- ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ
[лат. Catharina Senensis; итал. Caterina da Siena; Екатерина Бенинказа; итал. Catharina Benincasa] (25.03.1347, Сиена - 29.04.1380, Рим), св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви (см. ст. Doctor Ecclesiae). Главным источником сведений о жизни и об учении Е. С. является ее лат. Житие (Legenda beatae Catharinae Senensis, или Legenda Major - BHL, N 1702), которое было составлено в 1393 г. Раймондом Капуанским на основе собственных воспоминаний, а также свидетельств членов семьи, близких друзей и др. современников католич. святой. В каждой главе Жития указывался источник информации, что было ново для того времени. Оно получило широкое распространение, было переведено на итал. язык и опубликовано в 1477 г. На основе Жития Раймонда Капуанского ученик Е. С., доминиканец Фома Каффарини из Сиены, составил краткую редакцию Жития (Legenda Minor - BHL, N 1704), переведенную на итал. язык др. учеником Е. С.- Стефано Макони. В 1402-1417 гг. Каффарини собрал упущенные в пространной редакции Жития сведения о жизни католич. святой в «Supplementum legendae prolixae» (Добавление к пространному Житию). Одним из источников Каффарини послужил сборник чудес Е. С. (не сохр.), продиктованный мон. Бартоломео Доминичи ее родственником и 1-м исповедником Томмазо делла Фонте. Во время пребывания Е. С. во Флоренции в 1374 г. был составлен анонимный сборник чудес (Miracoli della Beata Catarina di Jacopo da Siena). Сохранились и др. краткие редакции Жития.
«Богоматерь с Младенцем, св. Екатериной Сиенской и монахом-картузианцем». 1488-1490 гг. Худож. А. Боргоньоне (Пинакотека Брера, Милан)
«Богоматерь с Младенцем, св. Екатериной Сиенской и монахом-картузианцем». 1488-1490 гг. Худож. А. Боргоньоне (Пинакотека Брера, Милан)Е. С. была предпоследней из 25 детей в семье сиенского красильщика Джакомо Бенинказа и его жены Лапы. Как сообщается в Житии, с раннего детства Е. С. отличалась набожностью. В 6-летнем возрасте девочке было видение: возвращаясь домой от одной из старших сестер, она узрела Христа, облаченного в священнические одежды, сидящего на троне в окружении апостолов Петра, Павла и Иоанна. Христос улыбнулся и перекрестил ее. Согласно «Legenda Major», именно тогда Е. С. приняла решение посвятить себя служению Богу. В тот же день она нашла небольшую пещеру на окраине Сиены, где по примеру отцов-пустынников молилась в уединении. Как отмечает Раймонд Капуанский, в 7 лет Е. С. осознанно приняла тайный обет девства. Когда ей исполнилось 12 лет, мать стала подыскивать дочери подходящую партию для брака. Под давлением матери и одной из старших сестер, с к-рой девочка была особенно близка, она дала обещание заботиться о своей внешности и одеваться менее аскетично. Однако, когда через 3 года сестра умерла при родах, Е. С. восприняла ее смерть как наказание за собственное мирское тщеславие и чрезмерную заботу о внешности. Чтобы показать, насколько серьезны ее намерения вести монашеский образ жизни, святая остригла себе волосы, что привело в ярость ее мать: она лишила Е. С. возможности уединяться для молитвы, наказав всем домашним не оставлять девочку одну и по возможности загружать ее работой. Согласно Житию, именно под влиянием этих обстоятельств Е. С. осознала, что в душе каждого человека есть особая «тайная келья», куда в любой момент можно «удалиться» и обрести Бога. Она объявила семье, что до конца жизни готова быть служанкой родным при условии, что ее больше не будут принуждать к замужеству, поскольку она уже избрала Иисуса Христа своим Женихом. Отец, видя серьезность намерений дочери, запретил к.