ДУХОВНО-УЧЕБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ДУХОВНО-УЧЕБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

при Святейшем Синоде, орган управления духовными школами, существовавший в 1839-1867 гг. Инициатива его создания принадлежала обер-прокурору Святейшего Синода гр. Н. А. Протасову.

До учреждения Д.-у. у. существовала Комиссия духовных училищ, к-рая не подчинялась Синоду, работала на коллегиальной основе, в ее состав входили архиереи, высшие чиновники, а возглавлял ее первоприсутствующий член Синода. В 30-х гг. XIX в. в рамках общего изменения церковно-политического курса, которое было ориентировано на укрепление церковной дисциплины, Протасов поставил вопрос о пересмотре уставов духовных школ 1814 г. Он собирался ужесточить бюрократический порядок управления духовными школами и принципиально пересмотреть учебные планы, ориентировать учебный процесс в семинариях на подготовку сельских пастырей. Предполагалось отменить в семинариях преподавание философии, сократить изучение догматического богословия, математики, греч. языка, расширить преподавание катехизиса, богослужебного устава, церковного пения, а также ввести агрономию, иконописание, в епархиях с «инородческим» населением - языки местных народов. Этому решительно воспротивился член Комиссии духовных уч-щ митр. Московский св. Филарет (Дроздов), к-рый подчеркивал, что в задачи семинарий входит, в частности, подготовка абитуриентов ДА, поэтому семинарское образование должно сохранить высокий теоретический уровень. Митр. Филарета поддержали и др. члены комиссии. Тогда Протасов обратился к имп. Николаю I, который одобрил предложения обер-прокурора. По словам Протасова, император был удивлен, когда узнал, что в семинариях преподают философию: «Как? У духовных есть философия, эта нечестивая, безбожная, мятежная наука? Изгнать ее» (см.: Смолич. История РЦ. Кн. 8. Ч. 1. С. 428). В результате конфликта обер-прокурора с Комиссией духовных уч-щ последняя была упразднена, вместо нее учреждалось Д.-у. у. с урезанными полномочиями.

1 мая 1839 г. за подписью имп. Николая I вышел «Устав Духовно-учебного управления Святейшего Синода» (2 ПСЗ. Т. 14. № 12070), в преамбуле которого говорилось: «Мы признали за благо сосредоточить в Святейшем Синоде как в едином главном духовном правительстве империи Нашей высшее заведование духовно-учебною частью, которое доселе вверено было особой Комиссии духовных училищ, а надзор за повсеместным исполнением существующих по сей части законов вверить обер-прокурору Святейшего Синода». Д.-у. у. прямо подчинили обер-прокурору, оно представляло собой не коллегию, а канцелярию, в штаты к-рой входили чиновники. Управление, возглавляемое директором, состояло из общего присутствия, 2 отд-ний (учебно-ученых и хозяйственных дел с книжным магазином и чертежной при последнем), секретарского стола, бухгалтерии и казначейства. Первым директором был назначен протеже Протасова А. И. Карасевский, ранее бывший чиновником в канцелярии Комиссии духовных уч-щ. При нем Д.-у. у. были подготовлены утвержденные Николаем I в 1840 г. новые «Правила» преподавания в духовно-учебных заведениях, отражавшие идеи Протасова, хотя и в неск. смягченном виде. Важнейшими предметами для преподавания в семинариях в «Правилах» объявлялись пастырское богословие и гомилетика, философия была заменена логикой и психологией, из числа общеобразовательных предметов в учебных планах были оставлены российская словесность, история, физика, геометрия и классические языки, но количество часов, отводимых преподаванию греч. и лат. языков, существенно сокращалось, древнеевр. и новые языки были переведены в число факультативных предметов. Вместо упраздненных дисциплин вводились основы медицины, сельское хозяйство, в отдельных семинариях - иконописание и «инородческие» языки. В учебные планы по богословию были включены библейская история и историческое учение об отцах Церкви, больше времени уделялось изучению рус. церковной истории, вводились катехизические беседы с воспитанниками, призванные служить образцом для бесед священника с прихожанами. В академическом образовании также увеличили количество часов на изучение истории Русской Церкви, ввели новые курсы педагогики, патристики, логики и психологии. Согласно «Правилам», приходские училища соединялись с уездными, курс обучения в них разделялся на 3 двухлетних отд-ния. Д.-у. у. приняло меры для укрепления материального положения духовных школ, улучшения питания воспитанников, повышения окладов преподавательского состава. Изменения в учебных планах и программах духовно-учебных заведений происходили на протяжении всего периода деятельности управления, особенно активно в 40-х - нач. 50-х гг. С 1840 г. действовал Комитет для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях.

