- ЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ СТУДЕНТОВ ЛАТВИИ
(«Русское православное студенческое единение»), правосл. самоуправляющаяся орг-ция Латвии в 20-30-х гг. ХХ в., входящая в состав Русского студенческого христианского движения (РСХД).
I съезд РСХД в Прибалтике. Фотография. Авг. 1928 г.
I съезд РСХД в Прибалтике. Фотография. Авг. 1928 г.Первым внимание на необходимость организации активной религ. работы среди рус. молодежи Латвии в 20-х гг. обратил «Христианский союз молодых женщин» (YWCA). При YWCA в Риге действовал религ. комитет, по инициативе которого в 1925 г. под рук. Н. И. Мишеева и В. В. Преображенского был образован «Библейский кружок». Вопрос о создании в Латвии молодежной орг-ции, предметом занятий которой стало бы изучение Православия и вопросов религ. культуры, впервые был поставлен перед молодежью YWCA секретарем РСХД С. М. Зёрновой, посетившей Ригу в кон. марта 1927 г. Толчком к объединению правосл. молодежи Риги стали лекции Н. А. Бердяева, прочитанные им в Латвии 31 марта - 3 апр. 1927 г. 3 апр. в Риге состоялась беседа Бердяева с рус. молодежью о религ. работе рус. студенчества за рубежом и о деятельности РСХД. В результате этой беседы при YWCA был образован «Студенческий кружок». К кон. 1927 г. при Рижской рус. гимназии Н. С. Винзарайс был создан «Кружок молодежи по изучению церковной истории им. проф. В. В. Болотова» («Гимназический кружок»). 4 дек. того же года состоялось 1-е общее собрание членов кружков, на к-ром было решено создать орг-цию «Русское православное студенческое единение» (РПСЕ). В янв. 1928 г. Ригу посетили председатель РСХД В. В. Зеньковский и секретарь РСХД С. М. Зёрнова, с 29 февр. по 4 марта - С. Л. Франк. 18 мая того же года в Рижский окружной суд было подано прошение о регистрации об-ва «Русское православное студенческое единение» (Krievu Pareiztic g Studentu Vien ba). Учредителями его являлись Н. П. Литвин, Д. В. Буковский, А. Шалин, П. Буцен, Г. Зайц. 2 июня РПСЕ было официально зарегистрировано. Постоянным помещением об-ва стал церковный дом рижского Благовещенского прихода (Тургеневская ул., д. 21 а, кв. 8).РПСЕ в Латвии объединяло рус. национальное меньшинство верующей молодежи и работало на благо правосл. Церкви, готовило защитников Церкви и веры от материализма и атеизма, организовывало молодежные кружки, лекции, доклады и дискуссии. Деятельность «Единения» всегда проходила с благословения иерархов правосл. Церкви. Оформление латв. орг-ции утвердил I съезд РСХД в Прибалтике, который состоялся 1-7 авг. 1928 г. в Преображения Господня женской пустыни, рижского Сергиева во имя Святой Троицы женского монастыря. В работе съезда приняли участие 40 представителей латв. кружков, 16 депутатов из Эстонии, 4 - из Франции, 2 - из Литвы, по 1 - из Брюсселя и Львова. На съезде присутствовали Рижский и всей Латвии архиеп. Иоанн (Поммер), прот. Иоанн Янсон, прот. Кирилл Зайц, В. В. Зеньковский, диак. Л. Н. Липеровский, Л. А. Зандер, Г. Кульманн и др.
30 авг. 1928 г. в Риге была утверждена программа религиозно-педагогической работы РПСЕ: изучение истории христ. Церкви, Свящ. Писания, правосл. богослужения. В соответствии с уставом членом орг-ции мог стать студент или учащийся среднего учебного заведения правосл. вероисповедания, не моложе 18 лет. Высшим руководящим органом считалось общее собрание, исполнительным органом - правление во главе с председателем. Председателями РПСЕ в Латвии в разные годы были: Н. П. Литвин (в 1928-1930, 1932-1934), В. В. Косинский (в 1931), Б. В. Плюханов (в 1934). Работа движения велась в кружках. В 1930 г. в состав РПСЕ входили: «Студенческий кружок во имя св. апостола и евангелиста Иоанна», «Библейский кружок в честь Креста Господня», «Кружок по изучению церковной истории им. проф. В. В. Болотова», «Кружок по изучению русской культуры», «Кружок в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»», «Литургический кружок», «Кружок по изучению жизни и трудов ап. Павла», «Апологетический кружок», «Кружок в честь праздника Покрова Божией Матери», «Кружок во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии», «Кружок изучения иконописи», «Религиозно-педагогический кружок», «Кружок во имя жен-мироносиц».
