ЕВТРОПИЙ

ЕВТРОПИЙ

[лат. Eutropius] († ок. 494), свт. (пам. зап. 27 мая), еп. г. Аравсион (ныне Оранж, Франция). Житие Е. на рубеже V и VI вв. по просьбе некоего еп. Стефана составил Вер. В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) составитель Жития также назван епископом. Согласно позднейшей средневек. традиции, зафиксированной у Петра Наталиса, Вер - преемник Е. на епископской кафедре (Petr. Natal. CatSS. V 57). В Житии Е. сказано, что он был родом из Массилии (ныне Марсель) и принадлежал к местной знати. Рано овдовев, он по совету местного еп. Евстасия (Евстахия) стал клириком и был рукоположен во диакона. Е. обратился к подвигам монашеской аскезы, умерщвляя плоть постом, трудами и ночными молитвенными бдениями. В это время Е. было 2 видения, знаменовавшие прощение всех его предшествующих грехов.

На кафедре Аравcиона Е. (избран до 463) стал преемником еп. Юста. Согласно Житию, святитель хотел уклониться от этой чести, считая себя недостойным, а также не желая ехать в город, постоянно подвергавшийся нападениям вестготов. Однако некий подвижник Апр (традиционно отождествляется с одноименным подвижником из Вьенны, уроженцем обл. Арверния (ист. обл. Овернь, Франция) - Sidon. Apol. Ep. IV 21; V 14) посоветовал Е. согласиться на избрание. Среди посланий свт. Сидония Аполлинария сохранилось дружеское письмо, адресованное Е., к-рое датируется началом епископского служения Сидония (Idem. Ep. 6. 6). Он послал письмо, пользуясь благоприятными обстоятельствами: вестготы прекратили враждебные действия и путь между Арверном и Аравсионом оказался свободным. Подпись Е. стоит под петицией южногалльских епископов (463) против действий Вьеннского архиеп. Мамерта, к-рый пытался распространить юрисдикцию Вьенны на кафедры, входившие в состав митрополии Арелата (ныне Арль). Епископы требовали вернуть Арелатской кафедре привилегии, к-рых она лишилась после того, как Римский папа св. Лев I Великий назначил Вьеннского архиепископа митрополитом всей рим. пров. Вьенна. Е. присутствовал на Соборе в Арелате (между 470 и 475), где было осуждено учение пресв. Луцида Рейского о предопределении.

При жизни святитель прославился как чудотворец, изгонял бесов и исцелял различные болезни. Был погребен в пригородной базилике св. Иулиана Антиохийского, к-рая впосл. была освящена в честь Е. К VI в. относится стихотворная эпитафия, высеченная на крышке древнего саркофага святителя (обнаружена в 1801; в наст. время хранится в музее Кальве, Авиньон). В 1561 г. мощи Е. были сожжены гугенотами. По преданию, часть мощей осталась в серебряном реликварии, увезенном в г. Кондом. Реликварий был уничтожен протестантами, а св. мощи собраны местными католиками. В XVII в. глава Е. хранилась в базилике св. Сатурнина (Сен-Сернен) в Тулузе.

В XII в. была составлена проповедь, анонимный автор к-рой включил повествование о Е. в цикл провансальских легенд об ап. Трофиме и о святых Марфе и Марии, сестрах Лазаря, к-рые якобы проповедовали Евангелие в Юж. Галлии. Е., причисленный автором проповеди к 70 апостолам, вместе с Марфой и Марией прибыл в Юж. Галлию и проповедовал в Аравсионе, где стал 1-м епископом, а впоследствии участвовал в легендарном I Галльском Соборе под рук. св. Трофима. Это предание легло в основу службы (officium proprium) в честь Е. (Оранжский Бревиарий, кон. XV в.). В чтениях святитель назван греком из Антиохии. Петр Наталис для краткого пересказа сведений о Е. в «Каталоге святых» использовал Житие, составленное Вером. Он отождествил святителя с жившим за 50 лет до него церковным писателем пресв. Евтропием, о кото-ром сообщал Геннадий Массилийский (Gennad. Massil. De vir. illustr. 49). В галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима память Е. не значится, впервые появляется у Флора Лионского (IX в.), затем в Мартирологах Адона Вьеннского, Узуарда и Ноткера Заики. Кард. Цезарь Бароний включил память святителя в Римский Мартиролог.

