ДОЛЬЧИНО

ДОЛЬЧИНО

Дольчи́но [итал. Dolcino] († 1.06.1307, Верчелли), ересиарх, глава секты «апостольских братьев» (см. Апостолики) и связанного с ней народного движения на территории совр. итал. провинций Новара и Верчелли. Д. возглавил движение «апостольских братьев» после казни в июне 1300 г. его основателя и на протяжении 40 лет неформального вождя Герардо Сегарелли из Пармы.

Учение апостоликов опиралось на широко распространившуюся во 2-й пол. XIV в. ересь иоахимизма (см. ст. Иоахимиты), а также на народные представления о близящемся конце света и установлении всеобщей социальной справедливости. Они проповедовали идеал евангельской нищеты, покаяние, аскетизм, отказ от собственности, любых форм труда и брака. В народе апостоликов считали монахами («братьями»), у к-рых были свои святые и реликвии.

О жизни Д. до 1300 г. известно немногое. Он происходил из мест. Прато-Сезия в совр. пров. Новара (по др. версии, из Тронтано в местности Валь-Д'Оссола), отца Д. звали Джулио де Претис, мать принадлежала к роду Торньелли, владельцев соседнего замка Романьяно. Буд. ересиарх изучал грамматику, латынь и Свящ. Писание, т. е. в отличие от большинства адептов секты получил образование. К апостоликам Д. примкнул предположительно ок. 1290 г. В авг. 1300 г. он как глава секты обнародовал послание ко всем верующим, сохранившееся до наст. времени, как и 2-е послание (всего было 3, содержание 3-го неизвестно), в пересказе инквизитора Бернарда Ги (1316). Существование таких посланий указывает на то, что Д. обращался не только к низам общества, но и к грамотным людям, сельским священникам и, вероятно, к зажиточным горожанам.

В 1-м послании содержится рассуждение иоахимитского толка о 4 возрастах, или эпохах, истории человеческого рода. 1-й возраст, ветхозаветный, начинается от Адама; 2-й - от пришествия Христа и проповеди апостолов, это эпоха евангельской бедности и целомудрия; 3-й возраст связан с обмирщением Церкви, он начался со времени служения папы Сильвестра I и правления имп. Константина и характеризуется стяжанием церковниками власти и богатств. Наконец, 4-я эпоха, предвестниками которой явились католич. святые Франциск Ассизский и Доминик, начинается со времени деятельности Сегарелли и Д.; благодаря им должно произойти возрождение «духовной Церкви», сформированной апостоликами во главе с новым «святым папой», избранным не кардиналами, а непосредственно Богом. Этот «святой папа», к-рым мог быть Д., отождествляется им с 7-м ангелом Апокалипсиса (Откр 11. 15). В эту эпоху на апостоликов снизойдет благодать Св. Духа и они будут проповедовать до скончания времен.

В 1300 г. Д. находился в Болонье и мог присутствовать при сожжении Сегарелли в Парме; затем, спасаясь от преследований, он перебрался в окрестности Тренто, где встретил теплый прием и нашел много сторонников. В Чимего, к северо-западу от оз. Гарда, Д. познакомился с монастырской воспитанницей Маргаритой, дочерью графини Одерики д'Арко. Маргарита, к-рой источники приписывают необыкновенную красоту, стала верной спутницей Д. (он называет ее сестрой) и вторым лицом в секте. Распространение идей апостоликов вызвало растущее сопротивление властей; неск. еретиков было сожжено. Д. решил перебраться в зап. области Сев. Италии (Пьемонт), возможно, потому, что был оттуда родом и рассчитывал на поддержку земляков. С небольшим количеством последователей (вероятно, неск. десятков) Д. совершил длинный переход в долину р. Сезии (Валь-Сезия; совр. пров. Новара). Примерно к кон. 1303 г. относится 2-е послание Д., содержавшее пророчества на ближайшие годы. Д. писал, что вслед за благочестивым папой Целестином V, к-рый сам отрекся от престола, последовал дурной папа - властный Бонифаций VIII, а того сменит новый дурной папа, к-рый в свою очередь будет повергнут кор. Фридрихом II Сицилийским. Д. ссылается на пророчество Исаии (Ис 16. 14) («Ныне же так говорит Господь: через три года, считая годами наемничьими, величие Моава будет унижено со всем великим многолюдством, и остаток будет очень малый и незначительный»), в подтверждение того, что, как в 1303 г. было покончено с Бонифацием, так в 1304 г. погибнут кардиналы и новый папа, а в 1305 г. будут свергнуты все проч. служители католич. Церкви, и апостолики смогут проповедовать открыто.

