- ИУЛИАНИЯ
-
Прп. Иоанн Лествичник. Икона. Нач. 20-х гг. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва)
Прп. Иоанн Лествичник. Икона. Нач. 20-х гг. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва)(Соколова Мария Николаевна) (8(21).11.1899, Москва - 16.02.1981, г. Загорск, ныне Сергиев Посад), мон., выдающийся иконописец, педагог, художник-реставратор. На протяжении 60 лет подвижнически занималась иконописанием, сохраняя и возрождая традиции древнерус. иконы в советские годы. И. род. в семье свящ. Николая Соколова, выпускника МДА, настоятеля ц. Успения Пресв. Богородицы в Гончарах, художественно одаренного человека, который постарался привить любовь к искусству своим детям. Его брат Александр Александрович окончил АХ, др. брат Владимир был священником московского в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-ря. Мать И. Лидия Петровна, дочь свящ. Петра Некрасова, получила образование в московском Филаретовском епархиальном жен. уч-ще. И. и ее 2 сестры были воспитаны в глубокой вере и любви к Церкви.
И. с ранних лет любила читать Свящ. Писание, жития святых, посещать богослужения, с большим желанием много рисовала. В 9 лет поступила в 5-ю московскую женскую гимназию, относившуюся к ведомству имп. Марии Феодоровны. В 12-летнем возрасте И. осталась без отца, который во многом был для нее учителем. Вскоре она почувствовала необходимость духовного руководства. Ее наставником стал московский старец прот. прав. Алексий Мечёв, служивший в ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках (ул. Маросейка). Окормление прав. Алексия определило дальнейший духовный, творческий и жизненный путь И. С 1-й исповеди она начала заносить в дневник его слова и вела записи почти 10 лет, до смерти старца. Впоследствии она составила наиболее полное его жизнеописание (Жизнеописание московского старца о. Алексия Мечева. М., 1992).
Свт. Николай Чудотворец (Можайский) с моделью храма свт. Николая в Клённиках. Икона. 20-е гг. ХХ в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Кленниках, Москва)
Свт. Николай Чудотворец (Можайский) с моделью храма свт. Николая в Клённиках. Икона. 20-е гг. ХХ в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Кленниках, Москва)В 1917 г. И. успешно закончила гимназию, в 1917-1920 гг. занималась в студиях художников Ф. И. Рерберга и А. П. Хотулёва. С 1920 по 1929 г. преподавала рисование в школе 1-й ступени Рогожско-Симоновского р-на Москвы. В 1929 г. поступила в Объединение научно-технических издательств и работала в Горном, Геологическом и Энергетическом издательствах художником-графиком до 1954 г.
И. почти ежедневно посещала ц. свт. Николая, где под рук. прав. Алексия увеличивалась община верующих, искавших духовного утешения и совета. В 1919 г. Патриарх Тихон благословил создание маросейского братства (общины), между духовными детьми старца были распределены послушания. И. была поручена ризница, в ее обязанности входило следить за порядком во время исповеди. Прав. Алексий благословил И. писать иконы. В это время ею были созданы: «Св. Троица» (1921, ц. свт. Николая в Клённиках), «Мц. Павла» (1920) и «Прп. Досифей» (1923) из частного собрания, Феодоровская икона Божией Матери, с избранными святыми, чтимыми в ц. свт. Николая в Клённиках (1922, известна по фотографии из частного собрания), и др.
После смерти прав. Алексия в 1923 г. попечение о пастве и храме перешло к его сыну сщмч. иерею Сергию Мечёву, богословски образованному человеку, знатоку иконы. В сер. 20-х гг. он познакомил И. с реставратором и копиистом В. О. Кириковым, который консультировал ее по технике иконописи. В это время И. выполнила, напр., копию древней Владимирской иконы Божией Матери (местонахождение неизв.). В 1928 и 1929 гг. она сделала многочисленные зарисовки, изучая древние иконы и фрески уже закрытых храмов и мон-рей: в Новгороде - в ц. Спаса Преображения на Нередице, ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью, ц. Спаса Преображения на Ильине ул., ц. Успения Богородицы на Волотовом поле, ц. Рождества Христова на кладбище, ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре; в Пскове - в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря. И. делала копии росписей Дионисия (1502) в Ферапонтовом мон-ре (с 2010 хранятся в ЦМиАР; одна в частном собрании).
