- ДЭБРЭ-БЭСРАТ
[эфиоп. - мон-рь Благовестия; др. название - Дэбрэ-Зена-Маркос], эфиоп. мон-рь. Расположен в исторической обл. Шоа. Основан в XIV в. эфиоп. св. Зена Маркосом, двоюродным братом и учеником знаменитого эфиоп. св. Такла Хайманота, основателя мон-ря Дэбрэ-Либанос, впосл. центра крупной монашеской конгрегации. Родство основателей 2 мон-рей могло быть как реальным фактом, так и распространенным агиографическим приемом, употреблявшимся для того, чтобы подчеркнуть тесную связь Д.-Б. с Дэбрэ-Либаносской конгрегацией. Название мон-ря и имя его основателя близки по букв. смыслу: Бэсрат может означать Евангелие, а Зена Маркос (повествование Марка) - Евангелие от Марка. Зена Маркос был погребен в основанной им обители, ставшей центром многолюдного паломничества верующих в 3-й день каждого эфиоп. месяца, когда празднуется его память. Согласно Житию Зена Маркоса, после его смерти эфиоп. царь Невая Марьям пожаловал мон-рю в 1376 г. обширные земли. В 1-й трети XVI в. Д.-Б. обладал большой б-кой, к-рую настоятель Кала Авади раздал на сохранение верующим, узнав о приближении мусульм. войск под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази. Несмотря на сожжение монастыря мусульманами, книги уцелели, хотя не все были возвращены в обитель. В XVII в. монастырь Дэбрэ-Либанос переместился в р-н Дэмбия неподалеку от недавно основанного столичного г. Гондар(Гондэр), но его связь с Д.-Б. не прервалась. В ходе христологических споров о соединении и помазании (XVII-XVIII вв.) иноки Д.-Б. неизменно поддерживали братию Дэбрэ-Либаноса в их приверженности доктрине соединения 2 естеств во Христе.
Лит.: Cerulli E. Gli atti di Zena Marqos, monaco etiope del sec. XIV // Collectanea vaticana in honorem Anselmi M. Card. Albareda. R., 1962. Pt. 1. P. 191-212. (ST; 219); Derat M.-L. Däbrä B« rat // EncAeth. Vol. 2. P. 15.
С. Б. Чернецов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.