- ДЭБРЭ-ДЭХУХАН
[эфиоп. - монастырь Пещер], название 2 эфиопских монастырей.
Д.-Д. в исторической области Шоа
был основан в XIV в. эфиоп. св. Фаддеем (Тадевосом), учеником знаменитого эфиоп. св. Такла Хайманота, основателя мон-ря Дэбрэ-Либанос. При преемнике последнего, св. Филиппе Дэбрэ-Либаносском, Фаддей был назначен мамхером (рукоположенным, т. е. благочинным) окр. Цэлалиш, родины Такла Хайманота. Там он основал Д.-Д., где монахи жили в пещерах, как это было в Дэбрэ-Либаносе при его основателе. Фаддей был погребен в Д.-Д. после того, как, согласно преданию, пострадал от эфиоп. царя Амда Сиона (1314-1344), к-рого обличал за многоженство. Мон-рь не играл значительной роли в истории Эфиопской Церкви, его братия всегда была немногочисленна, но благодаря древности происхождения, строгой жизни насельников и принадлежности к Дэбрэ-Либаносской конгрегации он пользовался большим уважением и царей, и народа.
Ист.: Actes de Samuel de Däbrä Wägäg / Éd. S. Kur. Louvain, 1968. Vol. 1. P. 6. (CSCO; 287. Aethiop.; 57); Actes de Märha Krestos / Éd. S. Kur. Louvain, 1972. Vol. 1. P. 105. (CSCO; 330. Aethiop.; 62).
Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 119, сн. 1; Эфиопские хроники XVI-XVII вв. / Введ., пер. с эфиоп. и коммент.: С. Б. Чернецов. М., 1984. С. 174.
Д.-Д. в исторической области Кохайн
(ныне Юж. Эритрея) также известен под названием «Нижняя обитель отца нашего Ионы» ( ), поскольку был основан в 1489 г. эфиоп. св. Ионой (Йонасом), учеником эфиоп. подвижника Евстафия. Обитель называется «Нижней» в отличие от «Верхней обители отца нашего Ионы» ( ; она же Дэбрэ-Сэге), основанной тем же монахом в 1455 г. Когда мон-рь Дэбрэ-Сэге стал разрастаться, Иона, верный заветам своего учителя не устраивать общин более чем для 12 чел., учредил Д.-Д. С момента основания до наст. времени обе обители подчиняются одному настоятелю.
Лит.: Conti Rossini C. Gli Atti di Abba Yonas // RRAL. 1903. Ser. 5. Vol. 12. P. 177-201, 239-255; Bausi A., Lusini G. Appunti in margine a una nuova ricerca sui conventi eritrei // RSE. 1992. Vol. 36. P. 15-16; Lusini G. Studi sul monachesimo eustaziano (sec. XIV-XV). Napoli, 1993. P. 118-122; idem. Scritture documentarie etiopiche (Dabra Dehuhan e Dabra Sege, Sara'e, Eritrea) // RSE. 1998. Vol. 42. P. 5-55; idem. Däbrä D« h_ uh_ an // Ibid. P. 20.
С. Б. Чернецов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.