- ЕВОД
[Еводий; греч. Εὔοδος, Εὐόδιος], ап. от 70, сщмч. (пам. 7 сент. и 4 янв. - в Соборе 70 апостолов, греч.- 28 апр.), о к-ром нет упоминаний в НЗ. Согласно церковному Преданию, Е. возглавил Антиохийскую Церковь после ап. Петра. Самое древнее свидетельство о нем приводит Евсевий Кесарийский: «В Антиохии после первого епископа Евода славен был Игнатий, второй епископ» (Euseb. Hist. eccl. III 22). Е. стал 1-м епископом в Антиохийской Церкви после того, как ап. Петр ее покинул (Ibid. III 36. 2). Согласно «Посланию к Антиохийцам», приписываемому сщмч. Игнатию Богоносцу (вероятно, написано в кон. IV в.- Lightfoot. 1907. P. 100), Е. был поставлен в епископы апостолами Петром и Павлом (Ad Antiochenos. 7 // PG. 5. Col. 904). Однако свт. Иоанн Златоуст в Похвальном слове сщмч. Игнатию специально отмечает, что именно он принял епископское посвящение из рук ап. Петра (Ioan. Chrysost. In S. Ign. 4). Блж. Феодорит Кирский также, не упоминая о Е., говорит о сщмч. Игнатии как о преемнике ап. Петра, к-рого тот избрал для епископского служения в Антиохийской Церкви (Theodoret. Eranist. 1; idem. Ep. 151 // PG. 83. Col. 1440a). Тем не менее на тот факт, что сщмч. Игнатий был 2-м епископом в Антиохии, косвенно указывают еще ряд церковных авторов III-IV вв. (см.: Orig. Hom. in Luc. VI 15 // PG. 13. Col. 1815a; Hieron. De vir. illustr. 16; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 8). Имя Е. как епископа Антиохийского, возглавлявшего Церковь после ап. Петра, встречается в визант. каталогах апостолов от 70, приписываемых Дорофею Тирскому (VI в.) и Епифанию Кипрскому (VII в.).
Ап. Евод. Фрагмент иконы «Апостольские деяния». 1698 г. (частное собрание)
Ап. Евод. Фрагмент иконы «Апостольские деяния». 1698 г. (частное собрание)Данное противоречие уже в древности, по-видимому, пытались разрешить путем примирения свидетельств. Так, в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) утверждается, что Е. был поставлен в епископы ап. Павлом, а Игнатий - ап. Петром (Const. Ap. VII 46). Скорее всего это свидетельство основано на сообщении из Книги Деяния св. апостолов о том, что церковное служение ап. Павла в Антиохии происходило раньше церковного служения ап. Петра (Деян 11. 25 сл.). Ап. Павел входил в круг «пророков и учителей», к-рые осуществляли руководство антиохийской общиной (Деян 13. 1). После того как ап. Павел отправился в М. Азию и Грецию, Е. мог воспринять от него епископское служение. Пытаясь решить этот вопрос путем унификации предания, визант. историк VI в. Иоанн Малала писал, что «через десять лет после вознесения Господа нашего и Бога Иисуса Христа первым, кто после святого апостола Петра был рукоположен во епископа Великой Антиохии, находящейся в Сирии, стал Евод» (Ioan. Malal. Chron. X 318). В правление имп. Нерона ап. Петр, «направляясь в Рим, проходил через Великую Антиохию. В то время скончался Евод, епископ и патриарх Антиохии, так что апостол Петр рукоположил Игнатия, который и принял сан епископа Великой Антиохии» (Ibid. X 325). Иоанн Малала приписывает Е. инициативу именовать последователей Христа христианами, тогда как раньше они носили наименования «назореи» и «галилеяне» (Ibid. X 318; ср.: Деян 11. 26). Согласно «Хронике» Евсевия Кесарийского, Е. был поставлен в епископы в 42 г., по версии блж. Иеронима - в 44 г. (Euseb. Chron. Т. 2. P. 152e - 153h). Симеон Метафраст ( X в.) в «Житии сщмч. Игнатия Богоносца» замечает, что на Антиохийской кафедре «Евод наследовал Петру, а Игнатий - Еводу» (PG. 114. Col. 1269). На основании всех свидетельств можно с уверенностью утверждать, что Е. был 1-м епископом в Антиохийской Церкви после ап. Петра и был поставлен кем-то из первоверховных апостолов. О Е. как о преемнике апостолов сообщает поздневизант. историк и богослов Никифор Каллист (XIV в.), к-рый утверждает, что Е. принадлежит ряд сочинений. Одно из них - послание, названное «Светило» (Θῶς), Никифор цитирует (Niceph. Callist. Hist. eccl. II 3 // PG. 145. Col. 757-759).
В зап. традиции Е. почитается как мученик. О мученичестве Е. впервые в IX в. упоминает Адон, архиеп. Вьеннский, в кн. «О праздниках апостолов» (De festivitatibus apostolorum): «...этот мученик похоронен в Антиохии, [где был] предстоятелем» (PL. 123. Col. 192a). Антиохия названа местом мученичества Е. и в Мартирологе Узуарда. Считается, что он был казнен в последние годы царствования имп. Нерона (ок. 37-68) (ActaSS. Mai. T. 2. P. 99). В Римском Мартирологе, в согласии с древними зап. мартирологами, день мученической кончины Е. отмечается 6 мая (Ibid.).
В визант. синаксарях память Е. встречается вместе с памятью ап. от 70 Онисифора - 7 сент. (SynCP. Col. 23-26) и 28 апр. (Ibid. Col. 636-638), а также в праздник Собора всех апостолов 30 июня (Ibid. Col. 787). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца сказано, что Е. был «великогласным проповедником Евангелия и сиял всеми добродетелями». Там же приводится двустишие, посвященное Е.: ῾Οδὸν τρέχων Εὔοδος εὐθείας λόγον / Κα πάντας αὐτὴν ἐκδιδάσκων ἦν τρέχειν (Евод, совершая [жизненный] путь, следовал слову благочестия / И учил всех подобным же образом его совершать - Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 99).
Ист.: Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei). 63 // Prophetarum vitae fabulosae / Ed. H. Gelzer, T. Schermann. Lpz., 1907. P. 142; Epiphanius. Index discipulorum [Sp.]. 58 // Ibid. P. 125.
Лит.: The Apostolic Father / Transl. by J. B. Lightfoot. L., 1907. P. 97-104; Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. С. 139-141; Aubert R. Evodio // DHGE. T. 16. Col. 133; Mongelli G. Evodio // BiblSS. Vol. 5. Col. 395.
П. Ю. Лебедев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.