В Пьемонте Д. обосновался сначала в средней части долины Сезии, между городками Гаттинара и Серравалле, во владениях графов Бландрата, встретив здесь широкую поддержку населения. Среди сочувствующих Д. был и настоятель церкви в Серравалле Автемий. По инициативе инквизиторов и еп. Верчелли Райнерия (Раньери) эти последователи Д. были осуждены, а он по приглашению глав местной общины перебрался в верховья реки, в горное сел. Кампертоньо. Затем апостолики перешли на гору Бальме («пещеры»), где чувствовали себя в большей безопасности и соорудили там временные жилища.

Количество сторонников Д., по нек-рым, возможно, преувеличенным сведениям, достигало неск. тысяч человек. По вопросу о составе членов секты в исторической лит-ре до наст. времени ведутся дискуссии. С переселением на гору Бальме апостолики перешли к вооруженному противостоянию властям. Для того, чтобы обеспечить себя пропитанием, они совершали набеги в долину, разоряли и грабили церкви, захватывали в плен своих противников, требуя за них выкуп. Как утверждает основной источник сведений об этих событиях, совр. Аноним (враждебно настроенный по отношению к еретикам), они разорили все окрестности местного центра, городка Варалло, на 10 миль, так что его округа опустела, а жители разбрелись в поисках милостыни и к.-л. заработка. Это могло вызвать враждебность населения, однако Статуты о создании союзов для противодействия грабителям, содержащие свидетельства о недовольстве жителей, как было доказано, оказались подделками XVII и XVIII вв. Наибольшей популярностью в наст. время пользуется гипотеза о том, что решающую роль в изменении характера движения сыграли примкнувшие к нему горцы. Действительно, горные области всегда были источниками сопротивления наступавшим с равнины духовным и светским властям. Именно горцы могли составить ядро сопротивления военному ополчению, собранному епископом Верчелли. Изначально число сопровождавших Д. в Валь-Сезию должно было достигать неск. десятков человек, впосл. оно увеличилось, по словам Анонима, до 1,4 тыс. чел. Д. подкреплял решимость соратников, цитируя ветхозаветные и евангельские пророчества о том, что последние сражения развернутся в горах и что придет «с Сиона спасение Израилю» (Пс 52. 7).

Идеал свободы, проповедуемый «апостольскими братьями», заключался прежде всего в освобождении от всех земных и социальных связей и привязанностей, а на последнем этапе - и в оправдании любых действий восставших, причем Д. ссылался на слова ап. Павла: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит 1. 15). В подобном же смысле следует понимать единодушно приписываемую источниками апостоликам общность жен. Женщины у апостольских братьев пользовались равными правами с мужчинами, они могли проповедовать и даже участвовали в войске Д.

На основании знания ВЗ, который он толковал «сердцем», ересиарх объявил себя наивысшим авторитетом. Отлучения, к-рым папа подвергал его сторонников, по мнению Д., не имели силы, а сам он обещал им полное отпущение грехов и вечное спасение.

Для истребления апостоликов епископу Верчелли удалось собрать многочисленное крестоносное ополчение. Получив сведения о размерах войска, Д. и его сторонники ночью покинули лагерь и перебрались на соседнюю высокую гору Парете-Кальва. Здесь они провели более года, совершая набеги на окрестные села. Зимой 1305/06 г., когда восставшим, находившимся в окружении, приходилось есть мышей, собак, конину и отваренное с салом сено, они решили совершить переход через горы. Оставив слабых и больных, они выступили 10 марта 1306 г. и перешли на неприступную гору Цебелло (позднее Рубелло) в окрестностях городка Триверо. Они разграбили Триверо и нападали на местных жителей, епископ Верчелли окружил гору, но апостолики сумели разбить его войско. На вершине они построили дома и укрепления, а примерно в 1,5 км ниже вырыли колодец, соединявшийся с лагерем подземным ходом. В мае Д., сделав вид, что уходит, заманил в засаду отряды епископа - их разгром позволил ему запастись припасами и взять в плен горожан, надеясь впосл. на выкуп.

Тогда епископ обратился к папе Клименту V и получил от него отпущение грехов для крестоносцев и для тех, кто выплатит месячное жалованье на одного солдата для участия в походе против «апостольских братьев». Крестоносцы, построив укрепления вокруг горы Цебелло, обстреливали ее, в т. ч. из осадных машин. В ходе ожесточенного сражения повстанцам вновь удалось отбить атаки осаждавших. Апостолики устроили опорные пункты на 6 окрестных холмах. В дек. 1306 г. их войско захватило последний оплот крестоносцев на вершине напротив горы Цебелло, так что те едва сумели спуститься вниз.

