- ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВЕНГРИИ
Интерьер церкви в Немешкере. 1732 г.
Интерьер церкви в Немешкере. 1732 г. [венг. Magyar Evangélikus-Lutheránus Egyház], одна из протестант. церковных орг-ций в стране. С 20-х гг. XVI в. протестантизм начал распространяться в Венгрии. Наиболее значительный вклад в дело проведения церковных реформ внес друг и ученик М. Лютера Матьяш Деваи Биро. На съездах Гос. собрания в 1523 г. в Буде и в 1525 г. в Ракоше католич. церковная власть запрещала распространение Реформации, выносила строгие приговоры, вплоть до сожжения, проповедникам - приверженцам учения Лютера. Однако новые идеи приобретали огромное количество единомышленников по большей части в городах Сев. и Сев.-Вост. Венгрии, а также в Трансильвании, т. е. на территориях, где не было опустошительных военных акций со стороны турок. К сер. XVI в. большинство населения Венгрии стало исповедовать протестантизм. Этому способствовал ряд обстоятельств как политического, так и экономического характера. Во-первых, в стране, разделенной на 3 части после поражения от турок при Мохаче в 1526 г., в условиях политического кризиса и хаоса невозможно было контролировать распространение новых религ. течений; во-вторых, поддержку Реформации оказывали многие представители дворянства, земельные собственники и городские магнаты, имевшие политическое влияние,- Перени, Надашди, Турзо и др.; в-третьих, протестанты владели первыми в стране типографиями, где издавались как книги Свящ. Писания, так и вероисповедные, апологетические и полемические труды реформаторов. Представители венг. Реформации стремились ввести родной язык в качестве общеупотребительного лит. языка с целью повысить общий уровень грамотности и сделать церковные книги понятными для верующих. Первый перевод НЗ на венг. язык вышел в 1541 г. Огромный вклад в распространение лютеранства внесли такие деятели, как Михай Стараи, Гал Хусар, Петер Борнемисса, Ленард Штёкель, Андраш Фаркаш, Иштван Галсечи и др.Церковь в Кёсеге. Кон. XVIII в.
Церковь в Кёсеге. Кон. XVIII в.Во 2-й пол. XVI в. все большую популярность приобретало учение Ж. Кальвина, что повлекло за собой отделение сторонников Гельветического исповедания от лютеран. На соборе 1567 г. в Дебрецене кальвинисты создали собственную церковную орг-цию. В это же время в Трансильвании, ставшей самостоятельным княжеством (воеводством), увеличилось число сторонников антитринитаризма. Это в свою очередь стало основой для гонений католич. властей на инакомыслящих, что явилось началом Контрреформации. Необходимость защититься от давления католиков заставляла лютеран принимать аналогичные Аугсбургскому исповеданию собственные вероисповедные документы, что должно было привести к смягчению положения церквей на королевских территориях. В результате было принято 3 документа: исповедание 5 свободных королевских городов Сев. Венгрии 1549 г. (Confessio Pentapolitana), исповедание 7 шахтерских городов 1559 г. (Confessio Heptapolitana) и Сепешское исповедание 1569 г. (Confessio Scepusiana). Все эти акты, написанные на латыни, строго выдержаны в духе идей Ф. Меланхтона и Лютера с учетом особенности местных условий. Важно отметить, что документы не были направлены на борьбу с католицизмом, а противостояли кальвинизму и проч. отступлениям от учения Лютера.
В ходе Контрреформации силами ордена иезуитов, начавшего свою деятельность в королевской части Венгрии в 60-х гг., а в 80-х обосновавшегося и в Трансильвании, католицизм смог частично вернуть утраченные позиции. Неоднократные войны венгерских протестантов (в первую очередь в Трансильвании) за свободу вероисповедания привели к заключению с властью соглашений, подписанных в 1606 г. в Вене и в 1647 г. в Линце. Тем не менее мн. деятели венг. протестантизма считали, что выгоднее искать союз с Османской империей, чем подчиняться Габсбургам. Это приводило к массовому участию протестантов во всех антигабсбургских революционных движениях.