-л. из домочадцев вмешиваться в ее духовную жизнь и обещал всячески поддерживать ее.В 1363 г. Е. С. вступила в конгрегацию Сестер покаяния св. Доминика (Sorores de poenitentia B. Dominici), религ. сообщество, членам которого разрешалось вести монашеский образ жизни вне мон-ря и носить черно-белое одеяние доминиканцев (см. ст. Терциарии). Последующие 4 года Е. С. редко выходила из комнаты и лишь для того, чтобы присутствовать на богослужениях, разговаривала только с исповедовавшим ее священником. Она утверждала, что в комнате во время молитвы ее учит Сам Христос; время, когда она не общалась с Богом, она, по ее словам, проводила в борьбе с нечистыми духами. Согласно Житию, в 1367 г. ей явился Христос, Который звал ее выйти из затвора, побуждая принять участие в жизни семьи, общины и города. Несмотря на нежелание терять, как ей казалось, исключительное общество своего возлюбленного Жениха (Е. С. считала, что она мистическим образом «обручилась» с Христом и носит на пальце видимое лишь ей обручальное кольцо), она решила следовать Его зову с тем же рвением, с каким прежде предавалась покаянию и молитве в уединении. Е. С. посвятила себя заботе о немощных в различных больницах Сиены. Во время эпидемии чумы 1374 г. самоотверженно ухаживала за заболевшими. Трудности воспринимались ею как способ отречения от себя и умерщвления плоти. Изнуряющая активность и отсутствие достаточного времени для медитаций порой были поводом для обращений ко Христу с вопрошением: «Где же Ты, Господи?» - на что Иисус, по словам Е. С., всегда отвечал: «Здесь, среди тех, кому ты помогаешь».
«Мистическое обручение св. Екатерины Сиенской». Ок. 1514 г. Худож. Д. Беккафуми (Национальная пинакотека, Сиена)
«Мистическое обручение св. Екатерины Сиенской». Ок. 1514 г. Худож. Д. Беккафуми (Национальная пинакотека, Сиена)По мере того как весть о благочестии Е. С. распространялась среди горожан Сиены, ее стали приглашать в качестве посредницы между враждующими семьями. Чтобы отвечать на просьбы о помощи, к-рые поступали и из др. городов, она начала диктовать письма (писать научилась почти в 30 лет). Вокруг Е. С. собрались сторонники из разных слоев общества: мужчины и женщины, монахи и миряне, молодые и пожилые, многие из них называли ее «мамой», несмотря на то, что ей едва исполнилось 20 лет. Руководство доминиканского ордена, озабоченное ростом популярности Е. С. на фоне широкого распространения во 2-й пол. XIV в. еретических учений иоахимизма и «апостольских братьев», проповедовавших идеал евангельской нищеты, покаяние, аскетизм, отказ от собственности, внимательно изучило деятельность Е. С. на генеральном капитуле, заседавшем 21 мая 1374 г. во Флоренции в мон-ре Санта-Мария Новелла. Как заключил капитул, в деятельности и учении Е. С. не содержалось ничего, что противоречило бы католич. вероучению.
Одним из важнейших политических и религ. событий той эпохи было «Авиньонское пленение пап». Мн. известные люди в Европе прилагали усилия к тому, чтобы убедить пап вернуться из Авиньона в Рим. Более всего в этом преуспела католич. св. Биргитта Шведская, популярность и влияние к-рой в Европе к кон. 60-х гг. XIV в. были чрезвычайно велики. Со смертью Биргитты в 1373 г. политическая деятельность Е. С. приобрела европ. размах. Вдохновленный ее письмами папа Римский Григорий XI послал к ней Альфонсо ди Вальдатерра, бывшего исповедника Биргитты, прося молитв за себя и за всю католич. Церковь. Е. С. отправилась во Флоренцию, пытаясь примирить враждующие кланы друг с другом и с папой Римским. Там с согласия доминиканского ордена она получила нового исповедника - Раймонда Капуанского, к-рый стал не только ее духовником, но также секретарем и биографом.
