- ДРОКТОВЕЙ
Дроктове́й [лат. Droctoveus] († ок. 580), прп. (пам. зап. 10 марта), 1-й настоятель мон-ря Св. Креста и св. Викентия в пригороде г. Паризии (ныне ц. Сен-Жермен-де-Пре в Париже).
Древнее Житие Д., составленное в меровингскую эпоху (V-VIII вв.), было утрачено в сер. IX в., во время разорения норманнами мон-ря Сен-Жермен-де-Пре. Вскоре после этого мон. Гислемар составил новое Житие. Из-за скудости источников сочинение Гислемара содержит мало сведений о преподобном. Эти сведения в Житии восполнены рассказом об основании мон-ря Св. Креста и св. Викентия. Сохранилась также краткая элегия в честь Д., написанная его современником свт. Венанцием Фортунатом. Эта элегия и Житие свт. Германа, еп. Паризиев, автором которого был Венанций Фортунат, послужили для Гислемара основными источниками сведений.
Д. род. ок. 530 г. В юности он поступил в мон-рь св. Симфориана в г. Августодун (совр. Отён), где подвизался под рук. свт. Германа (впосл. епископ Паризиев). Согласно Гислемару, в этом мон-ре были приняты уставы прп. Антония Великого и свт. Василия Великого. Возможно, такие же уставы были введены в основанном свт. Германом и кор. франков Хильдебертом I (511-558) мон-ре Св. Креста и св. Викентия. Гислемар сообщает, что настоятелем мон-ря стал Д., но, согласно дополнениям к соч. Аймоина из Флёри «История франков», им был некто Автарий (Aimonius Monachus. Historia Francorum. XI 20. 36). Там же сообщается, что Д. был назначен настоятелем после смерти Автария по просьбе кор. Хлотаря I (511- 561). Однако Автарий, вероятно, не был настоятелем, т. к. строительство мон-ря не было окончено при жизни кор. Хильдеберта I. Освящение монастырской церкви совпало с погребением в обители кор. Хильдеберта (дек. 558). Возможно, преемник Хильдеберта Хлотарь I утвердил Д. в качестве настоятеля вновь основанного мон-ря. Инициатива назначения Д. могла исходить не от короля, а от свт. Германа, к-рый специально вызвал преподобного из Августодуна. Автор дополнений к сочинению Аймоина из Флёри, работавший в мон-ре Сен-Жермен-де-Пре, мог взять имя Автарий из монастырских поминальных диптихов, где оно стояло перед именем Д. Однако наличие имени Автарий в монастырском поминовении не означало, что тот был настоятелем мон-ря.
Достоверных сведений об управлении Д. мон-рем и кончине преподобного не сохранилось. Гислемар в Житии Д. сообщает лишь о его добродетелях. Венанций Фортунат также пишет о добродетелях Д., называя его своим отцом «по любви», шествующим по стопам учителя - свт. Германа. Согласно дополнениям к сочинению Аймоина из Флёри, Д. скончался почти одновременно со свт. Германом (576). Имя Д. содержится в Мартирологе Узуарда (70-е гг. IX в.) и было внесено кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог.
Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 36-40; Venantius Fortunatus. Carmina. IX 11 // PL. 88. col. 310-311; Usuardus Sangermanensis. Martyrologium // PL. 103. col. 829; MartRom. P. 92.
Лит.: Fusconi G. M. Drottoveo // BiblSS. Vol. 4. col. 841-842; Leclercq H. Germain // DACL. Vol. 6. Col. 1102-1150.
Д. В. Зайцев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.