ДУН ЧЖУНШУ

ДУН ЧЖУНШУ

(190 или 179-120 или 104 гг. до Р. Х.), кит. философ и гос. деятель, «Конфуций эпохи Хань» (206 г. до Р. Х.- 220 г. по Р. Х.), придавший конфуцианству характер гос. идеологии; один из лидеров «школы новых текстов» (др. название - «школа текстов новых письмен»). Род. в Гуанчуани (совр. у. Хэншуй пров. Хэбэй). Происходил из знатной семьи. При ханьском имп. Цзин-ди Д. Ч. занимал должность ученого, обязанностью к-рого было объяснение классических конфуцианских сочинений. Был министром и инициатором введения основанных на конфуцианских канонах гос. экзаменов на чиновничьи должности (экзаменационная система (кэ цзюй) важнейший социально-идеологический институт Китайского гос-ва, действовала до нач. XX в.). Д. Ч. преподавал в имп. высшей школе, был учителем основоположника кит. историографии Сыма Цяня (II-I вв. до Р. Х.).

Д. Ч. разработал в рамках конфуцианства натурфилософию, в к-рой соединил идеи даосизма и инь-ян цзя. По представлениям Д. Ч., все в мире происходит из первоначала (первопричины (юань)), аналогичного «Великому пределу» (тай цзи), состоит из пневмы (ци) и подчиняется неизменному дао. Действие дао проявляется прежде всего в последовательном возобладании противоположных сил ян и инь и циркуляциях «взаимопорождающих» и «взаимопреодолевающих» 5 элементов (у син). Впервые в кит. философии двоичная и пятеричная классификационные схемы - инь-ян цзя и у син - были сведены Д. Ч. в единую систему, охватывающую весь универсум. Пневма наполняет Небо (тянь) и Землю, как незримая вода, в к-рой человек подобен рыбе. Он - микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму (Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Подобно моистам (см. ст. Моизм), Д. Ч. наделял Небо «духом» (шэнь) и «волей» (и). Небо, не говоря и не действуя (у вэй), проявляет дух и волю через государя, «совершенномудрых» и природные знамения.

Решая фундаментальную для конфуцианства проблему «[индивидуальной] природы» (син) человека, Д. Ч. утверждал, что, подчиняясь универсальному дуализму сил ян и инь, человеческая природа делится на добротворную (ян) природу и злотворную (инь) чувственность (цин). «Добро» (шань), как атрибут человеческой «природы», имеет относительный характер: человеческая природа может считаться доброй в сравнении с природой птиц и зверей, но не с «природой» «совершенномудрых», у к-рых «природа» иная, чем у «средних» людей, чья природа также отличается от природы «ничтожных». «Добро» потенциально присуще человеческой природе, к-рая от рождения обладает добрым началом: «Человеческая природа подобна рису на корню, добро - рису в зерне». Признание актуальной нейтральности изначальной человеческой природы сближает Д. Ч. с Конфуцием, оценка ее как потенциально доброй - с Мэн-цзы, а упор на социализацию как на фактор формирования добра в человеке - с Сюнь-цзы (в этом пункте Д. Ч. соглашался с политическими противниками - легистами (см. ст. Легисты), одобрив их метод наград и наказаний как необходимую фазу инь наряду с морально-духовным воздействием фазы ян).

Д. Ч. признавал существование 2 видов судьбоносного «предопределения» (мин): исходящего от природы «великого предопределения» и исходящего от человека (общества) «изменяющегося предопределения». Историю он рассматривал как циклический процесс, состоящий из 3 этапов (династий), каждому этапу соответствуют цвет, являющийся символом (черный, белый, красный), и те или иные добродетели (преданность (чжун), почтительность, культура (вэнь)).

Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Д. Ч. целостная онтолого-космологическая интерпретация общественно-гос. устройства, основанная на учении о взаимном «восприятии и реагировании Неба и человека» (тянь жэнь гань ин). По представлениям Д. Ч., не «Небо следует дао», как у Лао-цзы, а «дао исходит из Неба», являясь связующим звеном между Небом, Землей и человеком. Наглядное воплощение этой связи - иероглиф «ван» (государь), состоящий из 3 горизонтальных черт (символизирующих триаду: Небо-Земля-человек) и вертикали, пересекающей их и символизирующей дао. Соответственно постижение дао - главная функция государя. Фундамент общественно-гос. устройства составляют «три устоя» (сань ган), производные от неизменного, как Небо, дао: «Правитель является устоем для подданного, отец - для сына, муж - для жены». В этом небесном «пути государя» (ван дао) 1-й член каждой пары знаменует собой господствующую силу ян, 2-й - подчиненную силу инь. Подобная конструкция отражает влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и более позднего офиц. конфуцианства.