И. понимала, что необходимо сохранять и развивать древние иконописные традиции. В письме «Об иконописи» 1930 г., адресованном художником и иконописцем гр. В. А. Комаровским сщмч. Сергию Мечёву, упоминается И., к-рая «прекрасно усвоила технические приемы иконописания... стремится не только копировать, но и войти в сферу свободной композиции» (Алдошина. 2001. С. 9). Эти годы были для И. периодом творческого становления как иконописца. Возрастая духовно, она обратилась к сщмч. Сергию за благословением на монашеский постриг. Он ответил, что сейчас время особого служения ближним: «Заживите по-настоящему для Господа и Его жизнью и почувствуете, что идете тем же путем, что и иноки…» (Булгакова Е. А. Воспоминания о М. Н. Соколовой. 1994. Ркп. Частное собр.).
В 1930 г., незадолго до закрытия ц. свт. Николая в Клённиках, И. выполнила 13 акварелей интерьера храма (архив ц. свт. Николая в Клённиках) и копию с храмовой Казанской иконы Божией Матери (ц. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове). 28 сент. 1933 г. И. вместе с С. А. Никитиным (впосл. епископ Стефан) участвовала в перенесении св. мощей прав. Алексия Мечёва с ликвидировавшегося Лазаревского на Введенское (Немецкое) кладбище и была свидетельницей того, что мощи пребывали нетленными.
В кон. 20-х - 30-х гг., когда начались преследования духовенства и прихожан храма, жизнь И. находилась в постоянной опасности, т. к. сосланный сщмч. Сергий благословил нуждающимся в духовной поддержке обращаться к ней. В это время она написала много миниатюрных (10×7 см) икон праздников и избранных святых для тайных богослужений на квартирах. В 30-40-х гг. И. продолжала накапливать знания и материалы в области иконописания, выполняя многочисленные копии с древних икон из частных собраний и создавая на их основе новые образы. Копирование стало для нее и ступенью познания иконописного дела, и вдохновенным творчеством. В 1928-1939 гг. И. преподавала в организованном ею иконописном кружке при маросейской общине.
«Все святые, в земле Русской просиявшие». Икона. 1934 г. (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры)
«Все святые, в земле Русской просиявшие». Икона. 1934 г. (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры)Первое явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому (отроку Прохору) и чудесное спасение его после падения с колокольни. Нач. 50-х гг. ХХ в. (частное собрание)
Первое явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому (отроку Прохору) и чудесное спасение его после падения с колокольни. Нач. 50-х гг. ХХ в. (частное собрание)Особое место в творчестве И. занимала тема рус. святых. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. по благословению священноисп. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, она работала над иконой «Все святые, в земле Русской просиявшие». И. создавала новую иконографию, разыскивая в источниках «подобия» лика каждого святого, подробно изучая житийный материал. В 1934 г. 1-я икона нового извода была освящена свт. Афанасием после малой вечерни в канун Недели Всех святых, в земле Российской просиявших; служба проходила с участием хора ц. свт. Николая в Клённиках в домовом храме иером. Троице-Сергиевой лавры Иеракса (Бочарова) в г. Лосиноостровском Московской обл. Этот образ стал келейной иконой свт. Афанасия, которую он завещал передать в ТСЛ (в наст. время в Троицком соборе лавры). В 1954 г. икона участвовала в первом престольном празднике (по составленной свт. Афанасием Службе русским святым) в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, устроенном в крипте под Успенским собором ТСЛ (ок. 1955 для этого придела И. написала творческую копию первообраза; хранится в ризнице ТСЛ).
В кон. 30-х гг. И. выполнила еще один список Собора русских святых для архим. Гурия (Егорова) (до 80-х гг. образ находился у митр. Иоанна (Вендланда)), а в сер. 50-х гг. по ходатайству свт. Афанасия и по просьбе старосты исп. Георгия Седова - для Воскресенского собора в Тутаеве (в наст. время образ хранится в соборе). В нач. 60-х гг. подобная икона написана для митр. Нестора (Анисимова) (ц. Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции на территории Данилова мон-ря в Москве). Впосл. И. создала иконы «Святые первосвятители всея Руси» и «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (митрополичьи палаты ТСЛ), «Ярославские чудотворцы», «Радонежские чудотворцы», «Собор святых града Владимира и области его» с подписью: «В Успенский собор града Владимира в память юбилейного торжества по случаю 800-летия со времени его основания - смиренное приношение епископа Афанасия». В 1959-1962 гг. И. разрабатывала лицевые святцы рус. святых (частное собрание; см.: Russian Saints. 2000).
Перед началом Великой Отечественной войны И. вместе с семьей сестры переселилась в пос. Семхоз (ныне в черте Сергиева Посада) недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Она писала иконы на бумажных, картонных и грунтованных с обеих сторон холстиках-таблетках (досок для икон достать было невозможно).
