач. X в., в вост. части к-рых расположены небольшие помещения с апсидами - диаконник и жертвенник, не сообщающиеся с алтарем и соединяющиеся с основным пространством храма.

На рубеже XII-XIII вв. церковь была возобновлена. Между 1213-1223 гг. с запада к ней был пристроен портик, облицованный квадрами гладкотесаного камня, с зап. стороны он открывается широкой высокой аркой. Портик перекрыт полусферическим сводом. Сев. и юж. фасады, с их рельефным крестом над окном во фронтоне, декоративной аркатурой и 2 вертикальными нишами, являются вариацией фасадной композиции храма Самтависи, характерной для груз. архитектуры XII-XIII вв. Фасады портика и интерьер (арки, карнизы, колонны, окна) обильно украшены плетеными растительными орнаментами различного вида. Арм. хачкар (XIII в.) во фронтоне юж. фасада портика был вставлен позднее. На зап. фасаде портика помещены 2 надписи, исполненные асомтаврули. В ктиторской надписи упомянуты груз. царь Георгий IV Лаша (1207/13-1222) и инициатор строительства портика еп. Тевдоси (Феодосий). В др. надписи (1246-1270) - имя сына Георгия IV Лаши царя Давида VII Улу, а также содержатся сведения о том, что Дманисский епископ упразднил действующий в Дманиси закон о плате за венчание. В интерьере портика на юго-вост. колонне сохранилась надпись (1213-1223), сообщающая о некоем Афридоне, пожертвовавшем 30 драхм для постройки портика.

К юго-востоку от храма расположена колокольня, относящаяся к периоду позднего средневековья и неоднократно подвергавшаяся переделкам. Каменная лестница соединяет колокольню с вост. стеной храма. В стены вставлены камни с груз. и араб. надписями.

Роспись

В интерьере сохранились фрагменты росписи, относящиеся к периоду правления Георгия IV Лаши: сильно пострадавшие изображения апостолов и святителей, Нерукотворного образа Спасителя и пророков в алтарной апсиде, фрагмент царского портрета (предположительно Георгия IV Лаши) на сев.-вост. пилястре и 2 сцены Страшного Суда на сев.-зап. пилястре (Микеладзе. 2005. С. 253-254). У нек-рых фигур и на свитках сохранились надписи, исполненные асомтаврули. По иконографической программе и по стилю роспись увязывается с груз. церковной живописью нач.- 1-й пол. XIII в.: для программы декорации алтарного пространства этого времени характерно включение изображения Спаса Нерукотворного в святительский ряд. Фрески апсиды и сев.-зап. пилястры исполнены разными мастерами. Роспись апсиды отличается монументальностью, изысканной манерой письма и высоким художественным уровнем. Фрагменты росписи сохранились также внутри портика.

Лит.: Чубинашвили Г. Н. История груз. искусства. Тбилиси, 1936. Т. 1. С. 192 (на груз. яз.); Мусхелишвили Л. В. Дманиси: история города и описание городища // Памятники эпохи Руставели. Л., 1938. С. 363-395; Беридзе В. В. Древнегруз. архитектура. Тбилиси, 1974. С. 26, 95; Арджеванидзе Э. М. Варианты Самтависской фасадной композиции в некупольных храмах XIII в.: Гударехи, Рконский Натлисмцемели, портик Дманисского Сиони // Науч. сессия Тбилисской Акад. Художеств, посвящ. памяти Л. Д. Рчеулишвили: Тез. докл. Тбилиси, 1989. С. 20 (на груз. яз.); она же. Архитектура храма Дманиси. Тбилиси, 2007 (в печати); Такаишвили Е. С. Надписи на памятниках Сомхит-Саорбело // Он же. Эмигр. труды. Тбилиси, 1991. Вып. 1. С. 46-51 (на груз. яз.); Микеладзе К. Т. Роспись Дманисского Сиони // Сакартвелос садзвелени (Грузинские древности). Тбилиси, 2005. № 7/8. С. 239-261 (на груз. и англ. яз.).

К. Микеладзе


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ДМАНИССКИЙ СИОНИ" в других словарях:

  • ДМАНИССКАЯ ЕПАРХИЯ — [груз. დმანისის ეპარჟია], Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), была образована в Квемо Картли (Юго Вост. Грузия). Нек рые историки (С. Какабадзе, К. Кекелидзе, Д. Бердзенишвили) считали, что в ранних источниках при упоминании епископов… …   Православная энциклопедия

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III — Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… …   Православная энциклопедия

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II — Предстоятели ГПЦ Епископы Картли (Мцхетские): Иоанн I (20 60 е гг. IV в.); Иаков (60 70 е гг. IV в.); Иов (70 90 е гг. IV в.); Илия I (90 е гг. IV в.); Симеон I (нач. V 20 е гг. V в.); Моисей (20 е гг. V в.); Иона (20 е гг. V в.); Иеремия (20 е… …   Православная энциклопедия

  • АГАРАК-ЦАЛКСКАЯ ЕПАРХИЯ — [груз. აგარაკისა და წალკის] Грузинской Православной Церкви с кафедрой в г. Цалка была образована в 1918 г. путем слияния территорий древних епархий Цалкской и Агаракской. В состав епархии входили территории совр. р нов: Цалкского, Тетри Каро,… …   Православная энциклопедия

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I — [Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. საჟართველოს მართლმადიდებელი ეკლესია], Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и… …   Православная энциклопедия

  • Казбегский муниципалитет — Казбегский муниципалитет …   Википедия

  • Марнеульский муниципалитет — Марнеульский муниципалитет …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»