Еп. Райнерий организовал блокаду повстанцев, отрезав все пути снабжения и подступы к их лагерю. С наступлением зимы осажденные несли большие потери от холода и голода. Весной, перед праздником Пасхи, епископ собрал большое войско. Решающее сражение состоялось в Страстной четверг, 23 марта 1307 г. Крестоносцы заняли укрепление на перевале Ставелло и в бою, продолжившемся на равнине, перебили большинство противников, частично сбросив их в реку. Битва длилась весь день. Лагерь на горе Цебелло был разрушен, согласно хронике, погибло ок. 1 тыс. чел. Нек-рые попали в плен, в т. ч. Д., Маргарита и сподвижник Д. Лонгин да Бергамо (иначе Лонджино Каттанео ди Федо или ди Сакко).

В течение 3 месяцев пленных содержали под усиленной стражей в тюрьме, надев оковы на шею, руки и ноги, «с превеликими опасениями и издержками», пока папа не распорядился судить пленников на месте. Они не отреклись от своих убеждений и для наказания были переданы в руки светской власти. Д. провели по улицам и площадям Верчелли, а потом предали огню (1 июня 1307). Упорство Д. и др. «братьев» объясняется, в частности, тем, что, согласно его учению, «осужденные и выданные светским властям еретики… сожженные на костре или преданные смерти иным способом, будут спасены, если до конца останутся верны учению и вере Дольчино, и они попадут в Рай или в Чистилище». Процессы над «апостольскими братьями» продолжались несколько лет, а ересь осуждалась поместными Соборами в Германии и Франции вплоть до 1371 г.

В знак победы над апостоликами на горе Рубелло был построен храм в честь католич. св. Бернарда, а к 600-летию событий (1907) представители местных рабочих орг-ций воздвигли там же обелиск высотой 12 м, разрушенный через 20 лет при фашистском режиме. В 1974 г. обелиск был восстановлен в виде небольшого столба, а в 2006 г. открыта памятная доска, повествующая о горцах из Кампертоньо и др. сел, поддерживавших Д. Оценка Д. до сих пор является предметом острых дискуссий между представителями консервативной и левой публицистики. В советской историографии Д. считался предшественником Дж. Уиклифа, Я. Гуса, М. Лютера, провозвестником анархизма, буржуазно-демократических и социалистических движений.

С 1974 г. при евангелической Церкви вальденсов в Биелле существует Центр изучения деятельности Д., проводятся регулярные научные конференции и др. мероприятия. Центр издает книги и ж. «Rivista Dolciniana». Образ Д. сохранился в народном фольклоре и лит-ре, глава «апостольских братьев» предстает в виде сказочного героя.

Ист.: Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции. Кн. 8. Гл. 84, 121. М., 1997; Benvenuto da Imola. Comentum super Dantis Aldigherii Comoediam. Florentiae, 1887. Vol. 2; Acta S. Officii Bononie ab anno 1291 usque ad annum 1310 / A cura di L. Paolini (con R. Orioli). R., 1982-1984. 3 vol.; Historia fratris Dulcini Heresiarche di anonimo sincrono e De secta illorum qui se dicunt esse de ordine Apostolorum di Bernardo Gui / A cura di A. Segarizzi. Città di Castello, 1907. (RIS; T. 9. P. 5).