Лютеранский собор в Будайском замке. Архит. М. Каллина. 1895 г.
Лютеранский собор в Будайском замке. Архит. М. Каллина. 1895 г.В течение длительного правления имп. Леопольда I (1657-1705) репрессии против протестантов усилились, особенно во время т. н. траурного десятилетия, начавшегося после неудавшейся попытки гос. переворота в 1671 г. Основные судебные процессы проходили в 1672 г. в Надьсомбате (ныне Трнава, Словакия), в 1673 г. в Пожони (ныне Братислава), в 1674 г. в Сепешварайе (ныне Спишске-Подградье, Словакия). Самым крупным стал 2-й пожоньский процесс осенью 1674 г., на котором 284 лютеранина и 52 кальвиниста были приговорены к смерти. В ходе процесса подсудимых заставляли или отречься от своих взглядов, или подписать определенные обязательства о прекращении проповеди протестантизма. Тем, кто соглашались это сделать, приговор был заменен ссылкой или тюремным заключением. Многие, не выдержав пыток, скончались в ходе судебного процесса. 42 чел. (18 лютеран и 24 кальвиниста) не подписали никаких отречений. По ходатайству нидерланд. и швед. послов в Вене смертная казнь им была заменена галерным рабством.При трансильванских воеводах И. Тёкёли и Ф. Ракоци II, проводивших антиавстр. политику, на подвластных им территориях для евангелической церкви сложились благоприятные условия: были возвращены отнятые при Леопольде I церкви и школы, был построен Евангелическо-лютеранский ун-т в г. Эперьеш (ныне Прешов, Словакия). В 1707 г. на соборе в г. Рожахедь (ныне Ружомберок, Словакия) решались нек-рые организационные вопросы: церковь, объединив в единую структуру лютеран, проживавших на всех венг. территориях, к-рые вошли в состав империи Габсбургов, была разделена на 4 епархии. Однако после подавления восстания Ракоци в 1711 г. австр. гос. власть заняла по отношению к лютеранам, как и к проч. протестантам, непримиримую позицию. В правление имп. Карла VI (Карл III Венгерский, 1711-1740) давление на протестант. орг-ции стало таким же сильным, как при Леопольде I. Все решения Рожахедьского собора были аннулированы, соборы разрешалось созывать только с санкции императора. Указом Карла VI от 1731 г. (Carolina Resolutio I) у лютеран было отнято право распоряжаться своими приходами; все вопросы церковноприходской жизни решал помещик, на земле к-рого стояла церковь,- в результате в огромном количестве поселений здания кирх были отданы костелам, школы закрыты, конфисковано имущество общин, пасторы и наиболее активные миряне изгнаны. Вся лит-ра, издаваемая протестантами, подвергалась жесткой цензуре, количество лютеран. книг резко уменьшилось. Был введен закон о контролировании протестант. приходов католич. епископами. Смешанные браки дозволялись лишь с благословения католич. епископа, дети от таких браков становились католиками. Хотя 2-й указ Карла VI, изданный в 1734 г. (Carolina Resolutio II), подтверждал существование 4 лютеран. епархий-суперинтенданций, каждую епархию возглавляли епископ и суперинтендант (инспектор), избираемый из знатных мирян дворянского рода, в ведении которого были организационные, финансовые, хозяйственные и др. практические вопросы. Функционирование иерархической системы строго контролировалось императором. В правление имп. Марии Терезии (1740-1780) гонения продолжались, хотя и не в такой открытой форме, как раньше. Католич. властями проводилась активная работа по обращению протестант. населения в католичество. Под влиянием религ. процессов в Германии в лютеран. церковь стали проникать идеи пиетизма как реакция на появление в лютеранстве ортодоксальных и рационалистических течений. Самыми известными деятелями венг. пиетизма были М. Ач, А. Торкош, М. Вашони и М. Бел.
Интерьер лютеранского собора в Будапеште. Архит. Ш. Пец. 1905 г.
