ЕВСЕВИЙ

ЕВСЕВИЙ

[лат. Eusebius] († 17.08.309?), свт. (пам. зап. 17 авг.), еп. (папа) Римский (с 18 апр. 308, 309 или 310) (An.Pont. 2007. P. 8*). Согласно Liber Pontificalis, Е. был греком по происхождению, его отец занимался в Риме врачебной практикой. Далее на основании каталога папы Феликса IV (III) сообщается об обретении во время правления имп. Константина I Великого (306-337) Креста Господня в Иерусалиме при помощи еврея Иуды, к-рый впосл. принял крещение и стал епископом Иерусалима под именем Кириак. Связь Е. с этими событиями в источниках не прояснена. Кроме того, во время его пребывания на Римской кафедре власть Константина не распространялась на Рим, где правил имп. Максенций (306-312). Старший август Галерий Максимиан (305-311) не признал формально Максенция императором. Имя Максенция не значилось в офиц. списках рим. императоров, чем можно объяснить ошибку составителей каталога Феликса и Liber Pontificalis. В средневек. предании, зафиксированном в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV в.), крещение Иуды (Кириака) и участие в обретении Креста приписаны Е. (Petr. Natal. CatSS. VIII 122). В Житии свт. Евсевия, еп. Верцелльского (BHL, N 2748-2749), сообщается, что папа крестил юного Евсевия (впосл. епископ Верцелльский) и нарек его своим именем. Е. приписывается также крещение св. Сабины, мц. в Трикассах (ныне Труа). Однако это предание, зафиксированное в позднем Житии св. Сабины (BHL, N 7408-7409; ActaSS. Ian. T. 2. P. 944-946), является недостоверным, тем более что кончина мученицы отнесена там к правлению имп. Аврелиана (270-275).

Свт. Евсевий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ)

Свт. Евсевий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ)


Свт. Евсевий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ)

Хронология Римских епископов от свт. Маркеллина (296-304) до свт. Мильтиада (311-314) неясна. В Liber Pontificalis сообщается о 6 годах епископского служения Е., к-рый занял кафедру после того, как она в течение года пустовала после изгнания и смерти свт. Маркелла I (между 308 и 310). Т. о., 6 лет понтификата Е. противоречат известной по др. источникам хронологии, т. к. в 312 г. кафедру несомненно занимал свт. Мильтиад. В ряде рукописей Liber Pontificalis наблюдается попытка исправить эту неточность, заменив цифру VI цифрой II. В Хронике Евсевия-Иеронима говорится о 7 месяцах епископата Е., ошибочно датированного 305-306 гг. Наиболее вероятной представляется хронология, приведенная в Каталоге Либерия (2-я пол. IV в.). Кончина папы Маркелла указана под 310 г. (постконсулат Диоклетиана X и Максимиана VII), вступление на кафедру Е. датировано 18 календами мая (18 апр.). Согласно Каталогу Либерия, понтификат Е. длился 4 месяца и 16 дней и окончился 17 авг. Однако в таком случае 16 дней оказываются лишними, возможно это количество дней, прошедших от изгнания из Рима до его кончины. В «Depositio episcoporum» память Е. помещена под 26 авг. с указанием на его захоронение в катакомбах Каллиста на Аппиевой дороге.

Имп. Максенций терпимо относился к христианам, но требовал от них полной лояльности и соблюдения спокойствия, чего Е. не мог гарантировать. Папа Дамас I в эпитафии свт. Маркеллу сообщал о спорах в Римской Церкви в связи с вопросом о принятии отпавших от веры (lapsi) во время гонения. Это вызвало недовольство имп. Максенция, к-рый велел выслать епископа из города. При Е. положение обострилось. В эпитафии святителю папа Дамас упоминал о некоем Ираклии, требовавшем, чтобы отпавшие во время гонений принимались немедленно после обращения, без епитимии. Однако Е., как и его предшественник, настаивал на определенном сроке покаяния. Эти волнения также привлекли внимание Максенция, к-рый решил изгнать из Рима Е. и Ираклия. По свидетельству папы Дамаса, Е. скончался в изгнании на Сицилии.

Вероятно, вскоре после кончины святителя его останки были перенесены в Рим, к сер. IV в. захоронение епископа в катакомбах Каллиста стало местом его почитания. Папа Дамас I поместил над гробницей составленную им стихотворную эпитафию. Эпитафия сильно пострадала при взятии Рима готами (410), и в VI в. по распоряжению Римского папы Вигилия была сделана копия надписи на каменной плите. Как оригинал IV в., так и копия VI в., помещенная возле захоронения Е., сохранились. В Мартирологе Иеронима (1-я пол. V в.) память святителя значится под 26 сент., 2 окт. и 8 дек. Последние 2 даты, вероятно, являются ошибочными повторами, т. к. во всех 3 случаях число одинаковое (6-й день до октябрьских календ, соответственно 6-й день до октябрьских нон (2 окт.) и 6-й день до декабрьских ид (8 дек.)). Имя Е. присутствует в каролингских мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда) под 26 сент. Память 2 окт. значится в нек-рых более поздних дополнениях к этим мартирологам, а также в Мартирологе Ноткера Заики (нач. X в.). Под этой датой память святителя была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (XVI в.). Во время реформы Мартиролога (1922) память Е. была перенесена на 17 авг., дату окончания его епископата согласно Каталогу Либерия. В рим. итинерариях VII-IX вв. указано, что мощи Е. покоились в катакомбах Каллиста, в особом кубикуле перед кубикулом Римского еп. св. Гаия. Из исследования O. Панчироли (Panciroli O. I tesori nascosti dell'alma città di Roma. R., 1600) известно, что мощи Е. хранятся в ц. Сан-Себастьяно фуори ле Мура. В 1616 г. архиеп. Гранады Педро Гонсалес де Мендоса сообщал о перенесении мощей Е. в Испанию в 1607 г. Однако ни во 2-м издании труда Панчироли (1625), ни в исследовании К. Б. Пьяццы (Piazza C. B. Emerologio sacro di Roma cristiana e gentile. R., 1690) об этом ничего не сказано. В последнем сообщается, что часть мощей Е. хранится также в ц. Сан-Лоренцо ин Панисперна (Ibid. Vol. 2. P. 194).

