- ДУБЯНСКИЕ
один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями.
Феодор Яковлевич
Протопр. Феодор Дубянский. Портрет. 1761 г. Худож. А. П. Антропов (ГЭ)
Протопр. Феодор Дубянский. Портрет. 1761 г. Худож. А. П. Антропов (ГЭ) (1691, с. Понорница, ныне Черниговской обл.- 27.11.1769, С.-Петербург), протопр., духовник императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Выходец из укр. духовенства. Родом из укр. вотчины цесаревны Елизаветы Петровны, там же принял священнический сан. Женился на дочери прот. Константина Шарогородского, духовника цесаревны. После смерти Шарогородского в 1735 г. унаследовал его место. По восшествии на престол Елизаветы Петровны стал протопресвитером, настоятелем Благовещенского собора в Московском Кремле (с 1749) и собора Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце в С.-Петербурге (с 1754). Известно, что Ф. Я. подарил в ризницу Благовещенского собора Московского Кремля золотые сосуды весом более 7 фунтов.Благодаря близости к фавориту императрицы А. Г. Разумовскому Ф. Я. пользовался влиянием в придворных кругах. Слыл ловким царедворцем, устроившим родственников при дворе. Сопровождал императрицу в поездках. Елизавета Петровна передавала распоряжения Святейшему Синоду через Ф. Я., к-рый зачастую действовал вопреки позиции Синода и даже вмешивался в назначение епископов. В. О. Ключевский в обзоре царствования Елизаветы Петровны писал, что она была послушной духовной дочерью Ф. Я. на протяжении всего периода правления (Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. М., 1989. Т. 4. С. 313). По одной из версий, именно по настоянию духовника императрица в 1742 или 1744 г. тайно венчалась церковным браком с Разумовским. По нек-рым данным, таинство совершил Ф. Я. в ц. Знамения с. Перова под Москвой.
В 1744 г. Ф. Я. освятил ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Рыбной слободе (ныне в черте С.-Петербурга). В 1744-1747 гг. ему были пожалованы поместья (8 тыс. крестьян) в окрестностях Чернигова и С.-Петербурга, в т. ч. Кёрстовская вотчина в Ямбургском у. С.-Петербургской губ. (1746), имение Шапки на р. Тосна и мыза Порецкая в Шлиссельбургском у., мыза Богуславка (Богословка) на правом берегу Невы (1747). В нояб.-дек. 1748 г. в Кёрстове он построил в стиле укр. барокко деревянную ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (не сохр.), послужившую образцом при строительстве Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в С.-Петербурге. С 1743 г. владел домом на Фонтанке близ подворья Троице-Сергиевой лавры, с 1751 г. особняком З. Г. Чернышёва на Миллионной ул. с Преображенской ц. (в наст. время на этом месте Новый Эрмитаж), с 1762 г. бывш. Вологодским подворьем с ц. вмц. Варвары на 1-й линии Васильевского о-ва. В 1754-1756 гг. по его проекту для Измайловского полка в С.-Петербурге был выстроен деревянный Троицко-Измайловский собор в виде равноконечного греч. креста с портиками.
В 1754 г. Ф. Я. крестил вел. кн. Павла Петровича (впосл. имп. Павел I). В 1758 г., во время дела о заговоре А. П. Бестужева-Рюмина, ходатайствовал перед Елизаветой Петровной за вел. кнг. Екатерину Алексеевну (впосл. имп. Екатерина II), замешанную в заговоре, и помог ей избежать высылки. Стал ее духовником. В 1761 г. возведен в потомственное дворянство (Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб., 1798, 1992р. Ч. 2. С. 141-142; Бобринский А. Дворянские роды, внесенные в Общий гербовник Российской Империи. СПб., 1890. Ч. 2. С. 505).
Ф. Я. сохранял определенное влияние и после воцарения Екатерины II. Так, вместе с большой царской свитой и членами Синода он посетил ростовский Спасо-Иаковлевский мон-рь в мае 1763 г., поклонился мощам свт. Димитрия (Туптало). Ф. Я. был хорошим проповедником, хотя лит. наследия не оставил.Похоронен в алтаре Лазаревской ц. в Александро-Невском мон-ре (впосл. лавра), могила не сохранилась.