Интерьер лютеранского собора в Будапеште. Архит. Ш. Пец. 1905 г.Улучшение положения некатолич. населения, в т. ч. лютеран, наступило при имп. Иосифе II (1780-1790), проводившем политику просвещенного абсолютизма. В ответ на совместную жалобу, поданную протестант. орг-циями, в которой описывались страдания, перенесенные протестантами за годы правления предыдущих императоров, Иосиф II в 1781 г. издал т. н. Указ о терпимости (Edictum Tolerantiae). Запрещались какие бы то ни было преследования на религ. почве, повсеместно протестантам гарантировались свободное вероисповедание и гражданские права, аннулировались конфессиональные ограничения при приеме на гос. службу, отменялся контроль католич. епископов над др. конфессиями. Запрещалось требовать от протестантов такой присяги, которая была бы несовместима с их убеждениями. Было возвращено право самостоятельного созыва соборов (с условием участия в них католич. наблюдателя), восстановлено церковноприходское самоуправление, сняты запреты на деятельность протестант. пасторов, проповедников и учителей. Был положен конец насильственному обращению людей в католичество. В течение 80-х гг. XVIII в. количество церковных зданий выросло с 272 до 758. Указ о терпимости вступил в силу в 1791 г., при имп. Леопольде II, на съезде Гос. собрания, обеспечив, т. о., значительную свободу вероисповедания для протестантов в Венгрии. После этого начали восстанавливаться протестант. образовательные структуры и типографии.Многонациональный состав лютеран (венгры, словаки и немцы) в 20-х гг. XIX в. стал одной из причин разногласий внутри церковной организации. Также причиной отсутствия единства среди лютеран было противостояние 2 лагерей, которые по-разному определяли задачи церкви в условиях господствовавшего в то время либерализма. Одни призывали к проведению всесторонних реформ, включая коррекцию определенных богословских положений ради сближения с кальвинизмом и возможного создания совместной церковной орг-ции, другие требовали неукоснительного соблюдения конфессиональных традиций.
Протестанты приняли активное участие в революционных событиях 1848-1849 гг. Основные требования восставших в религ. сфере сводились к полному уравниванию в правах с католиками представителей всех конфессий (лютеран, кальвинистов, унитариев и православных). Многие предводители восстания были лютеранами, в т. ч. Л. Кошут и Ш. Петёфи. Поражение революции привело к полной утрате свобод, обретенных в кон. XVIII в. Лютеран. церковь понесла огромные потери в результате массовых казней и гонений, проводимых австр. властью после подавления восстания. Инициатором репрессивных мер стал министр внутренних дел Австрийской империи А. Бах. Указом от февр. 1850 г. было ликвидировано суперинтендантство, лютеран. общинам было запрещено выбирать пасторов, многие епископы попали под запрет, на их место были назначены те, кто устраивали австр. власть, в школах как обязательный был введен нем. язык. После 1854 г. напряжение спало, однако в 1859 г. был принят новый законопроект, т. н. Протестантский патент (Protestants Patents), цель к-рого была добиться от протестант. конфессий принятия проекта церковной конституции, полностью лишавшей их самоуправления. Мнения внутри церкви разделились, и в результате из 559 лютеран. приходов 336 отказались подписать документ, 223 решили пойти на компромисс. Однако в 1860 г. под давлением протестант. общественности, а также по настоятельному требованию мн. влиятельных лиц, сумевших заручиться поддержкой Великобритании и Германии, законопроект был отозван. Жизнь протестант. конфессий вновь стала регулироваться законом 1791 г.
Церковь в Надьтарче Архит. Д. Шанди. 1931 г.