В 1375 г. Е. С. посетила Пизу и Лукку, пытаясь убедить городские власти не вступать в антипапскую коалицию и проповедуя крестовый поход против турок. Как сообщает Раймонд Капуанский, в Пизе в ц. св. Кристины 1 апр. 1375 г. Е. С. получила невидимые для других стигматы. Крестовый поход, реформа католич. Церкви и возвращение ее главы в Рим стали главными темами ее посланий к папе Григорию XI, но основной целью было примирить понтифика с флорентийцами. В этот период отношения традиционно гвельфской Флоренции с папой, находившимся за пределами Италии, в Авиньоне, ухудшились. Экономические трения с папскими легатами-французами привели к началу «войны 8 святых» (1375-1378), в ходе к-рой папа Григорий XI наложил на город интердикт (1376). 18 июня 1376 г. Е. С. в сопровождении Раймонда Капуанского и группы учеников приехала в Авиньон. Она добилась разрешения на возобновление богослужений во флорентийских храмах, а также укрепила папу в принятом им решении вернуться в Рим (13 сент. 1376 Григорий XI покинул Авиньон). Несмотря на возвращение папы в Рим, конфликт между папством и Флоренцией был улажен уже при следующем папе, Урбане VI. По его приглашению (Урбан VI рассчитывал на поддержку Е. С. в начавшейся после его избрания на Папский престол схизме против антипапы Климента VII) Е. С. отбыла в Рим (кон. нояб. 1377). Там она вела активную переписку, стараясь привлечь на сторону папы новых союзников. В кон. июля 1378 г. ее стараниями был подписан мирный договор папы Римского с Флоренцией.
Желая поощрить усилия знаменитой горожанки, власти Сиены разрешили Е. С. заложить мон-рь в пригороде, в бывшем замке Белькаро. Весной 1377 г. мон-рь во имя Богородицы, Царицы ангелов (лат. S. Maria Regina Angelorum), был открыт. Тогда же Е. С. начала работу над трактатом «Dialogo della provvidenza, ovvero il Libro della divina dottrina» (Диалог о провидении, или Книга о Божественной доктрине). По свидетельству современников, на протяжении неск. лет она не ела ничего, кроме гостии. Е. С. тяжело переживала ослабление монашеского начала в ордене доминиканцев и призывала вернуться к строгому соблюдению устава в доминиканских монастырях. Этот завет уже после смерти Е. С. исполнил ставший генералом доминиканского ордена Раймонд Капуанский, учредив обсерванции (мон-ри строгого послушания).
Зимой 1380 г. Е. С. пережила сердечный приступ, ее здоровье стало стремительно ухудшаться. После тяжелой болезни она умерла в возрасте 33 лет. Через 2 дня ее тело при огромном стечении народа было захоронено в доминиканской ц. Санта-Мария сопра Минерва в Риме, к-рая сразу стала центром почитания Е. С. Голова святой была отделена и послана в Сиену, где хранится в базилике Сан-Доменико. В Сиену был послан и палец Е. С., к-рым до наст. времени благословляют Вооруженные силы Италии. Частицы мощей Е. С. почитаются и в др. церквах и мон-рях Италии. Комната, где скончалась Е. С., также стала местом паломничества и впосл. была превращена в капеллу.
Сразу после смерти Е. С. стала почитаться как святая; во многих доминиканских мон-рях ее память отмечалась 29 апр., в день ее смерти. Начать процесс канонизации Е. С. собирались папы Урбан VI, Иннокентий VII и Григорий XII. В нач. XV в. в Венеции по инициативе еп. Кастелло Франческо Бембо стали собирать документы, необходимые для канонизации Е. С. К тому времени большинство ее учеников были еще живы, их свидетельства вошли в сборник документов процесса (Processus contestationum super sanctitate et doctrina S. Catharinae de Senis). 29 июня 1461 г. папа Римский Пий II подписал акт о канонизации Е. С. и установил днем памяти 1-е воскресенье мая. В 1630 г. папа Урбан VIII переместил день памяти Е. С. на 30 апр. (только в Сиене память католич. святой отмечается в день ее смерти). В 1727 г. папа Бенедикт XIII установил литургический праздник получения Е. С. стигматов на 1 апр. В 1866 г. папа Пий IX провозгласил ее наряду с апостолами Петром и Павлом св. покровительницей Рима, папа Пий XII в 1939 г.- покровительницей Италии вместе с католич. св. Франциском Ассизским. В 1970 г. папа Павел VI удостоил ее и католич. св. Терезу Авильскую почетного титула «doctor Ecclesiae», что было 1-м присвоением этого титула св. девам. 1 окт. 1999 г. motu proprio «Spes aedificandi» папа Римский Иоанн Павел II провозгласил Е. С. вместе с католич. святыми Биргиттой Шведской и Эдит Штайн св. покровительницей Европы (их имена были добавлены к покровителям Европы равноапостольным Кириллу (Константину) и Мефодию и прп. Венедикту Нурсийскому).