После смерти Протасова в 1855 г. Карасевский стал обер-прокурором Синода, и. о. директора Д.-у. у. был назначен вице-директор И. И. Домонтович. Впосл. пост директора занимали, в частности, К. С. Сербинович (1856-1859), кн. С. Н. Урусов (1859-1864), последним главой управления (в должности заведующего) стал Ф. М. Сухотин (1866-1867). Очередная реформа духовной школы, проведенная в 1867-1869 гг., была осуществлена после упразднения Д.-у. у., но ее подготовка началась еще в 1860 г. Она велась специально учрежденным для этого Комитетом по соображениям о преобразовании духовных уч-щ, председателем которого был Херсонский архиеп. Димитрий (Муретов). В 1866 г. по инициативе обер-прокурора Синода гр. Д. А. Толстого был создан новый комитет под председательством Киевского митр. Арсения (Москвина). Свои планы и предложения комитеты согласовывали с Д.-у. у. Параллельно рассматривался проект преобразования управления, представленный архиеп. Димитрием (Проекты преобразования центрального управления духовными училищами, оставшиеся от 1862 г.: Ист. справка // ПрибЦВед. 1908. № 2. С. 68-81), а также частные проекты Н. П. Гилярова-Платонова и др.

По инициативе Толстого 14 мая 1867 г. Д.-у. у. было упразднено, а его функции перешли к новому учреждению - Учебному комитету при Синоде. Комитет, как раньше Комиссия духовных уч-щ, был создан на коллегиальной основе с канцелярией в качестве исполнительного органа.

Ист.: 2 ПСЗ. Т. 14. № 12070; Т. 42. № 44570; Извлеч. из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1840 г. СПб., 1841.

Лит.: Флоровский. Пути русского богословия. 19884. С. 202-230; Смолич. История РЦ. Кн. 8. Ч. 1. С. 418-451; Сухова Н. Ю. История центральных органов управления духовно-учеб. заведениями в России, 1807-1918 гг. // Вестн. архивиста. 2001. № 6. С. 264-302; она же. Высш. духовная школа: Проблемы и реформы (2-я пол. XIX в.). М., 2006; Цыпин В. А., прот. История РПЦ: Синод. и новейший периоды: 1700-2005. М., 20062. С. 195-204.

Прот. Владислав Цыпин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ДУХОВНО-УЧЕБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" в других словарях:

  • Управление проектированием — Управление проектированием  это организационно техническая деятельность, которая в рамках условий поставленной задачи позволяет наилучшим образом разработать проектную документацию на новую продукцию. Содержание 1 Проектная деятельность 1.1 …   Википедия

  • Россия. Просвещение: Учебное дело — А. Учебное дело. 1) Исторический очерк развития учебного дела в России. Первые дошедшие до нас сведения о массовом образовании старой Руси рисуют картину весьма печальную. Известны жалобы новгородского архиепископа Геннадия (XV в.), относящиеся к …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Синод правительствующий — Святейший Всероссийский Правительствующий С. есть соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквями правительство, через которое действует в церковном… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Скворцов, Иоанн Михайлович — кафедральный протоиерей Киево Софийского собора, заслуженный ординарный профессор университета Святого Владимира и Киевской Духовной Академии, доктор богословия, сын священника Нижегородской губернии, Ардатовского уезда, села Стыткова (Стескова) …   Большая биографическая энциклопедия

  • Скворцов, Иван Михайлович — Иван (Иоанн) Михайлович Скворцов (1795  5 (17) августа 1863)  священнослужитель Русской православной церкви, кафедральный протоиерей Киево Софийского собора, заслуженный ординарный профессор университета Святого Владимира и Киевской… …   Википедия

  • Протасов, граф Николай Александрович — генерад адъютант, обер прокурор Святейшего Синода, член Государственного Совета и Главного Правления Училищ; родился в Москве 27 го декабря 1798 г., умер в С. Петербурге 16 го января 1855 г. и погребен в Московском Донском монастыре; был сыном д …   Большая биографическая энциклопедия

  • СИНОД в Русской Православной церкви — СИНОД (от греч. synodos собрание) (Святейший Всероссийский Правительствующий Синод), в Русской Православной Церкви в 1721 1917 высшее церковное учреждение. Синод был учрежден в ходе преобразований Петра I (см. ПЕТР I Великий) вместо упраздненного …   Энциклопедический словарь

  • Протасов Николай Александрович — Протасов (Николай Александрович, 1799 1855) граф, генерал от кавалерии, член государственного совета и обер прокурор Святейшего Синода. Протасов происходил из дворян Московской губернии; 15 ти лет вступил в лейб гвардии гусарский полк корнетом и… …   Биографический словарь

  • Протасов Николай Александрович — (1799 1855) граф, генерал от кавалерии, член государственного совета и обер прокурор св. синода. П. происходил из дворян Московской губернии; 15 ти лет вступил в лейб гвардии гусарский полк корнетом и состоял в военной службе до 1834 г., когда в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Протасов, Николай Александрович — (1799 1855) граф, генерал от кавалерии, член государственного совета и обер прокурор св. синода. П. происходил из дворян Московской губернии; 15 ти лет вступил в лейб гвардии гусарский полк корнетом и состоял в военной службе до 1834 г., когда в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»