- ЕВФИМИЙ I
[греч. Εὐφύμιος; лат. Euphymius], свт., патриарх К-польский (490-496). Род. в Апамее, получил образование в Александрии. Патриаршество Е. пришлось на годы догматических споров с монофизитами. В сфере церковной политики патриарх следовал изданному имп. Зиноном и К-польским патриархом Акакием «Энотикону» (482), предусматривавшему общение Церквей на основе замалчивания решений Халкидонского Собора. Е. стремился низложить последовательного противника IV Вселенского Собора Александрийского патриарха Петра III Монга, но ввиду невозможности собрать для этого новый Вселенский Собор ограничился тем, что вычеркнул имя Монга из диптихов и прекратил с ним общение. Патриаршество Е. отмечено напряженными отношениями между Вост. Церквами и престолом св. Петра. Рим занимал строго прохалкидонскую позицию и был против замалчивания решений IV Вселенского Собора в Халкидоне. Несмотря на прекращение общения Е. с Петром Монгом, отношения с Римом не были восстановлены. Папа Феликс III (II) (483-492) принял синодику Е. и признал его православным, однако не вступил с ним в общение из-за того, что тот не удалил из диптихов имена К-польских патриархов Акакия и Фравиты (489-490). Папа Геласий I (492-496) также отказался вступить в общение с К-польской Церковью и даже не поставил Е. в известность о своем восшествии на престол.
В 490 г. Е. запретил силенциарию Анастасию проповедовать в ц. Св. Софии, сочтя его приверженцем ереси Евтихия. 9 апр. 491 г. умер имп. Зинон. Овдовевшая имп. Ариадна выбрала себе в супруги Анастасия. Е. возражал против его воцарения, считая Анастасия еретиком. Однако под давлением императрицы и синклита Е. был вынужден согласиться. Патриарх потребовал, чтобы Анастасий произнес правосл. исповедание веры, и взял с него письменную клятву не вносить смуту в Церковь. Вскоре по воцарении Анастасия произошел мятеж Лонгина, исавра, брата умершего имп. Зинона. Е. занимал по отношению к исаврам благожелательную позицию, чем вызвал недовольство Анастасия. Император все более открыто демонстрировал свои монофизитские симпатии, в связи с чем Е. провел ок. 492 г. в К-поле Собор, утвердивший почитание Халкидонского Собора. К 495 г. отношения Е. и имп. Анастасия были испорчены окончательно. В это время произошло 2 покушения на Е., а император потребовал вернуть ему письменную клятву, данную при вступлении на престол. В 496 г. Анастасий собрал в К-поле Собор преданных ему епископов и при большом стечении монахов из Египта и с Востока низложил Е., обвинив его в сговоре с исаврами, и сослал в г. Евхаиты. В результате низложения Е. в К-поле произошли народные волнения на ипподроме. Дата смерти Е. точно неизвестна. На основании источников можно заключить, что он умер ок. 512 г. Впосл. Е., а также его преемник Македоний почитались исповедниками, и потому в 518-521 гг. православные К-поля и Востока противостояли требованиям папы Гормизда (514-523) удалить их имена из диптихов в качестве предварительного условия восстановления общения между Вост. Церквами и Римом.
Ист.: Ioan. Malal. Chron. P. 400. 3; Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 139-140; Liberatus. Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum // ACO. Vol. 2. Pt. 5. P. 132; The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia / Ed. J. Bidez, L. Parmentier. L., 1898. P. III, 23, 30-31; Theoph. Chron. P. 133. 7-18, 29-30; P. 134. 19-24; P. 135. 17-20; P. 136. 5-9; P. 137. 7-20; P. 139. 9-20; P. 140. 9-16; P. 141. 19; P. 142. 5; Victor Tonnunnensis. Chronica / Ed. Th. Mommsen // MGH. AA. B., 1894. T. 11. P. 192, 195; Zach. Rhet. Hist. eccl. VI 4, 6; VII 1.
Лит.: Jaffé. RPR. T. 1. N 620. P. 83; Stein E. Histoire de Bas Empire. T. 2: De la disparition de l'empire d'Occident à la mort de Justinien (476-565). P.; Brux.; Amst., 1949. P. 37. N 2; P. 38-39. N 1, 77, 80, 165-166, 184, 190, 223, 227; RegPatr, 1. N 178, 179; Bacht H. Die Rolle der orientalischen Mönche in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (431-519) // Grillmeier A., Bach H. Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1953. Bd. 2: Entscheidung um Chalkedon. S. 275-276, 290; Haacke R. Die kaiserliche Politik in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (451-553) // Ibid. S. 126-128, 143-144; Grillmeier A. Das Konzil von Chalcedon: Rezeption und Widerspruch // Idem. Jesus der Christus im Glauben der Kirche (451-518). Freiburg etc., 1991. Bd. 2/1. S. 298-301.
М. В. Грацианский
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.