Сочинения
. Трактат Е. С. «Диалог...» быстро получил широкое распространение (изд. в 1472 в Болонье; лат. пер. опубл. в 1496). Сочинение состоит из 167 глав и представляет собой диалог Е. С. с Богом. Она обращается к Богу с просьбами проявить милосердие к ней, к миру, к католич. Церкви, о Провидении для всех. Далее Е. С. излагает свое учение, к-рое состоит из неск. частей: «доктрины совершенства» (представляет личное развитие человека через любовь к Богу, ближнему и самому себе), «доктрины моста» (объясняет Воплощение как мост, через к-рый человек в состоянии пересечь бездну, образовавшуюся в результате грехопадения, и достичь Бога), «доктрины слез» (предостерегает, что не все пути ведут ко благу), «доктрины света» (освещает путь идущих по мосту), «доктрины Провидения» (в рамках к-рой дан краткий обзор всей истории человечества) и «доктрины послушания» («ключ послушания», сломанный и потерянный Адамом, согласно Е. С., был найден и починен Христом и отдан Им на хранение Церкви).
Полагая сущностью христ. совершенства любовь, католич. святая описывает 3 степени любви на пути души к святости: рабскую любовь, которая сопровождается страхом наказания за грехи, любовь наемника, надеющегося получить в награду вечную жизнь, и сыновнюю любовь, которая суть любовь к Богу ради Него Самого. В состоянии совершенной сыновней любви человек, по Е. С., абсолютно утрачивает волю и полностью покоряется Божией воле. Описывая мистическое единение с Богом, она уточняет, что имеет в виду переживание или осознание присутствия Бога в душе. Согласно ее учению, в состоянии совершенства душа никогда не утрачивает осознания Божественного присутствия; между душой и Богом устанавливается сокровенное и непрерывное единство, поэтому общение с Ним, молитва к Нему, возможны в любой момент и в любом месте.
Сохранилось более 380 писем, написанных или продиктованных Е. С. между 1370 и 1380 гг. Письма не только содержат подробности политической истории того времени, но и дают возможность оценить характер католич. святой (напр., ее чувство юмора). Сохранилось также собрание из 26 молитв, записанных за Е. С. ее учениками. Впервые молитвы были опубликованы Альдом Мануцием в 1500 г. в качестве приложения к изданию писем Е. С.
Соч.: Il Dialogo / Ed. G. Cavallini. R., 1968. Siena, 19952; Le Lettere di Caterina da Siena / Ed. P. Misciatelli. Firenze, 1939-1947. 6 vol.; Epistolario di St. Caterina da Siena / Ed. E. Dupré Theseider. R., 1940; Le Orazioni / Ed. G. Cavallini. R., 1978; Opera omnia: Testi e concordanze / Ed. F. Sbaffoni. Pistoia, 2002. CD-ROM.
Ист.: BHL, N 1702-1709; ActaSS. Apr. Vol. 3. P. 851-978; Raimondo da Capua. S. Caterina da Siena: Vita. Siena, 19784; Leggenda minore di S. Caterina e lettere de' suoi discepoli / Ed. F. G. Grottanelli. Bologna, 1868; Caffarini Tommaso. Leggenda minore di S. Caterina da Siena / Ed. E. Franceschini. Mil., 1942; idem. Supplemento alla vulgata legenda di S. Caterina da Siena / Ed. A. Tantucci. Lucca, 1754; Fontes vitae S. Catharinae Senensis historici / Ed. M. H. Laurent, F. Valli. Siena; Firenze; Mil., 1936-1942. 21 vol.; Processus contestationum super sanctitate et doctrina S. Catharinae de Senis // Martène E., Durand U. Veterum scriptorum et monumentorum... amplissima collectio. P., 1729. N. Y., 1968r. T. 6. P. 1239-1382.
