АГРЕФЕНИЙ

АГРЕФЕНИЙ

(2-я пол. XIV в.), архим. смоленского Богородичного мон-ря. В 70-х гг. XIV в. совершил паломничество в Иерусалим и составил описание «Хождение архимандрит Агрефенья», дошедшее в 2 списках - XV и XVI вв. Имя паломника в научной лит-ре передавалось по-разному (Григентий, Грефений, Парфений), позднее общепринятым стало его именование Агрефением. Датировка «Хождения» 70-ми гг. XIV в., принадлежащая архим. Леониду (Кавелину), основана на отсутствии упоминания турок, приведении имен «Иерусалимского митрополита» Германа и еп. Марка II († 1378), а также на указании владений арм. духовенства в Иерусалиме. «Хождение» начинается перечнем рус. городов (Москва, Тверь, Смоленск, Новгород, <Великие> Луки, Витебск, Друцк, Слуцк, Белгород); затем путь паломника лежит на Царьград и Иерусалим (по дороге А. посетил о-ва Митилина, Хиос (Стихий), Родос, Патмос, Кипр). Путник последовательно описывает расположение Иерусалима («стоит в горах»), главные христ. святыни (ц. Воскресения с ее реликвиями, Сион, Голгофу, гроб Давидов, св. Келью и др.). Далее следуют краткие описания Гефсимании, Галилеи, Вифлеема, Вифании, лавры св. Саввы, Назарета. В «Хождении» А. отметил совершение в Иерусалиме богослужения разными христ. Церквами: яковитами, хабежами (эфиопами), фрягами (католиками), греками, армянами, иверами (грузинами). Рассказ паломника насыщен упоминаниями лиц и событий ВЗ (гибель Содома и Гоморры, Авраам и Исаак, гроб царя Давида и др.) и НЗ (Христос и Пилат, св. Иоанн Предтеча и др.). Упоминает А. также и апокрифические образы (Авимелех, проспавший 62 года, и др.), что свидетельствует о книжной образованности, наблюдательности автора, сумевшего, не повторяя сведений Даниила игумена, своего предшественника, найти краткие, но выразительные слова для характеристики тех мест, к-рые он посетил. Н. И. Прокофьев, разыскавший и опубликовавший список «Хождения» XV в., обратил внимание на инженерно-экономический аспект при описании архитектурных памятников (в частности, закладку храмов на цистернах), а также на легендарные элементы и на нек-рый архаизм лексики.

Изд.: Хождение архимандрита Грефенья, обители Пресв. Богородицы, [во Святую землю] / Публ. Я. И. Горожанского // РФВ. 1884. № 4. С. 251-312; 1885. № 1. С. 1-43; Прокофьев Н. И. Хождение Агрефения в Палестину: (Текст и археогр. примеч.) // Литература Древней Руси. М., 1975. Вып. 1. С. 136-151. (Сб. тр. МГПИ; Вып. 1).

Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Два православных славянских паломника XIV века... // он же. Три статьи к русскому палестиноведению. СПб., 1889. С. 1-11. (ППС; Вып. 16. Т. 1).

О. А. Белоброва


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "АГРЕФЕНИЙ" в других словарях:

  • Агрефений, архимандрит смоленского монастыря — Агрефений (2 я пол. XIV в.) – архимандрит смоленского Богородичного монастыря, в 1370 е гг. совершивший паломничество в Иерусалим и составивший описание «Хождение архимандрит (так!) Агрефенья», дошедшее в двух списках, XV и XVI вв. Имя паломника… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Епифаний, инок — Епифаний (кон. XIV – нач. XV в.) – инок, автор «Сказания о пути к Иерусалиму». «Сказание» существует в ряде списков XVI–XVIII вв. и представляет собой просто краткий перечень пунктов и расстояний между ними на пути из Великого Новгорода через… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Паломничество — верование, что молитва более действительна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, было свойственно уже народам классического мира. Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, германцы стекались к… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Древнерусская литература XIV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 Первая четверть XIV века …   Википедия

  • Паломничество — Паломничество. Верование, что молитва более действительна вопределенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, былосвойственно уже народам классического мира. Греки и римлянепредпринимали путешествия к отдаленным храмам, германцы… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Писатель-путешественник — Писатель путешественник  автор повестей о странствиях, полностью или частично выстроенных на его личном опыте путешествий. Через повествование, поэзию или очерки он делится своими открытиями и выводами с читателем, его впечатления выходят за …   Википедия

  • АВРААМИЕВ СМОЛЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — Собор в честь Преображения Спасителя Авраамиева смоленского монастыря. 1755 г. Собор в честь Преображения Спасителя Авраамиева смоленского монастыря. 1755 г. (Спасо Авраамиев Богородицкий училищный), в Смоленске, основан в кон. XII или нач. XIII… …   Православная энциклопедия

  • БЕЙТ-ДЖАЛА — [Байт Джала], сел. у сев. зап. окраины Вифлеема (6,5 тыс. жителей, большинство христиане). Отождествляется с библейским Гило, городом колена Иудина (Нав 15. 51), родиной Ахитофела, ближайшего друга и советника царя Давида, позже изменившего ему и …   Православная энциклопедия

  • ЕНОН — [греч. Αἰνών, от евр. источник], упоминаемое в Евангелии от Иоанна одно из мест «близ Салима», где св. Иоанн Предтеча крестил народ, «потому что там было много воды» (Ин 3. 23). Местоположение Е. до конца не ясно. Согласно Евсевию Кесарийскому… …   Православная энциклопедия

  • ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ИПЦ — (ИПЦ; Иерусалимский Патриархат; греч. Πατριαρχεῖον τῶν ῾Ιεροσολύμων; араб. ; англ. The Greek Orthodox Patriarchate of Jerusalem; франц. Patriarchat Grec Orthodoxe de Jérusalem), древнейшая христ. Церковь. Возглавляет ИПЦ Его Божественнейшее… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»