Церковь в Надьтарче Архит. Д. Шанди. 1931 г.В т. н. эпоху дуализма, после заключения соглашения с Габсбургами и образования Австро-Венгрии, условия существования лютеран, практически приравненных по статусу к католикам, стали благоприятными. Однако это выявило ряд серьезных проблем. Стало набирать силу движение этнических словаков за получение ими прав на определенное самоуправление внутри церкви. Для лютеран было чрезвычайно важно решить канонический вопрос о смешанных браках, т. к. католич. Церковь по-прежнему продолжала практику крещения в католич. веру детей из подобных семей. В результате этот вопрос был урегулирован лишь весной 1894 г., когда Мин-вом культов империи в числе проч. был принят закон о гражданских браках и гражданском ведении метрических книг. На соборах Е.-л. ц. В. в 1891-1894 гг. был разработан и принят устав церкви. С кон. XIX в. стало резко сокращаться количество лютеран из-за массовой эмиграции населения в США из сев. и сев.-вост. территорий Австро-Венгрии, т. е. из тех мест, где лютеранство было широко распространено. Параллельно с этим число людей, принадлежавших к традиц. конфессиям, снижалось из-за роста популярности сект.
После социалистической революции 1919 г. и периода пролетарской диктатуры появился ряд антиклерикальных законов, однако их не удалось воплотить в жизнь. В 1920 г., после распада Австро-Венгрии и заключения Трианонских соглашений, Е.-л. ц. В. потеряла огромное количество приходов, из к-рых были созданы независимые церкви в новообразованных гос-вах - в Чехословакии, Югославии и Румынии. Т. о. количество лютеран в Венгрии сократилось. На территории Чехословакии оказались богословские академии в городах Братислава и Прешов; в Румынии остался Пасторский институт в г. Сибиу. Из 25 средних и 6 педагогических учебных заведений, принадлежавших Е.-л. ц. В., на территории Венгрии сохранилось лишь 8 и 2 соответственно. Именно этими фактами можно объяснить популярность националистических и реваншистских идей в лютеран. кругах в правление регента М. Хорти. Стремление вернуть Венгрию к ее прежним границам сочеталось с попыткой подвести под политику христ. обоснование. Тем не менее в межвоенный период многие деятели венг. лютеранства, не поддавшись национально-политической эйфории, видели смысл своего служения в осуществлении программ т. н. внутренней миссии, социальной помощи и проч. Вторая мировая война стала тяжелым испытанием для Е.-л. ц. В. Несмотря на союзничество Венгрии с Германией, после прихода к власти в 1944 г. фашистского режима и начавшейся массовой депортации евреев лидеры всех протестант. конфессий, в т. ч. лютеранства, обратились к правительству Венгрии с меморандумом, в к-ром выражали протест против преступной политики диктатора Ф. Салаши.
Церковь в Данухарасти. Архит. Г. Мароши. 1983 г.
Церковь в Данухарасти. Архит. Г. Мароши. 1983 г.После окончания войны было отремонтировано 190 разрушенных церквей и построено 20 новых. В 1947 г. Е.-л. ц. В. вступила во Всемирную лютеранскую федерацию. Приход к власти в Венгрии коммунистов во главе с М. Ракоши и отделение Церкви от гос-ва изменили условия жизни всех религ. конфессий в стране. В 1948 г. лидеры лютеранства не без давления власти вынуждены были подписать т. н. соглашение, регулирующее взаимоотношения Е.-л. ц. В. и правительства. Согласно этому документу, за церковью закреплялось право на автономию, церковным орг-циям предоставлялась возможность заниматься социально-благотворительной деятельностью и преподавать Закон Божий в школах. Однако в 1949 г. соглашение было отменено. Начиная с 1950 г. давление коммунистической партии на церковь усилилось.
В 1952 г. в Е.-л. ц. В. вместо 4 было создано 2 епархии - Северная и Южная. Восстание в окт. 1956 г. нашло широкий отклик у верующих, в т. ч. у лютеран, хотя духовенство не принимало в нем активного участия, ограничившись выступлениями в защиту свободы совести и призывами против кровопролития.