Лит.: Mariotti L., pseud. [Gallenga A.] «Historial memoir» of Frà Dolcino and His Times. L., 1853; [Callegari G.] Fra Dolcino: Memorie storiche e considerazioni. Mil., 1889; Tocco F. Gli Apostolici e Fra Dolcino // Archivio storico italiano. Ser. 5. 1897. T. 19. P. 241-277; Begani O. Fra Dolcino nella tradizione e nella storia. Mil., 1901; Haan J., de. De secte des Apostolici en haar leider // Tijdschrift voor geschiedenis. 1927. T. 42. S. 1-32, 144-166; Violini C., Mazzone M. I. Fra Dolcino e la setta degli Apostolici. Torino, 1942; Сказкин С. Д. Первое послание Дольчино // Из истории соц.-полит. идей. М., 1955. С. 122-129; он же. Восстание Дольчино // Он же. Из истории соц.-полит. и духовной жизни Зап. Европы в ср. века. М., 1981. С. 47-53; он же. Исторические условия восстания Дольчино // Там же. С. 249-263; Töpfer B. Die Apostelbrüder und der Aufstand des Dolcino // Städtische Volksbewegungen im 14. Jh. B., 1960. S. 62-84; Anagnine E. Dolcino e il movimento ereticale all'inizio del trecento. Firenze, 1964; Сказкин С. Д., Самаркин В. В. Дольчино и Библия: К вопросу о толковании «Священного писания» как способе революционной пропаганды в средневековьe // СВ. 1973. Вып. 38. С. 84-99; Rotelli E. Fra Dolcino e gli Apostolici nella storia e nella tradizione. Torino, 1979; Orioli R. Venit perfidus heresiarcha: Il movimento apostolico-dolciniano dal 1260 al 1307. R., 1988; Volpe G. Movimenti religiosi e sette ereticali nella società medievale italiana: sec. XI-XIV. R., 1997; Mornese C. Eresia Dolciniana e resistenza montanara. R., 2002; Buratti G. L'anarchia cristiana di fra Dolcino e Margherita. Pollone, 2002; Fra Dolcino e gli Apostolici tra eresia, rivolta e roghi / A cura di C. Mornese e G. Buratti. R., 20043; Бицилли П. М. Салимбене // Он же. Избр. труды по средневек. истории: Россия и Запад. М., 2006. С. 453-468.

М. А. Юсим


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ДОЛЬЧИНО" в других словарях:

  • Дольчино — (итал. Fra Dolcino; ?  1 июня 1307)  ересиарх, глава секты «апостольских братьев» (апостоликов). Происходил из Пьемонта (Новары или Тронтано). Был учеником Джерардо Сегарелли, основателя секты, после казни которого в июне 1300 …   Википедия

  • ДОЛЬЧИНО — (Dolcino) (г. рожд. неизв. – ум. 1307) – вождь крестьянского восстания в Сев. Италии нач. 14 в. О личности Д. известно очень мало; по нек рым данным, он был сыном священника. Судя по его посланиям к единомышленникам, сохранившимся в фрагментарном …   Философская энциклопедия

  • Дольчино — (Dolcino) (?  1307), вождь крестьянско плебейского восстания 1304 07 в северо западной Италии, направленного против феодальных повинностей и церковных властей. Последователь Сегарелли, возглавивший вслед за ним апостоликов. В 1307 повстанцы были… …   Энциклопедический словарь

  • ДОЛЬЧИНО — (Dolcino) (ум. 1307) вождь крест. плебейского восстания в сев. зап. Италии (1304 07). Незаконный сын священника. Судя по сохранившимся во фрагментах в допросных листах инквизиции посланиям Д. к единомышленникам, Д. был образованным по тому… …   Советская историческая энциклопедия

  • Дольчино — (Dolcino)         (умер 1307), вождь крестьянско плебейского восстания в северо западной Италии (1304 07). Ученик и последователь Г. Сегарелли, основателя секты апостоликов (См. Апостолики). Согласно проповедям Д., на земле в результате… …   Большая советская энциклопедия

  • Дольчино — (? 1307) вождь крестьянско плебейского восстания 1304 1307 гг. в Сев. Италии. Бывший послушник францисканского монастыря. Д., бежав оттуда, стал апостоликом, странствующим проповедником. Будучи учеником Сегарелли вел активную пропаганду его… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • ДОЛЬЧИНО (Dolcino) — (? 1307) вождь крестьянско плебейского восстания 1304 07 в северо западной Италии, направленного против феодальных повинностей и церковных властей. Последователь Сегарелли, возглавивший вслед за ним апостоликов. В 1307 повстанцы были разгромлены …   Большой Энциклопедический словарь

  • Зарождение капиталистических отношений в Италии. Раннее возрождение — По уровню материальной и духовной культуры в период развитого феодализма достигли наибольшего расцвета те западноевропейские юсударства, в которых раньше всего создались условия, благоприятные для возникновения капиталистических отношений. Ранние …   Всемирная история. Энциклопедия

  • ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ — (Калабрийский), Джоак кино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (ок. 1132 1202) ит. мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, ок. 1177 избран аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан Джованни ин Фьоре как центр нового,… …   Философская энциклопедия

  • ИТАЛИЯ — (Italia) гос во на юге Европы, в басс. Средиземного м. Терр. И. включает юж. и зап. склоны Альп, Паданскую равнину, Апеннинский п ов, крупные о ва Сардинию и Сицилию и многочисл. мелкие острова. Пл. 301,2 тыс. км 2. Нас. 50 464 тыс. чел. (по… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»