Ист.: BHL, N 2782-2783; ActaSS. Maii. T. 6. Col. 693-694; Sidonius Apollinaris. Ep. VI 6 // PL. 58. Col. 455-456; Hilarius, papa. Ep. 11 // Ibid. Col. 28-32; Vie de S. Eutrope / Éd. P. Varin // Bull. de Comité historique des monuments écrits de l'Histoire de France. P., 1849. Vol. 1. P. 52-64; MartRom. Comment. P. 212.

Лит.: Duchesne. Fastes. Vol. 1. P. 265; Leclercq H. Orange // DACL. T. 12. Pt. 2. Col. 2285-2287; Griffe É. La Gaule Chrétienne à l'époque romaine. P., 1966. Vol. 2: L'Église des Gaules au Ve siècle. P. 205-207; idem. Eutrope // DHGE. T. 16. Col. 83-84; Houssain J. Eutropio // BiblSS. Vol. 5. Col. 345.

Д. В. Зайцев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ЕВТРОПИЙ" в других словарях:

  • Евтропий — я, муж.; разг. Антроп, а, Антропий, я и Евтроп, а.Отч.: Евтропиевич, Евтропиевна и Евтропьевич, Евтропьевна.Производные: Евтропка; Тропа; Ева; Антропка; Антропьюшка.Происхождение: (От греч. eutropos благонравный.)Именины: 5 марта, 16 марта, 29… …   Словарь личных имен

  • Евтропий — Евтропий, Eutropius, IV в. н. э., римский историк. Участник похода Юлиана Отступника против персов (363 г.). При императоре Валенте (364 378 гг.) выполнял обязанности magister memoriae ( начальника одной из важнейших придворных служб). Ему,… …   Античные писатели

  • Евтропий — (Eutropius). Римский историк середины IV го столетия от Р. X., автор краткой римской истории в 10 книгах. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) …   Энциклопедия мифологии

  • Евтропий — Флавий Евтропий (лат. Flavius Eutropius, 30 e или 40 е года IV века   ?370 год)  римский историк, автор «Бревиария от основания города»  сокращённой истории Рима в 10 книгах до времени императора Валентиниана I. В VI веке с «Бревиария» были… …   Википедия

  • Евтропий — (лат. Eutropius) (IV в. н.э.)    римский историк, участник похода императора Юлиана против персов в 363 г., личный секретарь императора Валента в 363 378 гг., по поручению которого написал «Сокращение римской истории» в 10 кн., где в сжатом виде… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Евтропий — – это имя носили несколько святых. Евтропий св. муч., обвиненный клеветнически в происходивших в Константинополе опустошительных пожарах, был предан мучительным пыткам. Пам. 16 июня. Пам. других Е. 3 марта. Е. безмездник – пам. 17… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Евтропий (евнух) — Евтропий (Eutropius) (ум. 399)  евнух, фаворит императора Византии Аркадия, препозит священной опочивальни (praepositus sacri cubiculi). После смерти императора Феодосия I, в начале 395 года он устроил брак Аркадия с Евдокией, дочерью франка… …   Википедия

  • Евтропий (консул 399 года) — У этого термина существуют и другие значения, см. Флавий Евтропий. Евтропий (лат. Eutropius) (ум. 399) евнух, фаворит императора Византии Аркадия, препозит священной опочивальни (лат. praepositus sacri cubiculi). После смерти императора …   Википедия

  • ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК И ВАСИЛИСК — [греч. Εὐτρόπιος, Κλεόνικος, Βασιλίσκος] († нач. IV в.), мученики Амасийские (пам. 3 марта, 22 мая), пострадавшие в правление имп. Максимиана. Сведения о святых сохранились в 2 группах греч. агиографических сочинений: в Мученичестве Е. и К. (BHG …   Православная энциклопедия

  • Евтропий — (Eutropius)         (г. рождения неизвестен умер около 370), римский историк. Около 367 по поручению императора Валента написал сокращённую историю Рима (в 10 книгах) от основания Рима до начала правления в 364 Валентиниана I (См. Валентиниан I) …   Большая советская энциклопедия

  • ЕВТРОПИЙ — (Eutropius), также Эвтропий, римский историк, служил секретарем (magister memoriae) при императоре Валенте, правившем на востоке Империи. В 363 сопровождал императора Юлиана в походе против персов. Составил Краткий свод римской истории… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»