После прихода к власти Я. Кадара, особенно с сер. 60-х гг., наступило частичное смягчение политики г-ва в отношении к религиозным орг-циям. Появилась возможность сотрудничать с лютеран. орг-циями Зап. Европы, приходы получили более широкие права самоуправления. Однако по-прежнему сохранялся контроль Гос. управления по делам религий за деятельностью руководства церкви. Это приводило к частой смене епископов и суперинтендантов. С 1958 по 1987 г. длилась т. н. эра Кальди, названная по имени еп. Золтана Кальди, фактически единолично руководившего церковью. Его усилия были направлены на сохранение равновесия в отношениях Е.-л. ц. В. и коммунистического гос-ва. Представители внутрицерковной оппозиции упрекали еп. Кальди за компромиссы в отношениях с властью. Несмотря на нарастание недовольства в Венгрии, его авторитет в международных кругах оставался высоким. В 1984 г. на съезде Всемирной лютеранской федерации в Будапеште еп. Кальди был избран председателем этой орг-ции. Его смерть совпала по времени с крахом социализма и началом эпохи реформ. После упразднения в июне 1989 г. Гос. управления по делам религий и создания Всевенгерского совета по делам религий государственно-церковные отношения изменились в лучшую сторону. Перемены, начатые в кон. 80-х гг. ХХ в., сопровождались значительными кадровыми перестановками в руководящем составе Е.-л. ц. В. Изменения произошли и в жизни приходов, что выразилось в демократизации выборной системы на различных иерархических уровнях, в ослаблении надзора гос. органов за церковью, в расширении возможностей образовательных и миссионерских структур Е.-л. ц. В. В 1997 г. была создана 3-я епархия - Западная.
В наст. время 3 епархии Е.-л. ц. В. включают 16 синьоратов, состоящих из 320 приходов, на к-рых служат ок. 360 пасторов. Количество верующих - ок. 350-430 тыс. чел. Е.-л. ц. В. содержит 13 детских садов, 6 общеобразовательных школ 1-й ступени и 11 гимназий (общеобразовательных школ 2-й ступени), 5 школ-интернатов и 30 учреждений социальной помощи. Е.-л. ц. В. поддерживает связи с лютеранскими церквами Румынии, Сербии, Словакии, Украины, окормляющими преимущественно венгров, живущих за пределами страны. Участвует в экуменическом движении, входит в состав Всемирного Совета Церквей, Конференции европейских церквей и Содружества протестантских церквей Европы.
Лит.: Balogh F. A magyar protestáns egyháztörténelem részletei a reformátio korától jelenig. Debreczen, 1872; Rácz K. A Pozsonyi vértörvényszék áldozatai 1674-ben. Lugos, 18892; Zoványi J. A reformáció Magyarországon 1565-ig. Bdpst, 1922; Payr S. A dunántúli evangélikus egyházkerület története. Sopron, 1924; idem. A magyar protestáns gályarabok. Bdpst, 1927; Enyedy A. Magyar református káté-irodalom // Theológiai Szemle. Bdpst, 1927/1928. Sz. 3/4. O. 115-167; Bruckner Gy. Az 1530 évi Augsburgi birodalmi gyűlés: A Confessio Augustana és magyarországi variánsai. Miskolc, 1930; Sólyom J. Luther és Magyarország. Bdpst, 1933. O. 113-129; Reformátorok / Szerk. I. Draskóczy. Bdpst, 1940; Révész I. jun. Fejezetek a Bach-korszak egyházpolitikájából. Bdpst, 1957; Bucsay M. Geschichte des Protestantismus in Ungarn. Stuttg., 1959; Ottlyk E. Hűség Istenhez és népünkhöz egyházunk történetében. Bdpst, 1965; idem. Az evangélikus egyház útja a szocializmusban. Bdpst, 1971; Káldy Z. Új úton. Bdpst, 1970; Kormos L. A magyarországi reformáció XVI. századi tanfejlődésének problémái és a református kátéirodalom // Tanulmányok és szövegek a Magyarországi Református Egyház XVI. századi történetéhez / Szerk. T. Bartha. Bdpst, 1973. O. 711-725; Ordass L. Válogatott irások. Bern, 1982; Herényi I. Az evangélikus egyház az egyházjogtörténet tükrében, 1945-1990. Velem, 1991; Fabinyi T. Az evangélikus egyház a magyar művelődés századaiban. Bdpst, 1994; idem. A magyarországi evangélikus egyház rövid története. Bdpst, 19972.
Э. Небольсин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.