Е. В. Анисимов
Облик Ф. Я. запечатлен на портрете 1761 г. работы худож. А. П. Антропова (ГЭ - Религиозный Петербург / ГРМ. СПб., 2004. С. 422), созданном в год 70-летия протопресвитера и получения им дворянства. Он представлен вполоборота влево, в рясе с цветочным орнаментом, на груди на ленте - наперсный крест с драгоценными камнями, голова не покрыта, в правой руке посох, в левой - развернутый свиток с текстом: «Хвали, душе моя, Г[оспо]да...» Тогда же (в надписи: «...жилъ - 70 летъ») выполнена гравюра с погрудным изображением в овале - в правом повороте, в такой же рясе, с панагией на груди, с узнаваемым лицом (крупные черты, волосы на прямой пробор, окладистая борода); вторые отпечатки дополнены гербом и подписью (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 733-734).
Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 43. Д. 72. Л. 9; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 7391, 8076, 8861, 9259; ГАЯО. Ф. 145. Оп. 1. Д. 11. Л. 8-9.
Лит.: Сильвестр Кулябка, архиеп. С.-Петербургский // Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1878. Вып. 6. С. 33, 43; Озеров М., свящ. Скорбященская ц. в Керстово // Там же. СПб., 1885. Вып. 10. С. 376-392; Екатерина II, имп. Зап. СПб., 1907. М., 1989р. С. 152, 164, 186, 254, 279, 359, 365, 383, 447-449, 455-456, 553-554; Шаховской Я. П. Зап. // Империя после Петра: 1725-1765 гг. М., 1998. С. 68, 342; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 2003; Мурашова Н. В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы С.-Петербургской губ.: Кингисеппский р-н. СПб., 2003. С. 96-99, 150.
Я. Э. З.
Михаил Федорович
(1734, С.-Петербург - 9.08.1776, там же), старший сын протопр. Феодора Яковлевича Д. В 1762 г. он, в чине секунд-майора гвардейского конного полка, принимал участие в возведении на престол буд. имп. Екатерины II. В награду получил вотчину и 600 душ крепостных. После смерти отца ему в наследство досталась мыза Богословка. Он умер на 43-м году жизни в чине бригадира, немногим пережив отца и не дождавшись появления последнего сына. У М. Ф. было 4 детей: Федор, Дмитрий, Александр (родившийся через 7 месяцев после смерти отца) и Варвара ( в замужестве Зиновьева). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Саитов В. И. Петербургский некрополь. СПб., 2006. Т. 2. С. 96).
Яков Федорович
(1745-1807), младший сын протопр. Феодора Яковлевича Д., член С.-Петербургского Английского собрания (1774-1780). Был ревностным масоном и вел. мастером ложи «Астрея», основателем ложи «Немезида». После смерти отца стал владельцем имения Шапки, построил каменную ц. Покрова Пресв. Богородицы (1786, разрушена в 1944), впосл. село стало называться Покровское. Сохранились лишь чертежи храма, аналогом к-рого считают Екатерининский собор в Ямбурге (ныне Кингисепп) по проекту архит. А. Ринальди. Сын Я. Ф. Александр Яковлевич (1771-1851), продав в 1817 г. часть земель имения Шапки, основал новую усадьбу Александровскую, в к-рой в 1851 г. гостил 11-летний П. И. Чайковский (в память об этом установлена мемориальная доска).
Федор Михайлович
(5.02.1760, С.-Петербург - 4.08.1796, там же), сын Михаила Федоровича Д., композитор-любитель. Кавалер ордена св. Владимира 3-й степени, состоял на военной службе в чине бригадира, затем служил советником и членом правления Гос. заемного банка. Одаренный музыкант-любитель, композитор и скрипач, он был одним из создателей раннего рус. романса. Трагическая гибель Ф. М. произвела глубокое впечатление на современников: он утонул в Неве, переезжая с друзьями на лодке с дачи Богословка в город во время бури. Скорбные эпитафии на его кончину были написаны Г. Р. Державиным («Потопление» // Державин Г. Р. Полное собр. стихотворений. Л., 1957. С. 239. (Б-ка поэта; Большая сер.)) и И. И. Дмитриевым («Надгробие Ф. М. Д.» // Дмитриев И. И. Соч. СПб., 1895. С. 135). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, на памятнике высечена стихотворная эпитафия, составленная его младшим братом Александром (Саитов. Петербургский некрополь. Т. 2. С. 97).