В 1928 г. в «Единение» входили 6 кружков, в 1929 г.- 13 кружков, в 1931-1934 гг.- 11 кружков. Кроме Риги кружки работали также в Даугавпилсе (2), Резекне (2), Лудзе (1) и др. городах Латвии. Различные по принципам организации и направлениям работы кружки объединял общий интерес к изучению религиозно-философских вопросов, насущных проблем религ. сознания рус. молодежи. Особое внимание уделялось изучению Свящ. Писания. Не все кружки были студенческими, в нек-рых участвовали только гимназистки, впосл. студентки Латвийского ун-та и др. высших учебных заведений (Английского ин-та, Коммерческого ин-та, Рус. ин-та университетских знаний). «Кружок в честь праздника Покрова Божией Матери» объединял девушек, работавших на фабриках. В нек-рых кружках участвовали пожилые верующие («Кружок в честь Креста Господня»).
Организация существовала на пожертвования. С 1929 г. сбор средств проходил ежегодно по подписным листам об-ва среди прихожан и духовенства. «Единение» ежегодно проводило летние и зимние общие съезды, к-рые являлись отчетами о проделанной работе и руководством к последующей деятельности. Летние съезды носили характер правосл. паломничества с ежедневным храмовым богослужением, общим говением и причастием. На зимнем съезде РПСЕ в дек. 1930 г. девичьи кружки объединились для помощи РПСЕ. В работе орг-ции также помогали «Православное дружество учащейся молодежи» («Гимназическое дружество», открывшееся осенью 1931), Дамский комитет Просветительного об-ва в Риге (оказывал помощь в работе с детьми).
В 30-х гг. латв. правительство стало рассматривать РПСЕ как «филиал эмигрантского шовинистического РСХД», как орг-цию, к-рая готовит «предателей Латвии для будущей России». 20 июля 1932 г. Рижский отдел Политуправления МВД Латвии начал следствие по делу о деятельности РПСЕ. После происшедшего в Латвии 15 мая 1934 г. гос. переворота и прихода к власти Карлиса Ульманиса следствие по делу активизировалось. 31 июля того же года Политуправление МВД Латвии приняло документ, в к-ром обвинило РПСЕ в политической деятельности, в том, что оно находится под руководством эмигрантской орг-ции, «цель которой - восстановление великой неделимой России», и потребовало ликвидировать его как орг-цию, «вредную интересам Латвийского государства». Трагическая гибель архиеп. Иоанна (Поммера) 12 окт. полностью парализовала деятельность РПСЕ. По делу об убийстве архиеп. Иоанна было арестовано и допрошено все руководство орг-ции, но причастность его членов к убийству следствием не была установлена. 5 дек. МВД Латвии приняло решение о закрытии РПСЕ как нелояльной к Латвийскому гос-ву орг-ции. РСХД назвало случившееся «прискорбным недоразумением, основанным на неверной или даже тенденциозной информации о деятельности РПСЕ и РСХД за рубежом», и просило латв. правительство произвести расследование и снять неверное обвинение (ВРСХД. 1934. № 11/12. С. 5-11), что сделано не было.
С закрытием РПСЕ религиозно-педагогическая работа его членов продолжалась в рамках отдельных правосл. приходов, в которых бывшие единенцы руководили воскресными школами. Во время второй мировой войны группа бывш. единенцев участвовала в работе «Православной миссии в освобожденных областях России» (т. н. псковской миссии). В 1944- 1952 гг. советской властью было арестовано и репрессировано 13 бывш. членов орг-ции, трое из которых - прот. К. Зайц, Г. В. Ильинский и М. А. Нитавский - погибли в сталинских лагерях. Мн. бывш. единенцы стали священнослужителями - еп. Монреальский и Канадский Сильвестр (Харун), прот. Иоанн Трубецкой, прот. Алексий Ионов и др.
Арх.: Латв. ГИА. Ф. 1536. Оп. 14. Д. 167; Ф. 2490. Оп. 1. Д. 44; Ф. 3235. Оп. 2. Д. 5629; Оп. 3. Д. 172; Ф. 3724. Оп. 1. Д. 7922.
Лит.: Ковалевский П. Е. Зарубежная Россия: История и культ.-просвет. работа рус. зарубежья за полвека (1920-1970). П., 1971; Зернов Н. М. Рус. религиозное возрождение XX в. П., 19912; Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии: Мат-лы к истории Рус. студенческого христианского движения. П., 1993; Фелдман-Кравченок Н. К. Русское правосл. студенческое единение в Латвии // Православие в Латвии: Ист. очерки. Рига, 1997. Вып. 2. С. 105-126; Фомин С., Голиков А., свящ. Кровью убеленные: Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955). М., 1999. С. CXIX-CXLIX, 130-136, 144-145, 162-164; Рижская городская рус. гимназия (бывш. Ломоносовская), 1919-1935: Сб. восп. и статей. Рига, 1999; Фейгмане Т. Русские в довоенной Латвии. Рига, 2000.
А. В. Гаврилин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.