Ист.: LP. T. 1. P. CVII-CIX, CCLIX, 8-10, 74-75, 167; ActaSS. Sept. T. 7. P. 265-271; Epigrammata Damasiana / Ed. A. Ferrua. Vat., 1942. P. 129-136; Depositio Episcoporum // PL. 13. Col. 464; Prosper Aquitanus. Chronicon // PL. 51. Col. 572-573; MartHieron. P. 527, 537, 639; MartRom. P. 417; Marucchi O. Le catacombe romane / Ed. E. Josi. R., 1933. P. 215-217; Diatriba praeliminaris in catalogos veteres romanorum pontificum // ActaSS. Apr. T. 1. P. XIX.

Лит.: Rossi G. B., de. La Roma sotteranea cristiana. R., 1870. Vol. 2. P. 201-210; Carini I. I lapsi e la deportazione in Sicilia del papa S. Eusebio. R., 1886; Duchesne L. Histoire ancienne de l'Église. P., 1911. T. 2. P. 95-96; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 100-101; Seppelt. Geschichte. 19542. Bd. 1. S. 67; Montini R. U. Le tombe dei Papi. R., 1957. P. 86-88; Marcora C. Storia dei Papi. Mil., 1961. Vol. 1. P. 123; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 146.

Д. В. Зайцев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЕВСЕВИЙ" в других словарях:

  • Евсевий — Евсевий  греческое и каноническое православное имя; русская просторечная форма «Евсей»: Значение имени : благочестивый Евсевий Кесарийский  античный писатель, отец церковной истории. Флавий Евсевий  римский консул 347 года.… …   Википедия

  • Евсевий — я, муж.; разг. Евсей, я; прост. к Авсей, я.Отч.: Евсевиевич, Евсевиевна и Евсевьевич, Евсевьевна.Производные: Евсейка; Евся; Евсюта; Еся; Сева.Происхождение: (Греч. eusebes благочестивый.)Именины: 27 янв., 2 февр., 5 февр., 28 февр., 5 апр., 8… …   Словарь личных имен

  • Евсевий — I. Евсевий, Eusebios, из Кесарии Палестинской, ок. 265 ок. 340 гг. н. э., греческий христианский писатель, греческий историк. Начал научную деятельность под руководством Памфила, который на основе библиотеке Оригена основал в Кесарии… …   Античные писатели

  • Евсевий — благочестивый; Евсей; Авсей; Евсейка, Евся, Евсюта, Еся, Сева Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • Евсевий — архимандр., авт. слова, произнес. в церкви моск. Чудова монаст. в 1844 г. {Венгеров}  Евсевий авт. "Слов" (Киев, 1845), архимандр. {Венгеров}  Евсевий дух. писат. архимандр. (Сарат., 1874). {Венгеров}  Евсевий авт. слова при… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Евсевий Памфил — Евсевий на гравюре Нового времени. Евсевий Кесарийский (263 340 гг.) отец церковной истории. До создания его «Церковной истории» сочинение на подобную тему составил Гегесипп, но от него сохранилось только название. Содержание 1 Биография 2 …   Википедия

  • ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ —     ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, Евсевий Памфил (Εύσεβιος) (ок. 260 340) греческий церковный деятель, историк и богослов, “отец христианской историографии”; епископ Кесарии Палестинской. Находился под большим воздействием Оригена. Когда начались… …   Философская энциклопедия

  • Евсевий Никомидийский — Евсевий Никомедийский (греч. Ευσέβιος ο Νικομηδείας; ?  341)  константинопольский епископ (338 341). Был епископом Берита, затем Никомедии. Имел значительное влияние на Констанцию, жену императора Лициния, сестру императора Константина Великого.… …   Википедия

  • ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ —     ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (Εὐσήβιος ὁ Καισαρεύς) (ок. 265, Кесария, Палестина ок. 340 н. э.), христианский богослов, основатель церковной историографии, автор «Приготовления к Евангелию», ценного доксографи ческого источника по античной философии;… …   Античная философия

  • Евсевий (Евфимий Поликарпович Орлинский) — Евсевий (в миру Евфимий Поликарпович Орлинский) духовный писатель (1808 1883); окончил курс в Московской духовной академии, был ректором московской, потом Петербургской духовной академии, затем епископом самарским, архиепископом иркутским и… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»