Муз. наследие Ф. М. невелико: в 1795 г. в «Карманной книге для любителей музыки» было опубликовано его 6 рус. песен, среди к-рых - знаменитая «Стонет сизый голубочек» (слова Дмитриева) и одна из лучших песен доглинкинской эпохи - «Уже со тьмою нощи» (слова В. В. Капниста). Песня «Стонет сизый голубочек» Дмитриева-Дубянского приобрела такую популярность, что может быть песенным символом эпохи рус. сентиментализма, вскоре она стала считаться народной. Ее напев лег в основу мн. «русских песен» разных поэтов («Здесь под сенью древ ветвистых» Д. И. Вельяшева-Волынцова, «Вянут, вянут стебелечки» Г. Высоцкого, «Грустно жить в тоске и скуке» К. Ф. С. и др.). Именно эту песню А. С. Пушкин использовал для характеристики сентиментальной Параши в поэме «Домик в Коломне».
В ряде источников (ЭС; Лобанов-Ростовский А. Б. Рус. родословная книга. СПб., 1895. Т. 1. С. 192) ошибочно говорится, что род Д. пресекся после смерти внука протопресвитера - Петра Яковлевича (23 авг. 1774 - 15 мая 1822). 2 младших брата Ф. М.- Дмитрий Михайлович и Александр Михайлович были известны в 1-й пол. XIX в. как любители церковного пения; кроме того, в разных источниках правнуки и праправнуки протопр. Феодора упоминаются на рубеже XIX и ХХ вв.
Лит.: Левашева О. Е. «Российская песня» и ее создатели // Рус. вокальная лирика XVIII в. М., 1972. С. 339-343. (ПРМИ; 1); Огаркова Н. А. Дубянский Ф. М. // Музыкальный Петербург: XVIII в. СПб., 2000. Кн. 1. С. 316-318.
Дмитрий Михайлович
(1769, С.- Петербург - 12.12.1825, там же), сын Михаила Федоровича Д., церковнопевч. деятель. Коллежский советник и кавалер ордена св. Анны 2-й степени и св. Иоанна Иерусалимского, член комиссии по составлению законов. После смерти Д. С. Бортнянского Д. М. был избран директором Придворной певч. капеллы (с 15 окт. 1825), но в этой должности прослужил менее месяца. Сведения о его муз. творчестве отсутствуют. И. А. Гарднер, исходя из того, что Ф. П. Львов был назначен на эту должность 20 марта 1826 г. (Гарднер. Богослужебное пение. Т. 2. С. 311), ошибочно считает, что Д. М. был директором капеллы 4 месяца.
Александр Михайлович
(8.03.1777, С.-Петербург - 23.05.1843, там же), автор песнопений. Действительный статский советник. Его церковные песнопения были опубликованы под фамилией Дубенский. После смерти старшего брата Федора он унаследовал дачу на мызе Богословка (перестроена архит. В. И. Беретти в 1828-1831), к нему перешел особняк на Фонтанке, 46. Надпись на памятнике на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры: «Любезному дяде моему» свидетельствует о том, что он умер бездетным.