В 1946 г., когда была вновь открыта Троице-Сергиева лавра, И. как опытный иконописец получила приглашение от наместника архим. Гурия (Егорова) к участию в восстановлении древней обители. С этого времени начался основной период творческой жизни И. Роспись Серапионовой палаты в Троицком соборе, посвященная житию прп. Сергия Радонежского, выполнена в авг.-сент. 1949 г.; для этой же палаты была написана икона «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому». Для придела во имя прп. Никона Радонежского Троицкого собора созданы иконы «Прп. Сергий Радонежский» и «Свт. Алексий, митр. Московский», небольшие образы для сени над ракой со св. мощами прп. Никона (в т. ч. 18 изображений учеников прп. Сергия), икона нового извода «Явление Божией Матери прп. Никону Радонежскому, с 20 клеймами его жития» (215×200 см). Тогда же И. написала житийную икону прп. Сергия с 19 клеймами (список иконы кон. XV в. письма Дионисия из местного ряда Троицкого собора), которая находится у раки преподобного.
«Всея России чудотворцы». Икона. 1952 – 1953 гг. (ц. прор. Илии в Обыденском пер., Москва)
«Всея России чудотворцы». Икона. 1952 – 1953 гг. (ц. прор. Илии в Обыденском пер., Москва)В 1949-1954 гг., во время реставрации стенописи Троицкого собора, И. сделала списки с икон (ок. 1425) праздничного ряда иконостаса. Входившие в группу реставраторов молодые художники Е. С. Чуракова и И. В. Ватагина стали учиться у нее иконописи. В 1952-1953 гг. вместе с ними И. выполнила 17 икон для иконостасов 2 приделов и 12 икон для царских врат в московскую ц. прор. Илии в Обыденском пер. Наиболее интересны в иконографическом отношении 4 работы И.: «Московские чудотворцы», «Вселенские святители» и 2 образа «Всея России чудотворцы».
В 1951-1952 гг. по просьбе еп. Ташкентского Гурия (Егорова) и настоятеля храма свящ. Бориса (Холчева) И. создала иконостас для ц. прп. Сергия Радонежского в Фергане (Узбекистан). По желанию заказчиков он напоминал иконостас Троицкого собора ТСЛ. Иконы писались в лавре на холстах для удобства доставки их в Фергану.
Явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому. Икона. 1955-1957 гг. (придел прп. Серафима Саровского ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре)
Явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому. Икона. 1955-1957 гг. (придел прп. Серафима Саровского ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре)В 1955 г. по эскизам и под рук. И. группа молодых художников расписала праздничную братскую трапезную лавры, затем ц. Покрова Богородицы МДА (роспись утрачена во время пожара 27 сент. 1986). В храме сохранилась выполненная И. стенопись оборотной стороны иконостаса; запрестольный образ Воскресения Христова и икона Покрова Пресв. Богородицы (на стекле) находятся в МДА. Для иконостаса 60-х гг. XVII в. она написала 11 недостающих икон, а также иконы для царских врат. В 70-х гг. для храма были созданы иконы прп. Серафима Саровского и равноап. Марии Магдалины. В 1955-1957 гг. И. выполнила проект иконостасов и иконы для устроенных наместником архим. Пименом (Извековым) боковых приделов прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского в трапезном храме прп. Сергия Радонежского ТСЛ.
С 1957 г. в течение 23 лет И. руководила в МДА иконописным кружком. Для И. было важно раскрыть будущему духовенству красоту образов и языка древней иконописи и ее отличие от распространенных тогда изображений в академическом стиле. Поскольку студенты в основном не имели художественной подготовки, И. постепенно составила программу занятий и применяла свой метод обучения иконописанию. Она написала работу по технике иконописи, в к-рой последовательно изложила этапы создания иконы, сделала много учебных образцов - отдельных изображений горок, палат, деревьев, одежд святых с детальной проработкой пробелов и ассиста. Образцы для обучения личнoму письму иллюстрировали последовательность наложения плавей на ликах (хранятся в фондах иконописной школы МДА). Основой изучения иконописи И. считала копирование древних икон, а не репродукций. Она читала студентам лекции: «Смысл и содержание иконы», «Икона - свидетельство Боговоплощения», «Картина и икона», «Православная икона», «История иконографии образа «Воскресения Христова»», «Иконография изображения «Сошествия Святого Духа на апостолов»» и др. Когда в 1990 г. при МДА была открыта первая в стране иконописная школа, образцы и методика И. легли в основу учебной программы.