Библиогр.: Zanini L., Paterna M. C. Bibliografia analitica di St. Caterina da Siena: 1910-2000. R., 1971-2003. 5 vol.
Лит.: Герье В. И. Катарина Сиенская // ВЕ. СПб., 1892. Т. 5 № 9. С. 5-56; № 10. С. 429-496; то же // Символ. Париж, 2002. № 45. С. 97-227; Fawtier R. Catheriniana // Mélanges d'archéologie et d'histoire de l'École Française de Rome. P., 1914. Vol. 34. P. 3-96; idem. S. Catherine de Sienne: Essai de critique des sources. P., 1921. Vol. 1: Sources hagiographiques; 1930. Vol. 2: Les œuvres de St. Catherine de Sienne; Bernadot M.-V. St. Catherine de Sienne au service de l'Église. P., 1941; Grion A. S. Caterina da Siena: Dottrina e fonti. Brescia, 1953; Perrin J.-M. Catherine de Sienne: Contemplative dans l'action. P., 1961; Atti del Simposio intern. Cateriniano-Bernardiniano: Siena, 17-20 aprile 1980 / A cura di D. Maffei e P. Nardi. Siena, 1982; Champdor A. Catherine de Sienne et son temps. Lyon, 1982; Antoni Cl. G. Sistemi stilistici ed espressione mistica: Saggi sulla tradizione cateriniana. Pisa, 1985; Bianchi L., Giunta D. Iconografia di S. Caterina da Siena. R., 1988; Сикари А. Св. Екатерина Сиенская // Он же. Портреты святых. Милан; М., 1991. Т. 2. С. 5-21; Catherine de Sienne: [Exposition: Grande chapelle du Palais des papes. Avignon, 1992]. Avignon, 1992; Pajardi P. Caterina la santa della politica: Ricerche e riflessioni sul pensiero etico, giuridico, sociale e politico di S. Caterina da Siena. Mil., 1992; Cavallini G. Catherine of Siena. L.; N. Y., 1998; Anodal G. Caterina da Siena. Casale Monferrato, 2000; idem. Caterina da Siena: Patrona d'Europa. Siena, 2004; La Roma di S. Caterina da Siena / A cura di M. G. Bianco. R., 2001; Santa Caterina da Siena. Bologna, 2002; Vincenzo R. Dimensione trinitaria della dottrina mariologica in santa Caterina da Siena // Marianum. R., 2003. P. 132-206; Atti del Simposio Europeo su S. Caterina da Siena. Napoli, 2004; Luongo F. Th. The Saintly Politics of Catherine of Siena. Ithaca (N. Y.), 2006.