А. М. был популярен в муз. среде С.-Петербурга как композитор-любитель, владелец и руководитель одного из лучших крепостных хоров. Он был вхож во мн. литературно-художественные салоны. Известно о концерте, устроенном в доме Д. А. Державиной 25 марта 1821 г. с участием скрипача А. Ф. Львова, виолончелиста кн. Н. Б. Голицына, композитора А. И. Лизогуба и дирижера Л. В. Маурера, где А. М. исполнил одну из сольных партий в оратории Й. Гайдна «Сотворение мира» вместе с испан. консулом Г. Сеа-де-Бермудцем (Сеаном Бермудесом). В выступлении участвовали хор певчих А. М. и оркестры В. А. Всеволожского и П. И. Юшкова. Сыновья композитора А. Н. Титова вспоминали муз. вечера в родительском доме, на к-рых хозяева музицировали вместе с гостями братьями Дмитрием Михайловичем и А. М., виолончелистом Б. Ромбергом. На этих вечерах бывали композитор Д. Штейбельт, балерины Н. Н. Новицкая, М. Н. Иконина и Е. И. Колосова, актриса Н. С. Семёнова и тенор В. М. Самойлов (Отеч. зап. 1821. Ч. 6. № 12. С. 99-103; Сын отечества. 1821. Ч. 68. № 14. С. 339-341; Соколова А. М. Концертная жизнь // История рус. музыки: В 10 т. М., 1986. Т. 4. С. 277). Хор А. М. активно выступал в сборных филармонических концертах в сер. 10-х гг. XIX в. Так, 14 дек. 1817 г. «С.-Петербургские ведомости» (№ 100. 1-е приб.) извещали о выступлении хора А. М. в концерте контрабасиста Д. Далль'Окка и кларнетиста Тушинского, 5 апр. 1818 г.- в концерте того же контрабасиста, арфистки Сент-Пре, гитариста М. Т. Высоцкого. В воспоминаниях и письмах С. Д. Шереметева к С. В. Смоленскому (РДМДМ. Т. 6. Кн. 1 (в печати)) отмечается, что в тот период певчие А. М. не уступали по уровню муз. исполнения крепостной капелле гр. Н. П. Шереметева и Придворной певч. капелле. Качеством исполнения хор привлекал внимание мн. столичных меломанов, специально посещавших богослужения в домашней церкви А. М. во дворце на Фонтанке, близ Аничкова моста. К 1817 г. относятся детские воспоминания известного муз. теоретика и композитора Ю. К. Арнольда, присутствовавшего на богослужении, где хор, отличавшийся качеством голосов певчих и стройностью ансамбля, исполнял сочинения А. Л. Веделя. Устаревшая к этому времени манера пения солирующим тенором разнообразных рулад и пассажей в веделевских композициях показалась 6-летнему мальчику неестественной (Арнольд Ю. К. Воспоминания. М., 1892. Вып. 1. С. 26-27).
В те же годы хор А. М. состоял при ц. ап. Павла при Мариинской больнице для бедных. Это было одно из первых богоугодных учреждений, основанных имп. Марией Феодоровной после смерти супруга (освящение церкви состоялось в 1805). С 1818 по 1833 г. в этой церкви служил прот. Петр Турчанинов, известный духовный композитор, к-рый проводил занятия с певчими А. М. и улучшил их исполнительское мастерство (Турчанинов П. И. Автобиография // Домашняя беседа. 1863. Вып. 5. С. 120-121).
А. М. начал сочинять духовную музыку, вероятно на рубеже XVIII и XIX вв. Стиль его песнопений по манере близко примыкает к стилю «итальянской» школы хоровых композиций, однако излишние чувствительность, эмоциональность, даже в какой-то степени слащавость свидетельствуют об «изживании» этого направления в рус. духовной музыке и о расцвете сентиментализма. На склоне лет Арнольд (знакомый уже с песнопениями Чайковского) писал об этой манере сочинения как о слащавой и жеманно-драматической. В это время наследие композиторов рубежа XVIII и XIX вв. почти единогласно подвергалось критике за излишнюю «светскость». Тем не менее «Отче наш» А. М. с соло дисканта до наст. времени звучит за богослужением, в 30-х гг. XX в. оно пелось даже в правосл. церкви в Харбине (Троицкая С. Русский Харбин: Восп. Брисбен, 1995). Из произведений А. М. не найдены «Милость мира» № 1 ля минор и № 2 до мажор, упомянутые в «Каталоге» Б. В. Решке (М., 1912. № 4: Сент.). Встречается неверное атрибутирование духовно-муз. сочинений А. М. его старшему брату - Федору Михайловичу.
Муз. соч.: Арх.: Б-ка изд-ва «Живоносный Источник» в Царицыно (М.): «Тебе поем», фа минор: Ркп. Изд.: «Отче наш», до мажор // Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов. № 21: Венчание / Под. ред. М. А. Лагунова. Пг.[: П. М. Киреев], 1916. С. 17; «Верую», ре мажор [с ремаркой «тихое»] // Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов для муж. хора. № 8: На литургии / Аранжировка и ред.: Е. С. Азеев. СПб., 1914. С. 92.
А. В. Лебедева-Емелина
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.