Наследие Д. Ч.- 82 философских и социально-политических эссе, названные составителями «Чунь цю фань лу» (Обильные росы весен и осеней). Эти эссе как «Три доклада о небе и человеке» (Тянь жэнь сань цэ) были включены в посвященную Д. Ч. гл. 56 «Истории [династии] Хань» (Хань шу).

Соч.: О небе и человеке. О познании / Пер.: М. Л. Титаренко // Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 240-243; Чунь цю фань лу (Обильные росы весен и осеней) / Пер.: А. С. Мартынов // Древнекит. философия: Эпоха Хань. М., 1990. С. 112-127.

Лит.: Franke O. Studien zur Geschichte des Konfuzianischen Dogmas u. d. chinesischen Staatsreligion: Das Problem des Tsch'un-ts'iu und Tung tschung-schu's Tsch'un-ts'iu fan-lu. Hamburg, 1920; Быков Ф. С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжуншуна // Китай. Япония: История и филология. М., 1961. С. 117-130; Чжоу Фучэн. Лунь Дун Чжуншу сысясн (Об идеях Дун Чжуншу). Шанхай, 1962 (на кит. яз.); Шестакова Т. Г. К вопр. о филос. основе ист. концепции конфуцианства // Из истории кит. философии: Становление и осн. направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978. С. 90-97; Tung Chung-shu Ch«un-ch«iu Fan -lu- Üppiger Tau des Frühling-und-Herbst-klassikers / Übers., Annot. R. H. Grassman. Bern, 1988; Queen S. A. From Chronicle to Canon: The Hermeneutics of the Spring and Autumn, according to Tung Chung-shu. Camb.; N. Y., 1996; Фэн Юлань. Краткая история кит. философии / Пер. с англ.: Р. В. Котенко. СПб., 1998. С. 215-226; Bujard M. Le sacrifice au ciel dans la Chine ancienne: Théorie et pratique sous les Han occidentaux. P., 2001; Гране М. Китайская мысль / Пер. с франц.: В. Б. Иорданский. М., 2004. С. 385-390.

А. И. Кобзев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ДУН ЧЖУНШУ" в других словарях:

  • ДУН ЧЖУНШУ — (190 или 179 120 или 104 до н.э). Китайский философ и государственный деятель, Конфуций эпохи Хань (206 до н.э. 220 н.э.), придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров школы новых текстов (или школы текстов новых… …   Энциклопедия Кольера

  • ДУН ЧЖУНШУ —         Дун Гуйянь (180 115 или 179 104 дон. э.), кит. философ, представитель конфуцианства, именуемый иногда «Конфуцием эпохи Хань». Род. в местности Гуанчуань (уезд Цзаоцян на Ю. В. совр. пров. Хэбэй). В период правления Цзин ди (156 141 дон. э …   Философская энциклопедия

  • Дун Чжуншу — 董仲舒 Дата рождения: ок. 179 г. д …   Википедия

  • Дун Чжуншу — Дун Гуйянь (II в. до н. э.), китайский философ, «Конфуций эпохи Хань», придавший конфуцианству характер государственной идеологии. Один из лидеров так называемой школы новых письмён. Был министром, инициатор введения государственных экзаменов на… …   Энциклопедический словарь

  • ДУН ЧЖУНШУ — Гуйянь (2 в. до н. э.), китайский философ, Конфуций эпохи Хань , придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров т. н. школы новых письмен. Был министром; инициатор введения государственных экзаменов на должности… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДУН ЧЖУНШУ — (187 120 до н. э.), древнекит. гос. деятель, философ и педагог, ревностный поборник конфуцианства. Представления Д. Ч. о природе человека представляли синтез идей Мэн цэы, Сюнь цзы и др. По мнению Д. Ч., умелым воспитанием можно развить у… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • дун чжуншу — 190 или 179, Гуанчуань (совр. уезд Хэншуй пров. Хэбэй), 120 или 104 до н.э. Философ и гос. деятель, Конфуций эпохи Хань (206 до н.э. 220 н.э.), придавший конфуцианству характер гос. идеологии, один из лидеров школы новых текстов (или школы… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Дун Чжун-шу — Дун Чжуншу (кит. 董仲舒; ок. 179 104 гг. до н. э.) конфуцианский философ, который в качестве приближенного советника императора У ди добился изгнания из правительства приверженцев конкурирующих идеологий и провозглашения конфуцианства господствующей …   Википедия

  • Дун (фамилия) — Иероглиф клана Дун Дун китайская фамилия ( клан ) . 董 директор . Известные Дун Дун Боди, Патрик Дун Фанчжо (кит. упр. 董方卓, пиньинь: Dǒng Fāngzhuō; род. 1985) китайский футболист. Дун Цичан ( …   Википедия

  • Дун Цичан — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»