Ю. Ю. Дресвина
Иконография
«Стигматизация св. Екатерины, со святыми Бенедиктом и Иеронимом». Ок. 1514 г. Худож. Д. Беккафуми. (Национальная пинакотека, Сиена)
«Стигматизация св. Екатерины, со святыми Бенедиктом и Иеронимом». Ок. 1514 г. Худож. Д. Беккафуми. (Национальная пинакотека, Сиена)Е. С. традиционно изображалась в облачении монахини доминиканского ордена: белая туника с белым капюшоном и наплечником, долгополая широкая темная накидка, белый (реже темный) головной покров (мраморная крышка саркофага (1450) работы Исаии да Пиза, ц. Санта-Мария сопра Минерва, Рим; фреска Г. Феррари, 1533-1534, ц. св. Христофора в Верчелли). С XVI в. стало обычным изображение Е. С. в белых одеждах (Д. Беккафуми «Стигматизация св. Екатерины, со св. Бенедиктом и блж. Иеронимом», ок. 1514, Национальная пинакотека, Сиена).«Мадонна с розовым венком со святыми Домиником и Екатериной Сиенской». Между 1618 и 1621 гг. Худож. Дж. Б. Креспи (Пинакотека Брера, Милан)
«Мадонна с розовым венком со святыми Домиником и Екатериной Сиенской». Между 1618 и 1621 гг. Худож. Дж. Б. Креспи (Пинакотека Брера, Милан)Портретным считается изображение святой на фреске А. Ванни (1375, капелла св. Екатерины в базилике Сан-Доменико в Сиене): лик аскетичного типа, правильный овал лица, выделенные надбровные дуги, слегка удлиненный нос, тонкие губы и вздернутая верхняя губа. До 1472 г. (интердикт папы Сикста IV об изображении стигматов; отменен папой Урбаном VIII в 1630) Е. С. изображали со стигматами на стопах, ладонях и в области сердца (некровоточивыми), от к-рых исходит сияние (полихромная деревянная статуя Нероччо деи Ланди, ок. 1470, ц. Санта-Катерина ин Фонтебранда, Сиена). Встречаются изображения Е. С. в терновом венце (Дж. Б. Тьеполо, 1746, Музей истории искусств, Вена), в венке из роз (Дж. Б. Креспи «Мадонна с розовым венком со святыми Домиником и Екатериной Сиенской», между 1618 и 1621, Пинакотека Брера, Милан), в окружении славы (фра Анжелико, 1457, Национальная галерея Умбрии, Перуджа), с нимбом (фреска Веккьетты, 1461, Палаццо Комунале, Сиена), с папским гербом или папской тиарой в руках, а также изображение Е. С., коронованной ангелом (полиптих Л. Бреа, 1488, ц. Санта-Мария делла Мизерикордия, Таджа). Чаще всего Е. С. изображали с книгой (мастер XV в., фреска в ц. Сан-Пьетро, Карпиньяно-Сезия, Италия - с книгой и сердцем) и лилией (Д. Беккафуми «Св. Екатерина получает одежды и ветвь лилии от доминиканцев», пределла алтарного образа, ок. 1514, Национальная пинакотека, Сиена), с распятием (Д. Гирландайо, 1490, Старая пинакотека, Мюнхен), иногда с сердцем (Дж. Дженга «Диспута», между 1516 и 1518, Пинакотека Брера, Милан), с черепом (Содома, нач. XVI в., Академия изящных искусств, Сиена).«Причисление папой Пием II Екатерины Сиенской к лику святых». Фреска кафедрального собора в Сиене. 1505–1507 гг. Худож. Пинтуриккио
«Причисление папой Пием II Екатерины Сиенской к лику святых». Фреска кафедрального собора в Сиене. 1505–1507 гг. Худож. ПинтуриккиоОб особенностях почитания позволяют судить изображения Е. С. в многофигурных композициях, на к-рых чаще всего ее образу сопутствуют изображения Раймонда Капуанского (картина нач. XVIII в., доминиканский мон-рь в Дисен-ам-Аммерзе - Е. С. и ее духовник врачуют зачумленных), С. Макони, последователя и биографа Е. С. (А. Боргоньоне «Богоматерь с Младенцем, св. Екатериной Сиенской и картезианским монахом», 1488-1490, Пинакотека Брера, Милан), католич. св. Доминика и святых ордена (хоругвь Дж. ди Паоло, 1494, ц. Сан-Доменико в Перудже), католич. св. Франциска Ассизского (М. Бальдуччи «Вознесение Богоматери со святыми Франциском и Екатериной», 1509, капелла в ц. Санто-Спирито, Сиена), равноап. Марии Магдалины (Т. Бойерманс, 2-я пол. XVI в., Музей изящных искусств, Гент), патрональной святой Е. С.