Благословение прав. Алексием Мечёвым мон. Иулиании на иконописание. Клеймо иконы «Прав. Алексий Мечёв, в житии». 2000 г. Иконописец И. Н. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва)
Благословение прав. Алексием Мечёвым мон. Иулиании на иконописание. Клеймо иконы «Прав. Алексий Мечёв, в житии». 2000 г. Иконописец И. Н. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва)В 1970 г. И. тайно приняла монашеский постриг с именем в честь мц. Иулиании Птолемаидской. В 1971 г., ко дню интронизации Патриарха Московского и всея Руси Пимена, она написала копию в размер подлинника с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери (по разрешению икона копировалась в ГТГ).
До 1980 г. все реставрационные работы в лавре осуществлялись при непосредственном участии И. В 1965-1967 гг. проводилась реставрация стенной живописи (1883?) в трапезной палате ц. прп. Сергия Радонежского. В 1970-1972 гг. под рук. Кирикова И. выполняла ответственную работу по укреплению икон древнего иконостаса Троицкого собора. В 1973-1974 гг. вместе с учениками она отреставрировала (укрепление, расчистка) иконы главного иконостаса (80-е гг. XVII в.) храма прп. Сергия. В 1969 г. И. организовала реставрационно-иконописную мастерскую в ЦАК МДА. В 1976 г. по благословению Патриарха Пимена в лавре была создана реставрационная мастерская во главе с И.
И. была награждена орденами равноап. кн. Владимира 3-й степени (1964) и 2-й степени (1974), прп. Сергия Радонежского (1980). Ее иконы находятся во мн. мон-рях и храмах (напр., в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке в Москве), у частных лиц; они отличаются особым узнаваемым стилем. И. писала плащаницы Спасителя и Божией Матери, иконы на митры и панагии, образы на пасхальные яйца. В 1970 г. игум. Марк (Лозинский) собрал 4 альбома фотографий работ И. (ЦАК МДА, иконописная школа МДА). У нее учились иконописцы и реставраторы схиеп. Алипий (Погребняк), мон. Митрофания (Емельянова), А. Е. и Н. Е. Алдошины, Ватагина, Е. М. и И. М. Волковы, Т. Я. Волкова, Л. С. Говядина, О. В. Маркевич, Е. А. Правдолюбова, Чуракова и др.
До последних дней жизни И. неустанно трудилась. Чин отпевания, проходивший в ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ, возглавил наместник архим. Иероним (Зиновьев). Проститься с И. приехал Патриарх Пимен. Она погребена на кладбище в микрорайоне Семхоз Сергиева Посада. По словам архим. Иоанна (Крестьянкина), об И. «должно вспоминать не как о иконописце только, но как о человеке-христианине, жившем Богом не только своей специальностью, но всеми своими проявлениями. А это в наше время становится исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси» (письмо от 27 апр. 1998; частное собрание).
Соч.: О древней иконописи // ЖМП. 1975. № 6. С. 72-78; Картина и икона // Там же. 1981. № 7. С. 73-78; Жизнеописание моск. старца о. Алексея Мечева. М., 1992, 19992, 20023; Труд иконописца / Сост.: Н. Е. Алдошина. Серг. П., 1998, 20082; Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Juväskylä], 2000; Слово иконописца мон. Иулиании (Соколовой): Смысл и содержание иконы / Сост.: Н. Е. Алдошина. М., 2005.
Лит.: Патриаршая награда старейшей сотруднице МДА // ЖМП. 1975. № 5. С. 25-27; [Некролог] // Там же. 1981. № 7. С. 16-19; Алдошина Н. Е. Памяти иконописца мон. Иулиании // «Охраняется государством»: 3-я науч.-практ. конф. С.-Петербургский фонд культуры: Программа «Храм»: К 150-летию со дня рожд. Н. П. Кондакова: Сб. мат-лов (нояб. 1993 - июнь 1994). СПб., 1994. Вып. 5. Ч. 2. С. 9-17; она же. Благословенный труд. М., 2001; она же. Мон. Иулиания, преподаватель иконописи // Ikoni. Helsinki, 2009. N 1. P. 38-45; Кутейникова Н. С. Искусство России 2-й пол. XX в. (иконопись): Учеб. пособие. СПб., 2001. С. 4; Быков В. В. Иконописец Мария // Моск. ж. 2002. № 3. С. 31-37; Лука (Головков), игум., Языкова И. К. Икона XX в. // История иконописи, VI-XX вв.: Истоки. Традиции. Современность. М., 2002. С. 235-237, 241; Языкова И. К. «Се творю все новое»: Икона в XX в. Милан; М., 2002. С. 62-82; eadem (Jazykova I. K.). Hidden and Triumphant: The Underground Struggle to Save Russian Iconography. Brewster (Mass.), 2010. P. 107-118; Храм свт. Николая в Кленниках в акварелях М. Н. Соколовой (мон. Иулиании) / Под общ. ред. А. Ф. Грушиной. М., 2008; Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 14-22.
Н. Е. Алдошина
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.