- Екатерины Александрийской, ориентация на образ к-рой способствовала возникновению иконографий «Диспута» и «Обручение св. Екатерины» (фра Бартоломео «Обручение Христу», 1511/12), Галерея Палатина, Флоренция; Ч. Ферри «Видение св. Екатерины Сиенской», 2-я пол. XVII в., ГЭ), блж. Иеронима Стридонского, святых Сигизмунда Бургундского, Агнессы из Монтепульчано, Розы Лимской («Святое семейство со святыми Иоанном Крестителем и Екатериной Сиенской», 1516-1517, Музей г. Хенфилд, Великобритания), папы Пия II (фреска Пинтуриккио «Причисление папой Пием II Екатерины Сиенской к лику святых», 1505-1507 (Б-ка папы Пия II), кафедральный собор, Сиена), папы Григория XI (Е. С., ведущая под уздцы его лошадь в Рим, что символизирует завершение Авиньонского пленения пап - фреска Маттео ди Джованни, 2-я пол. XV в., Società Opere Pie (собрание «Благочестие в памятниках искусства»), Музей кафедрального собора, Сиена; рельеф надгробия папы Григория XI, выполненный Р. Р. Оливьери, 1584, ц. Санта-Франческа Романа, Рим) и папы Урбана VI. Пространные циклы включают сцены, в к-рых Е. С. представлена ухаживающей за больными (картина 40-80 гг. XV в. из цикла «Дела милосердия», Королевский музей изящных искусств, Антверпен).Выбор сюжетов циклов или разрозненных композиций обусловлен желанием подчеркнуть визионерство Е. С.: святая получает от св. Доминика облачение члена ордена (Нероччо деи Ланди, 2-я пол. XV в., собр. Беренсон, Сеттиньяно); отдает свое платье бедняку и получает его из рук Христа (фреска XIV в., доминиканская ц. св. Сикста II, Рим); мистическое обручение Е. С. Христу (в ранних изображениях - Христу Средовеку: житийная икона, ок. 1385, мастер пизанской школы, Городской музей Пизы; впосл., как и вмц. Екатерина Александрийская,- Христу Младенцу: ретабль Лоренцо да Сансеверино, кон. XV в., Национальная пинакотека, Сиена); Е. С. получает от Христа новое сердце (Г. Коццарелли, 2-я пол. XV в., Национальная пинакотека, Сиена; Г. Феррари «Святое собеседование», 1-я пол. XVI в., Галерея Польди-Пеццоли, Милан); Е. С. выбирает себе терновый венец (Б. Фунгаи, кон. XV в., сцена на пределле алтарного образа в базилике Сан-Доменико, Сиена); распятый Христос с креста обращается к Е. С. (Веккьетта, 1445, Национальная пинакотека, Сиена); Е. С. принимает причастие из рук Христа (фреска XV в. в ц. Сан-Доменико в Сполето); ангелы кормят Е. С. (фрагмент пределлы, Д. Беккафуми, ок. 1514, Национальная пинакотека, Сиена); вручают ей терновый венец (П. Ф. Биссоло, 1513, Галерея Академии, Венеция); Е. С. молитвой останавливает разбойника, изгоняет бесов (Дж. ди Бенвенуто, нач. XVI в., Музеи Ватикана); Е. С. диктует свои сочинения; Е. С. (по типу Мизерикодия) принимает членов братства под свою накидку(М. Бальдуччи, XVI в., ораторий ц. Санта-Катерина делла Нотте, Сиена); Е. С. вручает братьям уставы 2-го и 3-го орденов доминиканцев (картина К. Росселли, 1499-1500, Национальная галерея в Эдинбурге, Шотландия).
Среди наиболее ранних циклов, отмеченных вниманием к основной сюжетной линии ранней редакции Жития и устойчивыми композиционными схемами иллюстрируемых сюжетов,- алтарные картины Дж. ди Паоло, 1-я пол. XV в. (Музей искусств в Кливленде; собрание Хайнеманн, Нью-Йорк; собрание Флейшмана, Нью-Йорк; собрание Тиссен-Борнемиса в Лугано, Швейцария; Метрополитен-музей, Нью-Йорк); фрески Дж. дель Паккиа (после 1418, дом Е. С. в Сиене), Содомы (и Ф. Ванни (?)) (1526, капелла св. Екатерины в базилике Сан-Доменико, Сиена), а также служащие образцом ранней печатной графики ксилографии (1515) Х. Шойфелена, иллюстрирующие пространную редакцию Жития святой (собрание Плейстер, Германия).
Т. Ю. Облицова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.